СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Славянская мифология Блуд.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен материал для урока или внеклассного мероприятия оперсонаже славянской мифологии.

Просмотр содержимого документа
«Славянская мифология Блуд.»

БЛУД

БЛУД

  • Блуд   — персонаж  украинской , а также  русской  и  польской  мифологии,  нечистая сила , которая сбивает с дороги. Схожие образы существуют и у других славян. Часто блуд представлялся как нечто невидимое и неперсонифицированное, но при этом реальное, однако иногда мог представать в образе животного или человека.
  • Согласно быличкам, оказавшийся под воздействием блуда человек не способен сориентироваться на местности, на которой он оказался, и может долго блуждать, ходя кругами, иногда даже в небольшом пространстве. Перед ним как будто возникают непреодолимые преграды, или ему просто становится нехорошо, и он теряет все ориентиры. Блуд водит человека, пока тот не окажется в каком-нибудь труднопроходимом месте. В некоторых случаях заблудившийся может погибнуть
  • Считалось, что можно заблудиться как ночью, так и днём. Встречались представления о местах, в которых часто «водит» нечистая сила. В ряде случаев народ объяснял действие блуда сознательным или неосознанным нарушением запретов, правил поведения в природном пространстве Существовал ряд ритуалов, которые выполнялись, чтобы не заблудиться или выйти на нужный путь, если уже сбился с дороги
  У русских мифоним «блуд» обозначает духа, заставляющего плутать в лесу ] , а иногда также в поле и дома, и соотносится с лешим, хотя может рассматриваться и самостоятельно. У поляков представления о сбивающем с дороги в поле и лесу демоне блуде, способном принимать образ птички, встречались преимущественно на востоке Малой Польши. Персонаж (нечто, что заставляет блуждать) зафиксирован и в Моравии Само слово «блуд» —  общеславянское  и в большинстве славянских языков означает ошибка, заблуждение, блуждание. Иларион (Огиенко), исходя из наименования, предполагал связь блуда с восточнославянским божеством  Переплутом , что, впрочем, вызывает возражения
  •   У русских мифоним «блуд» обозначает духа, заставляющего плутать в лесу ] , а иногда также в поле и дома, и соотносится с лешим, хотя может рассматриваться и самостоятельно. У поляков представления о сбивающем с дороги в поле и лесу демоне блуде, способном принимать образ птички, встречались преимущественно на востоке Малой Польши. Персонаж (нечто, что заставляет блуждать) зафиксирован и в Моравии Само слово «блуд» —  общеславянское  и в большинстве славянских языков означает ошибка, заблуждение, блуждание. Иларион (Огиенко), исходя из наименования, предполагал связь блуда с восточнославянским божеством  Переплутом , что, впрочем, вызывает возражения
  • Блуд — это поливариантный и полиморфный персонаж [ . Он может восприниматься, например, на Гуцульщине и в Полесье, как нечто, лишённое чётких внешних признаков и не имеющее ни человеческого, ни животного вида, — что-то невидимое, страшное, аморфное, неперсонифицированное, но тем не менее реальное. Возможно, что такой неопределённый образ является более древним, чем антропоморфные и зооморфные образы. Есть легенда, что блуд — это демон, скинутый с неба, но не успевший долететь до земли и зависший в воздухе.
  • В то же время в ряде историй блуд появляется в виде животных  человека любого пола, сословия и возраста иногда карлика   , предмета (копны сена), света. Часто блуд описывался в виде птицы (так называемый  дури́птахдури́потя ), улетающей всё дальше и заманивающей за собой человека: эта птица бывает как будто слабая, не способная лететь и лишь убегающая от преследователя, но когда человек уже хочет схватить её и заносит над ней руку, она тут же вспархивает и отлетает на несколько шагов, где вновь садится и ждёт; человек бежит за ней дальше, и она так ведёт его за собой, пока он вовсе не собьётся с дороги. Может блуд появляться и в виде свечения — мигает на одном месте, а когда человек подходит, то переносится на другое место. Когда идут два товарища, блуд может имитировать голос одного из них и сбивать таким образом с пути второго; тот же, чей голос имитируется, при этом как будто окаменевает и лишается сил  Однако, как правило, блуд не имеет звуковых проявлений Согласно народным представлениям, блуд водит человека до изнеможения, издеваясь над ним. Он может завести в какое-нибудь непроходимое место: в болото, в воду, в непролазную чащу, в овраг где делает с жертвой, что ему вздумается. Например, в одной истории блуд в образе женщины водит мужчину до полуночи, а после заводит его в ров и там так бьёт, что мужчина погибает на следующий день. На Терском берегу Белого моря рассказывали, что блудь может подхватить и унести человека или животное, в дальнейшем он приносит их к близким, но если не успеть забрать их тут же, то он разорвёт их на мелкие кусочки. Зимой блуждания часто заканчиваются замерзанием жертвы  ] . По некоторым представлениям, встреча с блудом могла предрекать несчастья
  • Чтобы не заблудиться, славяне традиционно рекомендовали при выходе из дома произвести одно из следующих действий: присесть (что, возможно, символизирует конец домашней стратегии поведения и переход к «чужому» пространству) Предлагалось также вспомнить, кто стоял по правую руку от заблудившегося во время причастия, какое евангелие читали в воскресенье (у лужичан), или день своего рождения и крещения. Все эти средства опираются на представления о магии сакрального начала. После советовали взять земли из-под ног и посыпать себе на голову Рекомендовалось остановиться, сделать передышку — например лечь лицом вниз, или немного посидеть на пеньке, или подержать руки перед глазами либо сесть на землю с закрытыми глазами (у лужичан), в наиболее радикальной форме — раздеться, лечь и заснуть или имитировать сон (возможно, просыпание в таком случае символизирует начало нового, «чистого» времени). Блуждающий мог посмотреть внутрь обуви, заткнуть юбку за пояс, снять один башмак и кинуть его за спину (у чехов) или сделать девять деревянных крестиков и бросить их перед собой. Если человек ехал на волах, предлагалось поскидывать с возу все верёвки. Существовали поверья, что от блуждания можно избавиться с помощью еды: поесть хлеба  , или на Пасху съесть освящённый хрен, а когда заблудишься, то произнести: «Святой хрен, выведи меня на дорогу» (Черниговская область)либо «Хрен его знает, где я хожу»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!