СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Славянская письменность

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Славянская письменность

Просмотр содержимого документа
«Славянская письменность»





Открытый урок, посвящённый Дню славянской письменности и культуры.



Тема урока:

24 мая- День славянской письменности и культуры( по ФГОС)


















Разработал: преподаватель

русского языка и литературы

Батчаева З.Б.









Цели урока:

  • Познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;

  • Показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;

  • Развивать у учащихся интерес к русской истории, к русскому языку;

  • Воспитывать у учащихся чувство гражданственности и патриотизма.


Задачи урока:

• Передать учащимся знания в области культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

  • Познакомить учащихся с культурным наследием русского народа;

  • Способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие.

Тип урока: интегрированный урок применения знаний на практике, урок-игра.

Технологии урока: групповая, информационно - коммуникативная технология, игровая( викторина: класс или классы по параллели разделены на 2 команды и болельщиков, жюри- гости урока)

Оборудование урока: компьютер (моноблок), мультимедийный проектор, презентация «Кирилл и Мефодий. Славянская письменность».3. Ромашка из листов А-4 для кластера, фломастеры.

Оформление доски: дата, классная работа, тема урока на перевернутых листах А-4, круг из А-1 с надписью «24 мая» для кластера, таблицы с изображением древнеславянских азбук: 1. «Глаголица», 2. Кириллица, цитата о русском языке, фотографии памятника Кириллу и Мефодию.

Использованная литература :

  1. Байбурова Р. Как появилась письменность у древних славян // Наука и жизнь. - 2009.-№5.

  2. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2009.

  3. Никитин О.В. Славянские языки, письменность и культура : исторические и современные тенденции развития науки и образования// Русский язык в школе.- 2009.

  4. Половинкин А.И. Православная духовная культура, - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.

  5. Смирнов П., протоиерей. История христианской православной Церкви. – М. 1998.

  6. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М.В. Панов.- М. : Педагогика, 2010.

План урока:

  1. Вступление.

  2. Сообщения учащихся.

  3. Видеоролик «Славянская азбука – послание наших предков»

  4. Экскурс в лексику. Этимология фразеологизмов, поговорок.

  5. Сценка

  6. Викторина.

  7. Заключительный этап. Итог урока.


Ход урока


1. Организационный момент.

Приветствие учащихся:

-Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте хорошего дня. Я вам тоже желаю удачи и с пользой провести время. Сегодня необычный урок: у нас гости, которые подведут итоги викторины в конце урока и выберут команду- победителя. А это значит, что у нас сегодня урок-игра. Задание создать команды и придумать названия, выбрать болельщиков дано было заранее. По ходу урока, ребята, вы должны записывать важную информацию в тетради, чтобы потом использовать в викторине.

2.Рефлексия. (Презентация. Слаид 1).

-Ребята, что это?(Азбука)

Постановка проблемного вопроса:

- А знаете ли вы, кто создал нашу азбуку? Когда она появилась?

- Прежде чем ответим на эти вопросы, давайте попробуем определить тему урока.(Учащиеся озвучивают приблизительно тему урока, учитель формулирует ее «24 мая – День славянской письменности»).

-А какие цели поставим перед собой? (Озвучивают учащиеся)


  • Мы должны познакомиться с историей создания славянской азбуки, с ее основателями ;

  • Развивать интерес к русской истории, к русскому языку;

  • Воспитывать чувство патриотизма.



3. Вступительное слово (учитель).

В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации, а прошлое - без упорядоченной истории, религию - без священных текстов...

Русские писатели и поэты во все времена восхищались необычайным богатством, звучностью, мелодичностью, точностью, неиссякаемостью русского языка. В стихах и прозе воспевали художники слова наш родной язык.(Слайд 2)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

И.С. Тургенев «Русский язык».(Слайд 3)

Появление письменности стало одним из самых важных открытий на долгом пути человечества. По значимости этот шаг можно, пожалуй, сравнить с добыванием огня или с переходом к выращиванию растений вместо долгой поры собирательства.

Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд уже более тысячи лет назад, в IX веке нашей эры


-Итак, познакомимся с создателями азбуки. Святые братья Кирилл и Мефодий много веков назад даровали нам азбуку, которая и по сей день связывает не только славян, но и многие народы земли.


24 мая наша страна отмечает День славянской письменности и культуры – праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной литературы и родной культуры. Собственная письменность всегда служит любому народу мощным стимулом единения и развития. (Слайд 4)

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки, которые создали братья Кирилл и Мефодий. (Слайд 5-6)

Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице   43 буквы, впоследствии эта азбука стала основой русского алфавита.

В 1349 году в честь просветителей Кирилла и Мефодия был установлен праздник. Ежегодно 24 мая болгарский народ, а теперь и все славянские народы устраивают праздник Кирилла и Мефодия. В этот день в Болгарии города и села утопают в цветах. Торжество начинается с демонстрации. С высоко поднятыми над головами книжками, глобусами, плакатами, шумной толпой проходят учащиеся по улицам. Их приветствуют писатели, рабочие, учителя.

Славянская азбука, созданная святыми братьями, послужила основой русской письменности. Само слово «азбука» произошло по названию первых двух букв кириллицы: «аз» и «буки». Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного письма.(Слайд 7-9)


Словарная работа

- Вспомним, что такое уставное письмо?

(Устав – это такое письмо, при котором буквы пишутся прямо, отдельно одна от другой и нет промежутка между словами).


Много веков после создания азбуки развивалась славянская письменная культура. Замечательные памятники письменности создавались в Болгарии, в Сербии, на Руси. Но редкой и дорогой оставалась рукописная книга, которая писалась на особом материале.(Слайд 10-15)

Книги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что на ее создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными заставками, аккуратными миниатюрами, красивыми заглавными буквами - буквицами…. Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах.

Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников — солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.(Слайд 16)

Теперь вам легко представить, как выглядели книги в древности.

К сожалению, до нашего времени не дошли книги, переведенные равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. Поэтому мы считаем прародителем современного русского языка старославянский язык. Именно от старославянского зародился церковнославянский язык, ставший самым близким к кириллице.



  1. Сообщения подготовленных учащихся. (Учитель напоминает о том, что важную информацию они должны конспектировать)


1. «Братья Кирилл и Мефодий и славянская азбука». (Слайд 17)

Истоки праздника неразрывно связаны с чествованием Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян, создателей славянской азбуки. Значимость их трудов для славянских народов велика. Святые братья не только дали славянскому миру азбуку, но и заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом.

На российскую землю этот праздник пришел в 1992 году, когда в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена неугасимая лампада – знак вечной памяти.

Мы сегодня не можем быть Иванами, не помнящими родства. Не имеем права забывать о том, что складывалось и развивалось веками, а именно – письменность и культура.

Эпоху, когда не было письменности называют доисторической.

Более 1140 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году (9 век).

Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Фессалоники (Солуни), в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали два языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян.

Константин, благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку, по-славянски. Старший – издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.

Ну, а как же была придумана азбука для славян?

Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой – легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество. И чем проще будут буквы, тем скорее можно переписать книгу. Ведь писать станут люди неумелые, с непривычными к письму руками. Буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были церкви, где звучала славянская речь. Не могли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их.

Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: “Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…”

Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.


- Знаете ли вы, какие книги были первыми на Руси?

Какие книги первыми были переведены на славянский язык?

Это книги Священного Писания – Апостол, Евангелие и Псалтирь.(Слайд 18)


2. «История письма и деятельность братьев».

Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма.

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражён весь мир, вся наша жизнь.

Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.

Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в 9 веке было создано славянское письмо путём использования букв греческого алфавита.

  • Картинное письмо

  • Идеография

  • Звуковое письмо

  • Греческое письмо

  • Латинское письмо

  • Славянское письмо

  • Русское

 Более 1140 лет назад славянские книжники братья Константин  (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами славянского алфавита. В наше время 10 часть всех существующих языков  - 70! -имеет письменность на основе кириллицы.

В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «глаголица». Позднее в Болгарии ученики Константина и Мефодия изобрели вторую и главную славянскую азбуку – кириллицу (43 буквы), названную в честь Константина – Кирилла. Каждой букве было дано название: аз, буки, веди, глаголь, добро…Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, четкими, легкими в написании. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, первоучителей словенских, стали символом духовного подвига.

3. Подготовленный ученик рассказывает, как учили грамоте на Руси.

Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа? Длинный стол, между столом и стеной – лавка, на стене – полка с книгами и обязательно плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания. Так изображена школа на одной из гравюр 1634 года.

Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом).

Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый учил свое вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – на всю избу кричат».

Учили каждую букву по ее названию. (Учитель может проиграть эту ситуацию с группой ребят.)



А – аз
Б – буки (буквы)
В – веди (знаю)
Г – глаголь (говори)
Д – добро
Е – есть
Ж – живот (жизнь)

З – земля
Л – люди
М – мысль
Н – наш
О – он
П – покой










За каждую ошибку наказывали розгами.

– Послушайте отрывок из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица» (читает подготовленный ученик).



Как церковный грамотей в старину учил детей

В старину учились дети – 
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины
Называют «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжку
На славянском языке.

Вопросы к классу:

– Понравилось ли вам в школе Руси? Почему?
– Кто, чему и как обучал детей?
– Почему «трудно грамота давалась нашим предкам в старину»?
– Согласны ли вы с тем, что учиться должны были только мальчики?

А вот как вспоминает о постижении грамоты А.М. Горький. (Инсценировка.)

К омната, печка, дед сидит на кровати, в руках – азбука. Рядом пристроился Алеша.
– Ну-ка, ты, пермяк соленые уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?
– Буки.
– Попал! Это?
Веди.
– Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?
– Добро.
– Попал. Это?
– Глаголь.
– Верно. А это?
– Аз.
– Интересно, почему же до нас не дошла азбука, по которой учились наши предки?

5. Слово учителя

В начале XVIII века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшим изменением пользуемся мы и сейчас.
В 1917–1918 годах была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова

6. «Славянская азбука – послание наших предков».(Слайд 20)

- Теперь давайте прочтем названия старославянских букв, которые вы записали в тетради. Что у нас получается?

Читаем названия букв в скобках: Аз, Боги, Веди – переводим: Я Бога ведаю, Глаголь, Добро, Есть, Живот - Говорить (творит) добро есть жизнь, Како, Люди, Мыслите, Есть, Наш, Покой – как люди мыслят – таков есть наш мир.

Вот какая древняя мудрость зашифрована в славянской азбуке, вот какое важнейшее послание получили мы сегодня от наших предков !!!

Ведь вы теперь знаете, ЧТО СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА – ЭТО ОБРАЗНАЯ АЗБУКА, а европейские языки – языки символов.


7.Экскурс в лексику. Этимология фразеологизмов, поговорок.

Названия древних букв, сохранившихся в русских пословицах и поговорках.

Ряд фразеологизмов возник в результате слияния названий древних букв, стоящих рядом: твердое слово, слово твердо. Буквы Р, С, Т, стоящие рядом и читавшиеся при заучивании по их названиям рцы, слово, твердо, давали сочетание “говори слово твердо”. Рцы – форма от глагола “речи”, говорить.

А) Прописать ижицу (устар. шутл.) - высечь, выпороть, наказать розгами или ремнем. Выражение по происхождению собственно русское, употребляется с XVIII века. Ижица - старинное название последней буквы церковнославянской азбуки; по форме эта буква отчасти напоминает пучок розог или плетку. Наряду с "фитой" и "ятем" "ижица" была символом трудного письма и обучения грамоте на Руси. Русские пословицы связывают "ижицу" с телесными наказаниями: Фита и ижица, к ленивому плетка движется; ижица - плетка ближится. Возможно, выражение прописать ижицу восходит к прописной ижице (буква, написанная красной краской). При старательной порке на теле действительно возникает что-то вроде прописной "ижицы".

Б) Расставить точки над i - дать пояснения, уточнить, внеся полную ясность; довести до конца. Выражение - калька с французского. Проникновение этого образа в русский язык связано с тем, что в старой русской орфографии применялась буква "и десятеричное", сходная по начертанию с французской i.

В) Интересно использовал различные признаки древних букв А.С. Пушкин в эпиграмме, посвященной поэту Ф. Глинке:

Поэт Фита, не становись Фертом!

Народный образ – стоять фертом – означает горделивую позу человека, подперевшего руки в бока. Этимология названия буквы учеными достоверно не выяснена. Читателям с воображением эта палочка с двумя дужками по бокам стала напоминать подбоченившегося человека. Так появилось словосочетание стоять фертом”, а затем новое существительное “ферт” и даже уменьшительное “фертик”, по Далю – франтик, щеголёк. Мало-помалу существительное стало уже неодобрительным, полубранным. У Чехова: “Тут к нам ездит один ферт со скрипкой, пиликает”.

Г) “Покой” – старое название буквы П. Сохранилось оно до наших дней едва ли не исключительно в выражении “покоем ставить что-либо, располагать”. Столы “ставят покоем” – так, чтобы они образовали букву П.

Д) У названия буквы “добро” тоже непростая история. Так называли жёлтый флаг во флотской флажной сигнализации. Значение этого флага: “Да, согласен, разрешаю”. На флоте и в настоящее время можно услышать выражения “дал добро”, “получил добро”. Это “добро” было в прошлом наименованием одной из букв старославянской азбуки.

Е) Как вы думаете что значит выражение «Прочитал бы от доски до доски»?

(«От доски до доски» значит «от начала до конца», от первой до последней страницы. В старину книжные «обложки» делались из дощечек, обтянутых кожей. Их украшали позолотой, драгоценными камнями).

Ж)Если внимательно изучить азбуку, кто-то, может быть, даже смог бы написать книгу…Главное - начать… с красной строки. Объясните, что это за строка.

(Переписчики, начиная новый раздел, выделяли его: отступив от края страницы, изображали большую, красивую, выразительную буквицу. «Красивое» на Руси называли «красным». Да и выписывались буквицы красной краской, а иногда золотились. С тех пор в нашем языке появилось понятие «красная строка»).


8.Физминутка.

А сейчас мы поиграем. Запоминайте, как называются по–славянски части нашего тела.

Повторяйте и показывайте за мной.

Глава (голова), чело (лоб), очи (глаза), вежди (веки), ланиты (щеки), уста (рот), выя (шея), рамена (плечи), длань (ладонь), десница (правая рука), шуйца (левая рука), персты (пальцы).


9.Викторина.

Учащиеся делятся на 2 команды (команды заранее придумали названия). Членам жюри раздаются ручки, бланки с названиями конкурсов, указанием нормы оценки и с правильными ответами.


1Вопросы  викторины  «Кто   внимательнее»  (вопросы   задаются командам поочередно)-по 1 баллу за каждый правильный ответ.  (Слайд 21-22)  

     

  1. Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия? (Солоники).

  2. Какие две азбуки изобрели братья и их последователи? (Глаголица и кириллица).

  3. Какое имя было у Кирилла до принятия монашества? (Константин).

  4. Какое прозвище было у Кирилла? (Философ).

  5. Славянское государство, в которое прибыли с просветительской миссией Кирилл и   Мефодий? (Моравия).

  6. Одна из славянских азбук, ставшая основой русского алфавита? (Кириллица).

  7. Когда возникла письменность у славян? (9 век н.э., 863год).

  8. Сколько букв в глаголице? (40 букв).

  9. Сколько букв в кириллице? (43 буквы).

  10. Сколько букв в современном алфавите? (33 буквы).

  11. Где используется алфавитный порядок?  

  12. Как возникло слово «азбука»? (Слово «азбука» возникло от названий начальных букв «аз», «буки»).

  13. Что общего между словами «азбука» и «алфавит»?

(Слово «алфавит» составлено из названий тех же первых букв по-гречески «альфа» и «бета», в ином произношении  «вита».)

  1. Где установлен памятник Кириллу и Мефодию?  (в Болгарии, в Москве, на Славянской площади)

  2. Назовите старинные названия букв славянской азбуки.(аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, зело, земля, и, иже, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы, твердо, ук, ферт,  хер, омега, цы, червь, ша, ща, ер, еры, ерь, ять, ю, (и)я, (и)е, юс малый, юс большой, йотов юс малый, йотов юс большой, кси, пси, фита, ижица.)

2. Письменное задание «Продолжите пословицы» ( командам раздаются карточки с началом пословиц)-3 минут,( по 1 баллу за каждую пословицу. (Изучить пословицы о мудрости, азбуке, ученье, науке было дано на предыдущем уроке ).


Век живи, век учись.

Учиться никогда не поздно.

Ученье-свет, а неученье - тьма.

Сперва аз, буки, потом и все науки.

Азбука – к мудрости ступенька.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Кто силен в науке, не знает скуки.

С мудрым знаться – ума набраться.

Красна пава перьем, а человек ученьем.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Азбука – к мудрости ступенька.


3. А теперь несколько загадок( командам раздаются карточки с заданием)-2 минуты (по 1 баллу за каждую отгаданную пословицу)


1. Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавиц,

На одной живут странице,

А повсюду славятся.

(Буквы алфавита)

2. Белое поле,

Черное семя,

Кто поле сеет,

Тот и разумеет.

(Бумага, буквы, пишущий)

3.Что находится между горой и долиной?

(Буква И)

4. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?

(Из названия двух первых букв АЗ и БУКИ (буквы), сложилось слово АЗБУКА).

4. Составление кластера « 24 МАЯ»-…( учащиеся на листочках в форме лепестка ромашки за 1 минуту записывают фломастерами ассоциации с датой «24 мая», выходят к доске и магнитами вокруг сердцевины выкладывают  лепестки, получается кластер-ромашка)-за каждый лепесток 1 балл.

5. Вопросы для болельщиков-за каждый ответ 1 балл.

– Мирское имя Кирилла? (Константин.)
– Кем был отец братьев? (Военачальник.)
– Чем поражал Кирилл учителей? (Способностями, умом и знаниями)
– Какую должность занимал Кирилл при церкви Папы Николая I Великого? (Был библиотекарем.)
– Кто такие еретики и какое отношение они имеют к братьям? (Инакомыслящие, заблуждающиеся.)
– Как прозвали Кирилла в Константинополе и за что? (Философ.)
– Зачем отправились братья из Константинополяв Моравию? (Проповедовать истинное учение, веру)
– Почему все народы поддерживали Кирилла и Мефодия?

– В каком городе родились создатели славянской письменности братья Кирилл и Мефодий?( В Солуни)

А. В городе Солуни

Б. В Херсонесе

В. В Константинополе

– В какой день прославляют св. братьев Кирилла и Мефодия?(24 мая)

А. 20 июня

Б. 24 мая

В. 15 марта

10. Подведение итогов викторины- слово жюри.    



11. Заключительный этап:

1. Славянские народы благодарны за создание своей письменной речи двум братьям – монахам Кириллу и Мефодию, которые в 863 году изобрели алфавит. Сегодня мы познакомились с первым славянским алфавитом, сравнили его с современным вариантом, искали названия древних букв, сохранившихся в русских пословицах, поговорках и фразеологизмах, узнали философию древних славян, зашифрованную в азбуке.

Русский язык.( Читает заранее подготовленный ученик)
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Теперь, благодаря Дню славянской письменности и культуры, мы можем вспомнить: откуда наши письмена, откуда книги, библиотеки и школы, откуда произросло литературное богатство Руси?!

«Велика ведь бывает польза от учения книжного!» — восклицал древнерусский летописец. И мы, учась по книгам, читая книги, по выражению того же летописца, пожинаем плоды прекрасного сеяния древнерусских просветителей, воспринявших письменность от первоучителей славян — Кирилла и Мефодия.

Мы должны быть вечно благодарны создателям кириллицы, из букв которой сегодня мы складываем слоги, из слог - слова, из слов – предложения. И теперь пишем книги.

12. Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.

- Как вы считаете, другой была бы наша нынешняя жизнь, если бы Кирилл и Мефодий не создали бы славянскую азбуку? В чем бы она была другой?

- Чем урок понравился?

- Чем урок запомнится?
- В чём заключается важность создания славянской азбуки?





















Приложение 1.


1Вопросы     викторины (вопросы задаются командам поочередно)-по 1 баллу за каждый правильный ответ.     

     

  1. Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия? (Солоники).

  2. Какие две азбуки изобрели братья и их последователи? (Глаголица и кириллица).

  3. Какое имя было у Кирилла до принятия монашества? (Константин).

  4. Какое прозвище было у Кирилла? (Философ).

  5. Славянское государство, в которое прибыли с просветительской миссией Кирилл и   Мефодий? (Моравия).

  6. Одна из славянских азбук, ставшая основой русского алфавита? (Кириллица).

  7. Когда возникла письменность у славян? (9 век н.э., 863год).

  8. Сколько букв в глаголице? (40 букв).

  9. Сколько букв в кириллице? (43 буквы).

  10. Сколько букв в современном алфавите? (33 буквы).

  11. Где используется алфавитный порядок?  

  12. Как возникло слово «азбука»? (Слово «азбука» возникло от названий начальных букв «аз», «буки»).

  13. Что общего между словами «азбука» и «алфавит»?

(Слово «алфавит» составлено из названий тех же первых букв по-гречески «альфа» и «бета», в ином произношении  «вита».)

  1. Где установлен памятник Кириллу и Мефодию?  (в Болгарии, в Москве, на Славянской площади)

  2. Назовите старинные названия букв славянской азбуки.(аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, зело, земля, и, иже, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы, твердо, ук, ферт,  хер, омега, цы, червь, ша, ща, ер, еры, ерь, ять, ю, (и)я, (и)е, юс малый, юс большой, йотов юс малый, йотов юс большой, кси, пси, фита, ижица.)

Приложение 2.

2. Письменное задание «Продолжите пословицы» ( командам раздаются карточки с началом пословиц)-3 минут,( по 1 баллу за каждую пословицу. (Изучить пословицы о мудрости, азбуке, ученье, науке было дано на предыдущем уроке ).


Век живи, век учись.

Учиться никогда не поздно.

Ученье-свет, а неученье - тьма.

Сперва аз, буки, потом и все науки.

Азбука – к мудрости ступенька.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Кто силен в науке, не знает скуки.

С мудрым знаться – ума набраться.

Красна пава перьем, а человек ученьем.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Азбука – к мудрости ступенька.


Приложение 3.


3. А теперь несколько загадок( командам раздаются карточки с заданием)-2 минуты (по 1 баллу за каждую отгаданную пословицу)


1. Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавиц,

На одной живут странице,

А повсюду славятся.

(Буквы алфавита)

2. Белое поле,

Черное семя,

Кто поле сеет,

Тот и разумеет.

(Бумага, буквы, пишущий)

3.Что находится между горой и долиной?

(Буква И)

4. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?

(Из названия двух первых букв АЗ и БУКИ (буквы), сложилось слово АЗБУКА).


Приложение 4.

4. Составление кластера « 24 МАЯ»-…( учащиеся на листочках в форме лепестка ромашки за 1 минуту записывают фломастерами ассоциации с датой «24 мая», выходят к доске и магнитами вокруг сердцевины выкладывают  лепестки, получается кластер-ромашка)-за каждый лепесток 1 балл.

Приложение 5.

5. Вопросы для болельщиков-за каждый ответ 1 балл.

– Мирское имя Кирилла? (Константин.)
– Кем был отец братьев? (Военачальник.)
– Чем поражал Кирилл учителей? (Способностями, умом и знаниями)
– Какую должность занимал Кирилл при церкви Папы Николая I Великого? (Был библиотекарем.)
– Кто такие еретики и какое отношение они имеют к братьям? (Инакомыслящие, заблуждающиеся.)
– Как прозвали Кирилла в Константинополе и за что? (Философ.)
– Зачем отправились братья из Константинополяв Моравию? (Проповедовать истинное учение, веру)
– Почему все народы поддерживали Кирилла и Мефодия?

– В каком городе родились создатели славянской письменности братья Кирилл и Мефодий?( В Солуни)

А. В городе Солуни

Б. В Херсонесе

В. В Константинополе

– В какой день прославляют св. братьев Кирилла и Мефодия?(24 мая)

А. 20 июня

Б. 24 мая

В. 15 марта

Видеоматериалы и презентация, используемые в разработке урока, прилагаются.



18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей