СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Скоро наши дети станут школьниками. Советы психолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какие трудности ожидают первоклассника, если он психолдогически не готов к обучению в школе.

Просмотр содержимого документа
«Скоро наши дети станут школьниками. Советы психолога»

Скоро наши дети станут школьниками.

Что принесет им школь­ная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того, как мы подготовим ребенка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения.

При подготовке ребенка к школе большое значение имеет вос­питание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интере­сов убедительно доказывается результатами современных иссле­дований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками. Определенную категорию неуспева­ющих и недисциплинированных учеников составляют так назы­ваемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых харак­терно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной «ин­теллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вник­нуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отно­шения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса — активная мыслительная дея­тельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к бо­лее длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, прояв­ляет самостоятельность при решении умственной или практиче­ской задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых,- создают у ребенка уверенность в своих силах.

Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием во­зникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми зна­ниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете но­вых сторон, свойств, отношений.

Познавательные интересы дошкольников характеризуются такими качественными особенностями, как широта и устойчивость. Поясним эти особенности на следующих примерах. У многих детей нашей группы - Алеши, Саши, Мити - сформированы познавательные интересы. Алеша интересуется техникой. Включают в группе пылесос, полотер, магнитофон, фильмоскоп - Алеша тут как тут. На прогулках он подолгу стоит у забора, наблюдает за работой подъемного крана, за транспортом. Всем играм он пред­почитает занятия с металлическим конструктором. Он разбира­ется в чертежах, хорошо собирает модели, вносит в них усовер­шенствования. Сколько вопросов задает Алеша о технике, прибо­рах, машинах! И книги он любит такие, в которых описываются различные сооружения, механизмы, есть соответствующие кар­тинки.

Саша не разделяет интересов Алеши. Он увлекается книгами о героическом прошлом нашей страны, о войнах, революции. Са­ша и игры старается всегда организовать на военную тему, и рисует об этом, и увлеченно рассказывает взрослым и детям о героях гражданской войны, о подвигах советских воинов. Когда же Алеша пытается объяснить Саше устройство заводной машины или принцип конструирования тележки с движущимися колесами, тот слушает невнимательно, без интереса. Точно так же Саша скучает и часто отвлекается на занятиях, не связанных с военной тематикой. А Алеша любит слушать рассказы Саши о граждан­ской и Великой Отечественной войнах, о революции.

Митя — любознательный мальчик. Ему все интересно: то он расспрашивает о запуске нового космического корабля, то с ув­лечением рассказывает о дрессированных дельфинах, передачу о которых смотрел по телевизору, то с удовольствием слушает Сашу, повествующего о воинах-ракетчиках. Разнообразны по те­матике и рисунки Мити: Красная площадь, военный корабль, Винни-Пух идет в гости к Кролику и т. д.

Чем отличаются познавательные интересы Алеши, Саши и Мити? Прежде всего содержанием, то есть тем, на какие стороны   действительности они направлены. Интересы Мити охватывают разные области действительности, в то время как интересы Але­ши и Саши более узкие. Что лучше: широкие или узкие по содер­жанию интересы? Психологи считают, что, чем меньше ребенок, тем шире должны быть его познавательные интересы, обеспечи­вающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни. Впоследствии эти впечатления станут основой для приоб­ретения системы знаний. Разнообразие интересов побуждает ре­бенка пробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах деятельности. У Саши и Алеши интересы отличаются устойчивостью. А интересы Мити нельзя назвать устойчивыми. Они носят временный характер, возникают как реакция на яркий познавательный материал, необычность ситуации. Влияют же на развитие ребенка устойчивые интересы, поскольку в них выража­ется направленность личности, которая определяет поведение, по­ступки, характер познавательной деятельности.

Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окру­жающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, ин­терес побуждает ребенка к приобретению знаний. Например, Оля заинтересовалась жизнью муравьев. Она подолгу наблюдала за муравейником и узнала много нового: муравьи рано открывают «двери» своего дома, часто тащат груз значительно крупнее их самих и т. д. С другой стороны, знания побуждают ребенка к размышлению. Так, однажды Оля с удивлением увидела, что «двери» муравейника закрыты. Старший брат объяснил ей, что есть такая примета: перед дождем муравьи закрывают ходы му­равейника. Дальнейшее наблюдение Оли убедило ее в верности этой приметы.

Прочные знания — основа активности ребенка. Они способст­вуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить - значит знать».

Советуем родителям использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии.

Не стремитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулках, экскурсиях и по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Например, вы с ребенком прогуливаетесь в лесу.  Предложите сыну или дочери определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта (ав­тобус и троллейбус, трамвай и троллейбус, грузовую и легковую машины и пр.). Старшие дошкольники могут сравнивать непо­средственно наблюдаемый объект с другим объектом, запечатлен­ным в памяти. Например, вечером, возвращаясь из детского сада домой, предложите ребенку вспомнить, каким было небо утром, отметить изменения. Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний.

В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка родители постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно воз­буждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, предложите сыну понаблюдать за одуванчиками. Сколько интересных открытий он сделает! Ребенок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много на­секомых, что семена растения легкие, как парашютики.

Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для развития такой деятельности. Так, ваш сын интересуется транспортом. Приобре­тите ему соответствующие игрушки, смастерите вместе с ним ка­кие-либо модели, помогите развернуть игру, время от времени принимайте в ней участие. Предложите мальчику нарисовать то, что его интересует, поддерживайте беседы на эту тему.

Интерес, осуществляемый в деятельности, становится стойким и осознанным. Если деятельность протекает успешно, то у ребен­ка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказы­вается на развитии у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца. Внимание родителей воодушев­ляет ребенка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника. Приведем пример: Сережа взял альбом с марками, полистал его и закрыл. Рядом сел папа: «Давай, сынок, посмотрим вместе». Завязалась оживленная беседа о парусниках, ледоколах, крейсерах и линкорах, изображенных на марках. Сколько интересного узнал мальчик, хотя кое-что папа расска­зывал и показывал раньше. Но дошкольнику свойственна потреб­ность в повторных восприятиях того, что он видел, о чем уже слышал. Эту потребность необходимо удовлетворять, так как благодаря ей уточняются детские представления, углубляется по­знавательное отношение ребенка к окружающему миру.

Обладая огромной побудительной силой, познавательный ин­терес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребенок часто спраши­вает взрослых о том, что его волнует, просит почитать, расска­зать. В семье обычно делают это. Однако следует помнить, что для развития ребенка важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. Читая или рассказывая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил содержание произведения. Побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивай те его, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нем главным, как поступил бы на месте того или иного героя, что узнал нового и т. д.  В детском саду родители могут проконсультироваться о том, что и как читать старшим дошкольникам, как беседовать с ними о прочитанном.

Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение. Вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нем. Особое значение для развития мышления детей имеют вопросы: почему солнце светит и греет, а луна только светит? Отчего над рекой поднимается пар? Зачем люди изучают далекие планеты? Они направлены на установление причины явлений, уяснение свя­зей и отношений между ними.

К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бе­режно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные инте­ресы ребенка. Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам?» - побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступ­ность его пониманию дошкольника - этим должен руководство­ваться взрослый, отвечая на детские вопросы. При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть пе­ред ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками ра­дуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблю­дениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!