СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Скорость химических реакций. Катализ . Каталитические реакции.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проведен для взрослых обучающихся с асоциальной жизненной позицией. На  уроке применнялись современные образовательные технологии.

Просмотр содержимого документа
«Скорость химических реакций. Катализ . Каталитические реакции.»

План-конспект урока №12.2 в 11 «А» классе.

Учитель: Гурьянова О.Ф.

Дата проведения:27.11.2019г.

Тема урока: Скорость химической реакции. Катализ. Каталитические реакции.

Цель урока: расширить и углубить понятие «скорость химических реакций», экспериментальным путем выяснить влияние на скорость реакции катализатора и площади поверхности реагирующих веществ.

Задачи урока:

  • развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности умения логически мыслить, наблюдать, анализировать, делать выводы,

  • навыки решения расчетных задач;

  • воспитывать коммуникативные умения, жизненно необходимые качества: трудолюбие, самостоятельность, ответственность, аккуратность, внимательность

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследования.

Методы: исследовательский, поисковый.

Формы организации деятельности: беседа, практическая работа, самостоятельная работа, тестирование, фронтальный опрос.

Образовательные технологии: технология проблемного обучения, технология интерактивного обучения

Средства обучения: периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, таблица «Скорость химических реакций», дидактические карточки.

Требования к уроку

 реализация в оптимальном соотношении принципов научности, наглядности, доступности;

 связь учебного материала с жизнью (практической и бытовой деятельности учащихся), привития химической культуры безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами;

 тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование результатов урока.

Планируемые результаты урока.

Формирование понятия «скорость химической реакции», понимание факторов, позволяющих управлять химическими реакциями, развитие умения проектировать, осуществлять химический эксперимент, а также фиксировать и анализировать его результаты, осознавать вклад химии в формирование целостной естественно-научной картины мира.

Планируемы результаты урока.

  • Обучающиеся должны

Знать :определение скорости химической реакции, определение скорости гомогенной и гетерогенной реакций, определение энергии активации, закон действующих масс, понятия «катализатор», «ингибитор», основные факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Уметь определять среднюю скорость реакции, определять значение скорости реакции при повышении температуры.

Ход урока.

I. Организация класса на урок Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Озвучивание темы и цели урока. 2мин.

II. Активизация опорных знаний и умений.

Химическая разминка: фронтальная беседа:

1. По фазовому составу все химические реакции делят Предполагаемый ответ: на гомогенные и гетерогенные

2. Дать определение гомогенным и гетерогенным реакциям. Предполагаемый ответ: Гомогенные реакции идут в одинаковом фазовом составе. Реагенты находятся в одинаковом агрегатном состоянии. (Газ-газ, жидкость-жидкость) Гетерогенные реакции идут в разном фазовом составе. Реагенты находятся в разных агрегатных состояниях. ( газ- жидкость, газ-твердое вещество, жидкость – твердое вещество…)

3. как определяют скорость гомогенной и гетерогенной реакций?

4.В основе протекания химических реакций лежит теория столкновений. В чем ее суть? Предполагаемый ответ: химические реакции происходят при столкновении частиц реагентов, которые обладают определенной энергией. К реакции приводят лишь эффективные соударения, т.е. такие, при которых разрушаются «старые связи» и могут образоваться новые. Но для этого частицы должны обладать достаточной энергией. Эта энергия называется энергией активации Еа

5. какие факторы влияют на скорость химической реакции? Предполагаемый ответ: природа реагирующих веществ, температура , концентрация, катализатор, площадь поверхности реагирующих веществ

6. Объяснить с точки зрения теории столкновении, какая из реакций, уравнения которых приведены, будет идти с большей скоростью?

7.Как влияет на скорость реакции температура?

8. Почему продукты хранят в холодильнике? Объясните с точки зрения теории столкновений.

9. Почему лучина в кислороде горит ярче, чем в воздухе?

Как с точки зрения теории столкновений можно объяснить данный факт?

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Проблема: как влияют на скорость химической реакции катализатор и площадь поверхности реагирующих веществ? Проблема решается в ходе химического эксперимента « Влияние катализатора», который описан в учебнике.

1.Выясним, как на скорость химической реакции влияет катализатор. Для этого вспомним из курса 9 класса, какие вещества мы называем катализаторами? Предполагаемый ответ: катализаторы – это вещества, ускоряющие скорость химической реакции.

Работа с учебником по анализу эксперимента «Действие оксида марганца на скорость разложения пероксида водорода».

Оформление результатов эксперимента в тетради.

2. Значение каталитических реакций в практической деятельности человека.

3. Влияние ферментов на протекание химических реакций (сообщение обучащегося).

4. Анализ с помощью учебника эксперимента « Влияние фермента каталазы на скорость расщепления пероксида водорода».

5. Понятие о ингибиторах Анализ с помощью учебника эксперимента : « Действие ингибитора (40-% р-р формалина) на скорость взаимодействия железа с соляной кислотой».

6. Влияние площади поверхности реагирующих веществ

7. Анализ с помощью учебника эксперимента «Взаимодействие соляной кислоты с гранулами цинка и с цинковым порошком». Оформление результатов опыта в тетради.

8.Как объяснить стоки зрения теории столкновений, почему степень измельчения влияет на скорость реакции?

4 Рефлексия Подведение итогов изучения нового учебного материала. 5мин

IV. Контроль знаний

Выполнение самостоятельной работы/ Оценивание результатов своей работы

6мин

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке и их комментирование. Учащиеся делают выводы по уроку.

Приложение к уроку.

Самостоятельная работа «Факторы, влияющие на скорость химической реакции».

Вариант 1

1.Какой металл реагирует с серной кислотой активнее?

1. Zn 2. Mg 3. Fe 4. Pb

2.Давление влияет на скорость реакции между

1. гидроксидом кальция и азотной кислотой

2. цинком и серной кислотой

3. аммиаком и кислородом

4. серой и алюминием

3. Температурный коэффициент равен 3. Во сколько раз увеличится скорость реакции при повышении температуры на 20 о С?

1. в 1,5 раз 3. в 6 раз

2. в 3 раза 4. в 9 раз

4. В присутствии катализатора протекает реакция, уравнение которой

1. 2SO2 + O2 = 2SO3

2. Zn + 2HCL = ZnCL2 + H2↑

3. C + O2 = CO2

4. 2H2S + 3O2 = 2SO2 + 2H2O

5. Для увеличения скорости химической реакции

FeO(т) + CO(г) = Fe(T) + CO2(г) + 17кДж необходимо

1.увеличить концентрацию СО2

2. уменьшить концентрацию СО2

3. уменьшить температуру

4. увеличить степень измельчения FeO

Ответы:

1 2 3 4 5

Факторы, влияющие на скорость химической реакции

Вариант 2

1.С наибольшей скоростью при обычных условиях взаимодействует

1. Натрий и вода 2. магний и вода

3. цинк и вода 4. железо и вода

2. Для увеличения скорости химической реакции

Zn(T) + HCL(г) = ZnCL2(T) + Н2(Г) + 231кДж

необходимо

1. Увеличить концентрацию водорода 2. Увеличить количество цинка 3. Уменьшить температуру 4. Увеличить концентрацию хлороводорода.

3.Температурный коэффициент равен 2. Во сколько раз увеличится скорость реакции, если температуру повысить на 40о С?

1. в16 раз 3. В 4 раза

2. в 8 раз 4. В 12 раз

4. В присутствии катализатора идет реакция

1. CuO + H2SO4 = CuSO4 = H2O

2. AgNO3 + NaCl = AgNO3 + AgCL

3. N2 + 3H2 = 2NH3

4. CaO + H2O = Ca(OH)2

5. Для увеличения скорости выделения углекислого газа при взаимодействии соляной кислоты на мрамор нужно

1. разбавить кислоту

2. измельчить мрамор

3. добавить ингибитор 4. проводить реакцию в атмосфере инертного газа

Ответы:

1 2 3 4 5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!