СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода»

Нажмите, чтобы узнать подробности

научиться  правильно писать безударные падежные окончания форм прилагательных.

Просмотр содержимого документа
««Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода»»

10



Урок русского языка 4 класс

Тема: «Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода»

Цель урока: научиться правильно писать безударные падежные окончания форм прилагательных.

Задачи урока:

личностные: способствовать формированию интереса к уроку русского языка, готовности преодолевать возникающие затруднения,

регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность для достижения результата, развивать умение осуществлять контроль и самоконтроль учебной деятельности,

познавательные: развивать умение определять падеж имен прилагательных мужского и среднего рода; орфографическую зоркость; создавать условия для развития умения анализировать, обобщать, сравнивать; строить цепь рассуждения; находить дополнительную информацию, используя различный справочный материал,

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, развивать умение полно и точно выражать свои мысли, способствовать развитию монологической и диалогической речи.

Планируемые результаты:

личностные: интерес к изучению языка, формирование способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности,

метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение строить речевое высказывание в устной форме, умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам,

предметные: формирование навыка орфографического письма, умение работать с разными источниками информации, использовать в качестве обучения ИКТ.

Оборудованиекомпьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point, учебник «Русский язык. 4 класс» В.П. Канакина.



Ход урока.


  1. Мотивация к учебной деятельности. (Создание эмоционального настроя). 

-Ребята, поздоровайтесь с гостями. 



-Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!

(часть речи имя прилагательное)


  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (Сообщение целей урока)

-Вспомним, что мы уже знаем об имени прилагательном.

-Что такое имя прилагательное? КАТЯ

-Какие грамматические признаки имени прилагательного вы знаете?

 (Постоянные: качественные, относительные, притяжательные. 

 Непостоянные: 

  изменение по числам;

  изменение по падежам;

  изменение по родам;

  склонение имен прилагательных)

-Каким членом в предложении является?

-Как определить род, число или падеж имени прилагательного?

 

-Молодцы! 

-Открываем тетрадь и записываем

17 января.

Классная работа.



Работа в группе. (правила работы)

Следующее задание на внимание. Измените одну букву в словосочетаниях или уберите лишнюю, чтобы получились названия известных сказок. Назовите автора этих сказок.

«Нежная королева» Г.Х. Андерсен

«Серебряное корытце» П. Бажов Павел Петрович

«Серая лейка» Д.Н. Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

«Гладкий утенок» Г. Х. Андерсен

«Маленький цветочек» С.Т. Аксаков Сергей Тимофеевич

«Красная тапочка» Ш. Перро



- Что у вас получилось? Какие все сказки? КАТЯ

-Из слов каких частей речи состоит каждое из этих словосочетаний?

-Напомните, от чего зависит род и число прилагательного? (от существительного, к которому оно относится).

-Подчеркните только названия произведений, включающие прилагательные среднего и мужского рода.

- Запишите в тетрадь только словосочетания.

- У прилагательных выделите окончание и укажите род, число.

3. Работа в паре

1. - Устно друг другу просклоняйте любое из подчеркнутых словосочетаний.

– В каком случае написание окончаний прилагательных не вызывало затруднений?

Смоляной бочок

Почему? ( так как окончание ударное.)

2. Сформулируйте тему урока.

Цель- научиться правильно писать безударные падежные окончания форм прилагательных.

Задачи

научимся правильно писать безударные падежные окончания форм прилагательных, проверять их,

как проверить написания безударного падежного окончания (составим алгоритм проверки)

3. Составление и запись таблицы падежных окончаний прилагательных в мужском и среднем роде.

На слайде дана таблица в незаполненном виде. Учитель с помощью учеников вписывает в неё падежные окончания прилагательных, падежные вопросы.

Слайд

Аленький цветочек, гадкий утенок, серебряное копытце

Падеж

Мужской род

Средний род

И.

какой?

- ой, - ый, - ий

какое?

- ое, - ее

Р.

какого?

- ого, - его

Д.

какому?

- ому, - ему

В.

Какой?

как в И. п. (с неодуш. сущ.);

Какого?

как в Р. п. (с одуш. сущ.)

Какое?

как в И. п.

Т.

каким?

- ым, - им

П.

о каком?

- ом, - ем

– Почему прилагательные в мужском роде имеют два падежных вопроса и разные окончания в винительном падеже? (Они могут сочетаться с одушевленными и неодушевленными существительными.)

– Почему у прилагательных среднего рода в винительном падеже падежный вопрос и падежные окончания совпадают только с именительным падежом? (Они сочетаются только с неодушевленными существительными.)

– Сравните окончания вопросов и падежные окончания прилагательных. Что можете сказать?

– Можно ли проверять правописание падежного окончания прилагательных окончанием вопроса?

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ стр.15

ПРАВИЛО.

– От какой части речи будем задавать вопрос к прилагательному?

– Как будут связаны род и падеж прилагательного и существительного?

4. Знакомство с Памяткой правописания безударных окончаний прилагательных (с. 16). Слайд

4.


 Вышли мышки 

Вышли мышки как-то раз(шагают)

Посмотреть, который час. (ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны)

Раз, два, три, четыре (хлопают)

Мышки дернули за гири.

(движения руками сверху вниз)

Вдруг раздался громкий звон (закрывают руками уши)

Побежали мышки вон (бегут)

5. Первичное закрепление (дифференцированная работа по карточкам)

Проверка .

6. Рефлексия

  • О какой части речи говорили?

  • Как определить падеж прилагательного?

  • Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания прилагательных?

  • Оценим нашу работу. Закончи высказывание

  1. Материал урока мне…

  2. Своей работой я…

  3. Сегодня на уроке…

  4. Моя активность на уроке…

  1. Оцените свою работу на уроке.

7. Домашнее задание

Упр.25 п., 26 у.

Карточка 1. Составь и запиши словосочетания в данных формах, выдели окончания, укажи род и падеж

Ароматный хлеб Д.п. ед.ч.

П.п. ед. ч.


Родной человек Р.п. ед.ч.

Т.п. ед.ч.


Маленькое зернышко В.п. ед.ч.

П.п. ед. ч.


Образец : см. учебник стр. 14

Хлебу (какому?) ароматному (м.р., Д.п.)

О хлеб.. (каком?) ароматн... ( м.р., П.П.)

Человека (како____ ?) родн.... (__.р., _____)

Человек___(како___?) _______________

Зернышко (______________)____________________(___________)

О зернышк_ (______________)____________________(___________)












Карточка 1. Прочитать текст. Выписать словосочетания прилагательное + выделить окончания, указать род и падеж.

Янтарь – (какой?) удивительн__ камень. Его применяют в (каком?) ювелирн_м деле; в (каком?) сельск_м хозяйстве. В старину медики делали из (какого?) прочн__ янтаря сосуды для хранения крови. (Каким?) янтарн_м лаком покрывали дорогие скрипки. В мире встречается янтарь (какого?) жёлт__, голуб__, чёрн__, вишнёв__ цвета. Учёные пытаются разгадать тайну этого (какого?) солнечн__ камня.

Карточка 1. Прочитать текст. Выписать словосочетания прилагательное + выделить окончания, указать род и падеж.

Янтарь – (какой?) удивительн__ камень. Его применяют в (каком?) ювелирн_м деле; в (каком?) сельск_м хозяйстве. В старину медики делали из (какого?) прочн__ янтаря сосуды для хранения крови. (Каким?) янтарн_м лаком покрывали дорогие скрипки. В мире встречается янтарь (какого?) жёлт__, голуб__, чёрн__, вишнёв__ цвета. Учёные пытаются разгадать тайну этого (какого?) солнечн__ камня.





Образец

(Какой?) удивительный камень (м.р. И.п.)

в (каком?) ювелирн ом деле ( ..р. П.п)

Дальше продолжи образцу сама

в (каком?) сельск ..м хозяйстве ( )

_____________________________________

____________________________________

_____________________________________

_____________________________________


Проверь себя:

(Какой?) удивительный камень (м.р. И.п.)

в (каком?) ювелирн ом деле ( ср.р. П.п)

в (каком?) сельск ом хозяйстве ( ср.р. П.п.)

из (какого?) прочн ого янтаря (м.р., Р.п.)

(Каким?) янтарным лаком (м.р., Т.п.)

(какого?) жёлт ого, голуб ого , чёрн ого, вишнёв ого цвета (м.р., Р.п.)

(какого?) солнечн ого камня (м.р., Р.п.)








Карточка 2. К данным прилагательным подобрать антонимы, выделить окончания, указать род. С двумя прилагательными-антонимами составить два предложения.

Тусклый – …, грустный –…, мягкое –…, частый –…, храбрый – …, быстрое –…, древнее – …, ближний – ….


Карточка 2. К данным прилагательным подобрать антонимы, выделить окончания, указать род. С двумя прилагательными-антонимами составить два предложения.

Тусклый – …, грустный –…, мягкое –…, частый –…, храбрый – …, быстрое –…, древнее – …, ближний – ….


Карточка 2. К данным прилагательным подобрать антонимы, выделить окончания, указать род. С двумя прилагательными-антонимами составить два предложения.

Тусклый – …, грустный –…, мягкое –…, частый –…, храбрый – …, быстрое –…, древнее – …, ближний – ….


Карточка 2. К данным прилагательным подобрать антонимы, выделить окончания, указать род. С двумя прилагательными-антонимами составить два предложения.

Тусклый – …, грустный –…, мягкое –…, частый –…, храбрый – …, быстрое –…, древнее – …, ближний – ….


Карточка 2. К данным прилагательным подобрать антонимы, выделить окончания, указать род. С двумя прилагательными-антонимами составить два предложения.

Тусклый – …, грустный –…, мягкое –…, частый –…, храбрый – …, быстрое –…, древнее – …, ближний – ….




Карточка 3. Списать предложения. Определить род, падеж прилагательного, выделить окончания.

Спит на льдинке целый день толст__, маленьк__ тюлень. За лесом раскинулось маленьк__ озеро. В лесу не молкнет птич__ гам. Мы повесили скворечник на высок__ тополь. Зимн__ солнце светит тускло.





Карточка 3. Списать предложения. Определить род, падеж прилагательного, выделить окончания.

Спит на льдинке целый день толст__, маленьк__ тюлень. За лесом раскинулось маленьк__ озеро. В лесу не молкнет птич__ гам. Мы повесили скворечник на высок__ тополь. Зимн__ солнце светит тускло.





Карточка 3. Списать предложения. Определить род, падеж прилагательного, выделить окончания.

Спит на льдинке целый день толст__, маленьк__ тюлень. За лесом раскинулось маленьк__ озеро. В лесу не молкнет птич__ гам. Мы повесили скворечник на высок__ тополь. Зимн__ солнце светит тускло.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!