Формирование коммуникативно-информационной компетенции на уроке Биологии в 7 классе в форме «Сквозных таблиц»
Составила: учитель Биологии
ГБОУ СОШ 2098 Безушко М.М.
Основная цель
моей педагогической деятельности :
Создание условий для формирования личности, способной к самосовершенствованию и самореализации в самостоятельной взрослой жизни.
Задача
Задача 4: развитие поисковой, творческой, исследовательской активности.
Задачи:
Задача 1: воспитание человека с активной жизненной позицией, умеющего аргументировано отстаивать свою точку зрения;
Задача
Форма организации – самостоятельная, групповая, коллективная.
Способы усвоения:
поисковая мыслительная деятельность, рефлексия
Предполагаемый результат: любознательный, активный и заинтересованно познающий мир, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника;
имеющий сформированные коммуникативно-информационные навыки:
- готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации:
- получать необходимую информацию из текста и других источников;
- представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям других людей.
Вахрушев А.А. Биология. От амебы до человека. Учебник для 7-го класса
«Сквозные таблицы» предполагают заключение материала в краткой, но ёмкой форме по курсу «Зоологии» в 7 классе
… где можно проследить эволюционное усложнение в строении организмов от простого к сложному. Например, кровеносной системы у Круглых червей НЕТ, у кольчатых незамкнутая, НЕТ СЕРДЦА, у Моллюсков замкнутая кровеносная система и ЕСТЬ СЕРДЦЕ.
НИЗШИЕ БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ
ТИП
ТИП КРУГЛЫЕ или Первичнополостные черви
ВЫСШИЕ БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ
КЛАСС
Полость тела
(животные с наружным скелетом)
ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ
Нематоды
Кровеносная система
Первичная полость с полостной жидкостью, выполняет роль гидроскелета, и транспорт пит. веществ и газов
ТИП МОЛЛЮСКИ (Мягкотелые)
Малощетинковые/многощетинковые
нет
Брюхоногие/двустворчатые/головоногие
Вторичная полость тела из мезодермы – выстлана эпителием, роль гидроскелета и транспорт веществ
Нервная система
Вторичная полость тела из мезодермы – выстлана эпителием, но сильно редуцирована
Замкнутая кровеносная система: брюшной (кровь от головы) и спиной сосуд (кровь к голове), соединяются кольцами,
Окологлоточное нервное кольцо и продольные нервные стволы. Органы чувств: механо- хемо- и реже фоторецепторы.
сердца нет.
Незамкнутая кровеносная система. Кровь голубая (вместо железа у них в крови медь)
Есть двухкамерное сердце: предсердие и желудочек
Узлового типа: окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка. Органы осязания и химич. чувства
Трехкамерное сердце: 2 предсердия (принимают кровь по венозным сосудам) и 1 желудочек (выталкивает кровь к органам по ариериям)
Разбросано-узловая: нервные узлы соединены нервами и с органами. Органы чувств: органы равновесия. Осязания и химич. чувства.
Нервные узлы образуют головной мозг, глаза с острым зрением как у человека. Сложное поведение.
Этапы урока по созданию «Сквозных таблиц»
Этапы
Формы работы
1.Восприятие текста
Содержание деятельности учащегося
Индивидуальная («думай самостоятельно»)
2.Изучающее чтение
Индивидуальная («думай самостоятельно»)
Ознакомительное чтение. Получение общего представления по теме текста.
Операции смыслового восприятия элементов текста, вычленение основных понятий, выявление логических, причинно-следственных и других связей текстовых субъектов. Понимание связи содержания данного теста с содержанием других изученных текстов, интерпретации данного текста на основе этой связи.
Индивидуальная работа («думай самостоятельно»)
Продолжение :
5.Синтез переработанной информации
6.Представление и защита индивидуальных таблиц в группе
7.Представление и защита таблиц, разработанной группой
Работа в паре («думай в паре»)
Работа в группе («думайте вместе»)
Групповая, коллективная («думайте вместе»)
8.Составление окончательного варианта таблицы
Обмен идеями в дискуссии или полемике. Аргументация, конструктивная критика, уточнения, совместная доработка таблиц.
Группировка, комбинирование информации, проговаривание друг другу ответов на вопросы по основному содержанию «сквозных таблиц».
Коллективная («думайте вместе»)
Группы по очереди представляют свои таблицы. Коллективные обсуждения, дополнительные уточнения.
Объединение удачных идей и предложений. Составление таблицы, наиболее полно и кратко отражающей переработанную информацию. Рефлексивный анализ собственной деятельности.
Работа в паре («думай в паре»)
Работа в группе («думайте вместе»)
Коллективная
(«думайте вместе»)
Использованная литература:
- Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т. 1: Сост. Генике Е.А., Трифонова Е.А.: Под общ. ред. Л.И.Сёминой. – М.: Бонфи, 2002.
- Драйден Г., Вос Дж. Революция в обучении: Пер. с англ. – М.: ООО «Парвинэ», 2003.
- Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные : учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. А.И. Никишова. – М.: ВЛАДОС, 2011.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология. От амебы до человека. Учебник для 7-го класса. М.: "Баласс", 2014. – 368 с.(Образовательная система «Школа 2100»).