СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слагаемые выбора профессии. Дизайнер.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок для учителей СВПО. Каждому человеку предстоит когда-то выбрать профессию. И от правильности выбора часто зависит как сложится вся его дальнейшая жизнь. Не попробовав - не узнаешь нравится тебе дело или нет... Данное занятие позволяет попробовать силы в профессии дизайнер

 

Просмотр содержимого документа
«Слагаемые выбора профессии. Дизайнер.»


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ

МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

У П Р А В Л Е Н И Е О Б Р А З О В А Н И Я


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МЕДВЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

307030.Курская область, Медвенский район, пос.Медвенка ул.Певнева, 12

телефон:№ 8 (47146 ) 4-15-52, 4-11-50

(ИНН -4615004543, КПП - 461501001, БИК -043807001)

Адрес электронной почты : med307030@ ayndex.ru


План – конспект урока элективного ориентационного курса « Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования»

по теме:

«Слагаемые выбора профессии. Дизайнер».



Подготовила и провела

учитель технологии

Пульникова С.Ю.









Медвенка 2015

План – конспект урока элективного ориентационного курса « Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования »

9 класс



Тема: «Слагаемые выбора профессии. Дизайнер».

Цели:

- ознакомить с содержанием деятельности и профессиональными качествами профессии дизайнера;

- изучить некоторые особенности внимания и памяти обучающихся

- способствовать повышению и развитию познавательных интересов, художественного вкуса и воображения;

- оказать помощи в профессиональном самоопределении и становлении личности;

- развивать творческие , эстетические способности на основе разработки эскиза декоративно-прикладного изделия по собственному замыслу.

- воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, аккуратность, целеустремлённость.

Наглядность и оборудование: плакаты, творческие разработки по дизайну, авторские изделия.

Форма работы: практикум, психологический тренинг, игровая деятельность.

Раздаточный материал: карточки, тесты, таблицы,

Методическое обеспечение: «50 сценариев классных часов», авторы: Е.М. Аджиева, П.А. Байкова, Л.К. Гребенкина и др., центр «Педагогический поиск», Москва2003 г.; Технология «Профессиональный успех 10-11 Кл.», Москва, Просвещение 2007 г.; «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. 9-11 классы, Автор: М.Ю. Савченко, Москва «ВАКО», 2006 г.

Презентация «Слагаемые выбора профессии. Дизайнер». Составитель – Пульникова С.Ю.


Интернет ресурсы:

1. Дизайнер [Интернет ресурс] – Режим доступа: http:www ucheba.ru

2. Дизайнер. Википедия — свободной энциклопедии [Интернет ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

3. Алфавит профессий. [Интернет ресурс] – Режим доступа: www.o-urok/ru:

3. Дизайнер-тест. Психологические тесты [Интернет ресурс] - Режим доступа http: //www.artmile.ru/

План занятия.

I. Организационная часть.


II. Повторение. Практикум профессиональных навыков.

III. Новый материал


IV. Основная диагностическая часть.

V. Профессиональная проба. Деловая игра «Дизайнер».


VI. Тест по профессии «Дизайнер»


VII. Подведение итогов. Рефлексия.


Ход занятия.



  1. Организационная часть. Озвучивание проблемы, сообщение темы занятия и обсуждение целей с учащимися.


Приветствие. Вступительное слово учителя.


Человек постоянно находится в поиске «самого себя». Анализа своих поступков и возможностей. Чтобы подготовиться к правильному профессиональному выбору вы должны вооружиться определёнными научными знаниями и выработать практическую смекалку , деловитость, активное экономическое мышление. В 21веке стремительно возрастает роль образования. Изменились требования к жизни и ученик должен вписываться в эту жизнь. В рыночной системе человек отвечает сам за себя. Он должен сам находить работу. Чтобы добиться успеха в профессии должно быть призвание, пригодность человека к той, или другой деятельности. Человек должен быть в гармонии со своими способностями. Выявить эти способности, дать вам возможность окунуться в сферу какой либо профессиональной деятельности, помочь сориентироваться в мире профессий – задача наших занятий. Вы должны проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я заниматься этим видом деятельности?».

Сегодня мы говорим о профессии дизайнера. Будем разбирать, какие требования предъявляет профессия дизайнера к личности соискателя; как такие особенности личности, как внимание и память, влияют на выбор профессии. Мы попробуем с помощью игровой деятельности и диагностики проверить особенности внимания и памяти, попробуем свои силы в данной профессиональной деятельности.(Цели)

На жизненном пути каждому человеку приходится решать множество задач, отвечать на разные вопросы. Первая жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники – это выбор будущей профессии. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор.


Всем известно стихотворение Маяковского «Кем быть?»


Кем быть?

У меня растут года

Будет мне 17

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?


Вот как отвечают на этот вопрос современные молодые люди:


Звучит стихотворение в исполнении обучающейся.


Может, стану мерчендайзером?

В имиджмейкеры пойду?

Или буду режиссером

И свой «Оскар» я найду


Сложно выбрать мне профессию

Визажист мне подойдёт?

Маркетолог? Юрисконсульт?

Косметолог? Звездочёт?


А бухгалтер и эколог?

Тоже вроде ничего

Брокер, аудит, дизайнер

И ещё полным, полно.


Есть ещё микробиолог,

Менеджер, сексопатолог.

Экономист и архитектор,

Юрист, логистик и корректор…


В этом нужно разобраться

Сесть, подумать и решить

Чем же мне потом заняться,

Чтобы жизнь не зря прожить!


II. Повторение изученного.


Что вам звестно о профессии дизайнер?


Дизайнер. Это слово вошло в русский язык несколько десятилетий назад. В английском языке designer – проектировщик, создатель оригинальных эскизов, образов, моделей, узоров.

Дизайнером, как правило, является специалист, имеющий художественное образование. В настоящее время наиболее востребованы дизайнеры, работающие в области полиграфии, а также дизайнеры по интерьеру. В сферу деятельности дизайнера входит также дизайн одежды, обуви, ткани, дизайн рекламы, ландшафтный дизайн, архитектурный дизайн.


Вопрос: «К какому типу относится профессия дизайнера?».

Ответ: «Человек- художественный образ».


Задание № 1.Собрать на доске схему «Профессиональные качества дизайнера».

Схема представлена в виде фигуры человечка, который улыбается.


Профессионально важные качества: способности к изобразительным видам искусства, художественный вкус и чувство стиля, творческое воображение, избирательность внимания, образная память, развитое наглядно-образное и практическое мышление.


Задание № 2. Собрать схему «Медицинские противопоказания».

Схема представлена в виде человечка, который грустит

.

Медицинские противопоказания: дальтонизм, заболевания костно-мышечного аппарата, затрудняющее свободу движения и координацию, деформация пальцев рук.


Задание № 3. Назовите сферы деятельности дизайнера.


Сфера деятельности дизайнера – это дизайн рекламы, мебели, интерьера, одежды, ландшафтный и полиграфический дизайн и д. р.





III. Новый материал


Учитель:

Заниматься нелюбимым делом – неприятное занятие. Многие из вас слышали высказывание: «Неважно, кто ты, главное, какой ты!». Достойным, порядочным человеком надо быть всегда, при любых обстоятельствах, но и быть профессионально успешным необходимо, т. е. состоятся как личность, быть нужным себе и окружающим.

( Счастье- 2 составляющих…)

Перед многими из вас встают вопросы: «Кто я?», «Какой я?». При выборе профессии необходимо учитывать, что любая профессиональная деятельность предъявляет требования к личным качествам специалиста, и, для того чтобы не ошибиться в выборе профессии, необходимо познать и проверить себя: склонности, способности, особенности мышления, внимания, памяти, и т.д.

Выявить эти особенности, помочь сориентироваться в мире профессий – задача наших занятий .

Вопрос. От чего зависит профессиональный выбор?

Учитель:

Мы уже знаем, что профессиональный выбор зависит:

- от возможностей каждого (его способностей, темперамента)

- от предпочтений (интересов и склонностей)

- от требований профессии к личности

- от возможностей родителей

- от востребованности профессии на рынке труда

Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы. Профессия должна быть интересна. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали, так называемые, «профессионально важные качества», например, корректору важно внимание, художнику, дизайнеру — образное мышление и т. д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, отвечающие профессионально важным качествам.

Вопрос: итак, какие же требования профессия дизайнера предъявляет к личности соискателя?

Это такие профессионально важные качества как: способности к изобразительным видам искусства, художественный вкус и чувство стиля, творческое воображение, избирательность внимания, образная память, развитое наглядно-образное и практическое мышление. Разберём некоторые из них.


IV. Основная диагностическая часть «Внимание и память».

Учитель:

Зная свои интересы и склонности, уже можно задумываться о выборе профессии. Но не будем спешить. Человек ничего не может делать продуктивно, если не сосредоточится на своей работе. А вот сосредоточится, т.е. продемонстрировать внимание и память , каждый может по разному. Узнаем это и выполним ряд заданий на определение уровня внимания и памяти. Все ответы учащиеся заносят в индивидуальный лист ответов. (Приложение 1).


1. Виды внимания.

1. Психологическая задача. (5мин)

Учащиеся показывают сценку «Кто более внимательный».

Спор трёх девушек. Инсценировка .


Кто внимательнее?

Три девицы как-то раз

В «Аське» выдали рассказ.


«Я, - печатает девица, -

Превнимательная птица.

Если книжку я читаю,

Никого не замечаю.

Ни соседа, ни соседку,

Ни подругу, ни конфетку».


«Нет, не правда, это «Я», -

Говорит другая , -

Я внимательней тебя,

В классе всё замечу я.

Всех я вижу, всех я слышу,

Кто что пишет, отвечает

Кто с мобильника качает.

Всё замечу на уроке

За короткие то сроки».


«Что за чушь вы говорите,

Я внимательней! Смотрите, -

Третья говорит соседка, -

Случай свой приводит метко.

-В полной темноте я как-то,

Из фонарика за вспышку,

Разглядела на картинке и собаку, и мальчишку.

Звёздочку, ружьё, границу,

Пограничника и птицу.

Вот как много увидала!

Победила Я! Я знала!»


Вот вопрос у нас возник

Кто внимательней из них?


1-ая девушка считает, что она внимательная. Когда она читает книгу или слушает, что ей говорят, то ничто не может её отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Всё её внимание поглощено тем, что она в данный момент делает.

2-ая девушка считает, что она более внимательная. Когда она сидит на уроке, то ни одна деталь поведения учащихся в классе не ускользает от его внимания. Она видит и слышит всё.

3-я девушка считает, что именно она самая внимательная. В полной темноте при одной только вспышке фонарика, она успевает разглядеть человека, что у него в руках, собаку рядом с ним и увидеть звёздочку на фуражке.


Вопрос учащимся: «Кто более внимательный из 3-х девушек?»

Учитель: В этой задаче речь идёт о разных свойствах внимания:

1-ая девушка – концентрированное внимание,

2-ая девушка – распределённое внимание,

3-я девушка – значительный объём внимания.

Для дизайнера самым важным видом внимания является избирательное внимание.


Задание №1-2

Исследование внимания с помощью тестов:

1. Мюнстерберга. Оценка избирательного внимания. (Приложение 3)

2. « Найди различия». Оценка внимательности. (Приложение 4)

(Время выполнения каждого задания 2-3 мин)


Обобщение изученного материала


Вопрос: Какой вид внимания более важен в профессии дизайнера?

Ответ- избирательность внимания (умение видеть самое главное).


2. Память и её виды

Вопрос учителя: Часто ли вам приходилось жаловаться на то, что ваши неудачи происходят из-за плохой памяти? Что информации, получаемой вами, слишком много и вы не можете её запомнить, она не укладывается в голове?

Так что же такое память? Какова её роль в жизни человека?

Память – это основа любой деятельности человека. Память – это не только способность человека удерживать в голове информацию и вовремя выдавать её. Это ещё и способность забывать лишнюю информацию, которая замедляла бы умственную работу


Две группы памяти: словесно-логическая и наглядно-образная


Виды памяти:

По способу удерживания информации – кратковременная, долговременная, оперативная.

По способу запоминания - произвольная, непроизвольная.

А так же - механическая, смысловая, эмоциональная….


Вопрос:

Какие виды памяти необходимы дизайнеру? Ответ – образная память (умение быстро запоминать образы, картинки).

У каждого человека есть свои способы запоминания, изобретенные лично или подсмотренные у знакомых.

Попробуйте их применить, выполнив задание и упражнения



Образная память

Игра №1«Проверка качества образнаой памяти» (3 мин)

Данная игра служит предварительной проверкой качества памяти школьников.

На листе бумаги расчерчено 10 клеточек. Учитель называет слова, после каждого, считая до 3. Учащиеся в клетках могут зарисовать слова так, чтобы их запомнить. После работы определяется, кто больше слов запомнил ( 5-9 сл.-- хор. Результат)


радость

ёж

лето

учиться

дизайн

бежать

ум

холод

окно

любовь




Упражнение – тренинг № 2 «Вспомните день» (2мин)


Закройте глаза и постарайтесь вспомнить:

А) Кто был первым человеком, которого вы встретили сегодня при выходе из дома?

Б) Скольким людям в течение сегодняшнего дня вы сказали «привет»?

В) Сколько ваших одноклассников отвечало сегодня у доски?


Оценка результативности работы учащихся -самооценка


V. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА


Деловая игра «Дизайнер»


Практикум профессиональных навыков. Мастерская современного дизайна

Учитель: Искусство всегда воздействовало на человека через художественный образ, поэтому развитие образного мышления является качеством дизайнера

Профессиональные качества любого специалиста предполагают умение работать в коллективе. Сегодня мы проведём тренинг профессиональных навыков.

Представьте, что вы уже работаете в мастерской по дизайну. Поступил заказ разработать дизайн декоративной подушки.

Задание. «Разработка дизайна декоративной подушки».

Работа будет проходить группами.

Вводный инструктаж: разработать эскиз декоративной подушки

Текущий инструктаж: контроль и самоконтроль качества.

Заключительный инструктаж. Демонстрация работ


Тест по профессии «Дизайнер»

Учащимся предлагается пройти тест по определению предрасположенности для выбора профессии дизайнера «Дизайнер-тест» (Приложение 7)


VI. Подведение итогов.

Итак, мы выяснили, что для выбора профессии дизайнера необходимо иметь профессионально важные качества: способности к изобразительным видам искусства, художественный вкус и чувство стиля, творческое воображение, избирательность внимания, образная память, развитое наглядно-образное и практическое мышление.

Необходимо учитывать показатели уровня памяти, внимания, мышления.


Заключение.

Рефлексия.

Вопрос учителя: Понравилось ли вам изучать свою личность, узнавать о себе что-то новое? Видите ли вы в себе потенциал дизайнера?

Учащимся предлагается оценить своё настроение, выбрав карточку нужного цвета. Карточки: красный – отлично, синий - хорошо, зелёный – удовлетворительно.

Учитель благодарит учащихся за работу.



Приложение 1

Лист ответов. Внимание и память


Диагностика Ф.И. ___________________ класс


Игра № 1-настрой «Проверка качества памяти» (3 мин)













Задание №1-2

Исследование внимания с помощью тестов:

1. Мюнстерберга (Оценка изберательного внимания);

За 2 минуты найти не менее 33 слов

Результат-



2. « Найди различия» (Оценка внимательности).

Результат-



Задание № 4.

Методика «Образная память» (3 мин)


















Результат-









Приложение 3

Результат-

Приложение 4

Результат-





Тест «Твоя будущая профессия- дизайнер»

1. Любишь ли ты рисовать?Начало формы

Да, просто обожаю! (А)
Иногда не против нарисовать что-то... (Б)
Я уже не в том возрасте, когда рисуют детские каракули! (В)Конец формы

2. Знакомы ли тебе такие программы, как PhotoShop и CorelDraw?

Начало формыНет, у меня нет компьютера (В)
Краем уха где-то слышал(а) (Б)
Да, я с ними дружу! (А)
3. Говорят ли тебе, что у тебя хороший вкус?
Иногда говорят (Б)
Это все окружающие замечают, да и я тоже такого мнения (А)
Никто не говорил... ну и не надо! (В)
4. Как у тебя успехи в ИЗО ?
Все О'кей, учусь на отлично (А)
Да так себе... (Б)
Лучше не спрашивать, ненавижу этот предмет! (В)
5. Кто-то из твоих родных работает в сфере дизайна ?
Абсолютно никто(В)
Да у нас целая династия! (А)
Мама/отец дизайнер (Б)
6. Дизайнер - то же самое, что визажист?
Да, бесспорно (В)
Не могу точно сказать (Б)
Нет, это две разные профессии (А)
7. Тебе часто поручают художественное оформление чего-то?
Да, почти всегда обращаются именно ко мне(А)
Иногда бывает(Б)
Почему-то нет. Да я тоже не набиваюсь... (В)
8. Ты любишь мечтать?
Не очень, я больше реалист (Б)
Чепуха. Нужно жить не в мечтах, а в настоящей жизни (В)

Да, я люблю время от времени помечтать... (А)




Результаты:
больше А
- у тебя есть дарование! Если ты отвечаешь искренне, то из тебя получится прекрасный дизайнер.
больше Б - у тебя нет ярко выраженной склонности к этому роду занятий, поэтому попробуй пройти тесты, по предрасположенности к другим профессиям. Но при упорном труде и работе над собой ты можешь добиться успеха и в дизайне.
больше В - скорее всего, дизайнера из тебя не выйдет. Тут одного искреннего желания мало. Рекомендуем пройти какие-то другие тесты, по предрасположенности к другим профессиям .











































Ведомость

критериев оценивания дизайнеров за выполнение задания


«Разработка дизайна декоративной подушки».




Критерии оценивания

1

Организация рабочего места.


2

Правильность применения инструментов, материаловКонец формы

.


3

Соответствие цветовой гаммы стилю интерьера


4

Декоративное сочетание формы и цвета. Соответствие стилю интерьера.


5

Соблюдение правил безопасности.


6

Работа в коллективе




5 баллов – эскиз отличается оригинальностью формы, целостностью композиции; соответствует стилю интерьера; нет отклонений в организации рабочего места; соблюдены правила безопасности; работа выполнена аккуратно.


4 балла – есть незначительные несоответствия стилю интерьера и его цветовой гамме, подборе красок; есть отклонения в организации рабочего места, правила безопасности соблюдались; работа выполнена аккуратно.


3 балла – эскиз не совсем соответствует интерьеру комнаты; нет соответствия в цветовой гамме интерьера; работа выполнена не аккуратно; в организации рабочего места допущены ошибки; правила безопасности соблюдались.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!