СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слайд-сопровождение лекционного материала "Мотивация деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Слайд-сопровождение лекционного материала "Мотивация деятельности"»

Мотивация деятельности

Мотивация деятельности

Основные понятия

  • Мотивация - 1) одна из важнейших функций менеджмента, она подразумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей предприятия; 2) процесс стимулирования человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организаций; 3) сила, побуждающая к действию, психоэнергетический потенциал, нацеливающий человека на определенную деятельность, достижение определенной цели.
  • Мотив - внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать определенным образом. Как правило, мотив бывает интеллектуального порядка.
  • Стимул - возбудитель реакции человека. Известно, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических).
  • Стимулирование труда - способ вознаграждения работников за участие в производстве, основанный на сопоставлении эффективности труда и требований технологии.
  • Потребность - осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.
  • Вознаграждения - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижения по службе и т.д.) и внутренние вознаграждения, получаемые посредством самой работы (чувство успеха и т.д.).
Современные теории мотивации Содержательные теории Теория К. Двухфакторная модель поведения Ф. Теория приобретенных потребностей Д. Теория иерархии потребностей А. Процессуальные теории Теория справедливости Д. Адамса Теория ожидания В. Теория Л. Портера и Э.

Современные теории мотивации

Содержательные теории

Теория К.

Двухфакторная модель поведения Ф.

Теория приобретенных потребностей Д.

Теория иерархии потребностей А.

Процессуальные теории

Теория справедливости Д. Адамса

Теория ожидания В.

Теория Л. Портера и Э.

Теория иерархии потребностей А. Маслоу   люди постоянно ощущают какие-то потребности; группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу;  потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям; удовлетворенные потребности не мотивируют людей;  обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии; каждый уровень, который следует ниже предыдущего, зарождает мотивацию на более высоком уровне. Самореализация Пятый уровень — Четвертый уровень — Достаток, почёт. Сюда относится признание общества, статус, похвалу Третий уровень — Любовь и чувство принадлежности. Выражается в желании быть кому-то нужным: создать семью, завести друзей Первый уровень –

Теория иерархии потребностей А. Маслоу

  • люди постоянно ощущают какие-то потребности;
  • группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу;
  • потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям;
  • удовлетворенные потребности не мотивируют людей;
  • обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии;
  • каждый уровень, который следует ниже предыдущего, зарождает мотивацию на более высоком уровне.

Самореализация

Пятый уровень —

Четвертый уровень — Достаток, почёт. Сюда относится признание общества, статус, похвалу

Третий уровень — Любовь и чувство принадлежности. Выражается в желании быть кому-то нужным: создать семью, завести друзей

Первый уровень –

Теория К. Альдерфера   Уровень роста – готовность к обучению и познанию нового Уровень связи ( Теория ERG (E – existence (существование), R – relatedness (причастность), G – grows (рост)) Альдерфера разработана на основе теории Маслоу. При этом наиболее конкретная потребность – в существовании, а наименее конкретная – в росте. По Альдерферу, если усилия по удовлетворению потребности какого-либо уровня вызывают постоянную фрустрацию, человек может вернуться к поведению, удовлетворяющему более конкретные потребности. Уровень существования подразумевает потребность в выживании

Теория К. Альдерфера

Уровень роста – готовность к обучению и познанию нового

Уровень связи (

  • Теория ERG (E – existence (существование), R – relatedness (причастность), G – grows (рост)) Альдерфера разработана на основе теории Маслоу. При этом наиболее конкретная потребность – в существовании, а наименее конкретная – в росте.
  • По Альдерферу, если усилия по удовлетворению потребности какого-либо уровня вызывают постоянную фрустрацию, человек может вернуться к поведению, удовлетворяющему более конкретные потребности.

Уровень существования подразумевает потребность в выживании

Теория приобретенных потребностей  Д. МакКлелланда   По мнению Мак-Клелланда, потребности низших уровней (витальные) в современном мире, как правило, уже удовлетворены, поэтому следует уделять внимание удовлетворению высших потребностей человека. Эти потребности оказывают заметное воздействие на поведение, заставляя прилагать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей. При этом Мак-Клелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения. Потребности достижения, соучастия и властвования в теории Мак-Клелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически. Потребность достижения Потребность соучастия Потребность властвовать

Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда

  • По мнению Мак-Клелланда, потребности низших уровней (витальные) в современном мире, как правило, уже удовлетворены, поэтому следует уделять внимание удовлетворению высших потребностей человека. Эти потребности оказывают заметное воздействие на поведение, заставляя прилагать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей. При этом Мак-Клелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.
  • Потребности достижения, соучастия и властвования в теории Мак-Клелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически.

Потребность достижения

Потребность соучастия

Потребность властвовать

Двухфакторная модель поведения Ф. Герцберга   Обуславливает мотивацию удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой. Теория ориентирует на две группы факторов, влияющих на удовлетворенность человека работой: гигиенические факторы и мотиваторы. Гигиенические факторы влияют на устранение неудовлетворенности; мотиваторы – влияют на удовлетворенность. Гигиенические факторы Мотиваторы Стиль руководства Трудовые успехи Политика администрации Условия работы Продвижение по службе Процесс труда Межличностные отношения Признание результатов Заработная плата Возможность роста Степень контроля Высокая степень ответственности

Двухфакторная модель поведения Ф. Герцберга

  • Обуславливает мотивацию удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой.
  • Теория ориентирует на две группы факторов, влияющих на удовлетворенность человека работой: гигиенические факторы и мотиваторы.
  • Гигиенические факторы влияют на устранение неудовлетворенности; мотиваторы – влияют на удовлетворенность.

Гигиенические факторы

Мотиваторы

Стиль руководства

Трудовые успехи

Политика администрации

Условия работы

Продвижение по службе

Процесс труда

Межличностные отношения

Признание результатов

Заработная плата

Возможность роста

Степень контроля

Высокая степень ответственности

Теория ожидания В. Врума   Базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Ожидания в отношении

Теория ожидания В. Врума

  • Базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.
  • Ожидания в отношении "затраты труда - результатов" (З-Р) - это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами;
  • Ожидания в отношении "результатов-вознаграждений" (Р-В) - это ожидания определённого вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов;
  • Третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания - ценность полученного поощрения или вознаграждения.

Теория справедливости Д. Адамса

  • Люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
  • Теория базируется на утверждении, что при определении фокуса своего целенаправленного поведения служащие учитывают две фундаментальные оценки:

"Что я даю организации?" этот вклад включает в себя усилия, опыт, образование, навыки и подготовку.

"Какое вознаграждение я получу, особенно по сравнению с вознаграждением других служащих, выполняющих такую же работу?". Вознаграждение в данном случае может иметь разнообразную форму: заработная плата, дополнительные льготы, премии, условия работы и показатели статуса.

  • При проведении этих двух оценок, человек в уме выводит определённое соотношение, характеризующее справедливость руководства по отношению к нему. Человек чувствует, что к нему относятся справедливо, если отношения вознаграждений к затратам равны между собой.

Изменить объект сравнения

Основные реакции

Сократить затраты

Увеличить вознаграждение

Переоценка возможностей

Уменьшить чужое вознаграждение

Уход

Расширенная модель ожидания  Л. Портера и Э. Лоулера   В соответствии с созданной моделью можно определить следующую зависимость: достигнутые результаты труда зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. В теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. сотрудник удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения, полученного за достигнутые результаты. Затраченные усилия Восприятие Степень удовлетворения Полученные результаты Вознаграждение

Расширенная модель ожидания Л. Портера и Э. Лоулера

  • В соответствии с созданной моделью можно определить следующую зависимость: достигнутые результаты труда зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. В теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. сотрудник удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения, полученного за достигнутые результаты.

Затраченные усилия

Восприятие

Степень удовлетворения

Полученные результаты

Вознаграждение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!