СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Схема конспекта урока по курсу ОРКСЭ Радько Ирины Ивановны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организационная информация

 

Тема урока

 Семейные праздники

 

 

Предмет

ОРК и СЭ  Модуль «Основы светской этики»                             

 

Класс

4 класс

 

Методическая информация

 

Тип урока

Урок изучения нового материала

 

Цель урока

Создать условия для осознания  значимости семейных праздников в жизни человека.

 

Задачи урока

Предметные: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми и семейными праздниками; учить культуре поведения в гостях;  развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям. создать условия совершенствования умения работать в группах. Развивать навыки поисковой работы.

Метапредметные: учить добывать информацию из наглядного материала; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать  умение извлекать  фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать  выводы.

Личностные: Способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи  чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной;  развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь),  творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и  работу группы.

 

Технологи,  методы и приемы

ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения) технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

 

Время

45 минут

 

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки);  презентация «Семейные праздники»; шары, с написанными на них буквами.

 

Список учебной и дополнительной литературы

 Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.  Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ.материалы для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2010.  Презентация по теме урока «Семейные праздники». Словарь Ожегова С. И.

 

Ход и содержание урока

 

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Метод ком

 

I. Организационный этап. Мотивация.

 

Цель – обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный  настрой учащихся на предстоящую совместную деятельность, личностную  значимость учебного материала в жизни учащихся,

 

Дети входят в класс,                 который празднично украшен.

 

Объединяются в группы по цвету шарика у них в руке.

 

 

Учитель приглашает детей и каждому вручает воздушный шарик определенного цвета.

Приглашает детей объединиться в группы  по цвету шарика.

А сейчас обратитесь к своим товарищам, подарите  им свою улыбку и позитивный настрой на урок.

Звучит веселая  песня

2 мин

 

II. Этап повторения изученного

 

 

Цель: с помощью групповой работы обобщить свои знания  и  выяснить степень усвоения заданного на дом, найти более полные и правильные ответы

 

Дети делятся на 4 группы по цвету шариков и выполняют поставленную задачу.

 

 

Группы представляют свою работу

 

 

Работа с Листом самооценки.

Организует работу в группах. Каждый из вас дома составил перечень правил этикета. Ваша задача обобщить и  составить перечень правил  в группе,  а затем представить их (каждый ученик добавляет что-то свое).

 

Отметьте в листе самооценки свои достижения

 

 

 

5 мин.

 

 

 

 

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

 

 

 

 

Цель – активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формулирование темы урока.

 

- Дети смотрят и отвечают.

 

 

 

 Отвечают: праздник

Групповая работа: учащиеся делятся на 4 группы, у каждой из них по  2 буквы на шарах

 

Шары вывешиваются на доску, составляется слово «праздник».

 

Подбирают прилагательные к каждой букве слова

Формулируют тему урока: праздник

Дети ставят цели.

Узнать какие бывают праздники? Откуда они появились? Как отмечаются разные праздники? Чем отличаются? Какое значение имеют?

Работают с листами оценивания.

Посмотрите на слайд.  Назовите одним словом, что объединяет все эти фотографии?

Правильно.

-Учитель создает условия для образования групп. Разделитесь на группы так, чтобы в каждой группе было по два шара с буквами.

 

Предлагаю  составить из них слово

Праздник  (слайд 3) – это событие! Какое? Подберите прилагательные к каждой букве этого слова.

- Озвучьте тему нашего урока, опираясь на слайд (слайд3) .

 

Предлагает поставить цели урока.

 

Учитель фиксирует цели на доске.

 

 

 

 

 

Отметьте свои достижения на данном этапе  урока

 

 

слайд 2 Просмотр видеоряда

 

 

 

Обратить внимание детей, что на шарах написаны буквы

(слайд 3)

 

(на слайде 3) По клику мыши появляются слова прилагательные

5 мин

 

IV. Этап актуализации знаний.

Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Праздник»; подготовить к восприятию новой темы.

 

Дети дают свое объяснение слова «праздник».

 

Работают с учебником,  и один ученик   зачитывает объяснение слова.

 

 

 

 

 

Дети делают вывод : праздник это….

 

Создает условия для изучения нового материала. Попробуйте сами объяснить понятие «праздник»?

Организует работу с учебником Откройте учебник на с. 58. Давайте проверим правильность нашего объяснения.

- А вот такое определение дано в толковом словаре Ожегова С.И. (учитель читает  из словаря и это определение на экране слайд 4)

Из всего сказанного предлагаю  сделать вывод «что такое праздник?».

 

Слайд

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд 4

 

 

V. Этап изучения новых знаний. Практическая работа учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель – ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и семейными праздниками; создать условия для осознания  значимости семейных праздников в жизни человека, воспитывать интерес к народным традициям.

 

 

 

 

 

VI. Этап применения ранее   изученного

Практическая работа учащихся.

Цель –  умение работать в группе, вести учебный диалог,   работать с дополнительной литературой, расширение кругозора учащихся,  использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища.

 

 

 

Дети фиксируют  и представляют свои правила поведения

 

 

 

Представляют мини-сценку «Гость и хозяин» где  дают детям советы о правилах поведения в гостях

Дети говорят правила поведения на празднике

Работают с листом самооценки

- Каждый праздник имеет свой порядок проведения или ритуал. Спланируйте в группах, что нужно продумать заранее, чтоб наш семейный праздник был (обращение к прилагательным на доске).Давайте подумаем : 1, 2 группы: что может испортить праздник, 3, 4 группы: составьте правила поведения на празднике

Послушайте несколько советов для хозяина и гостя. Дополните свои ответы.

Сделайте вывод, как нужно вести себя в гостях

Оцените свою работу на данном этапе урока .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Этап контроля и самоконтроля.

Цель – проверить усвоение материала.

 

 

Ответы детей.

 

Давайте проверим, как вы усвоили тему урока.

Проведем блиц – опрос. Я загадываю загадки, а вы отвечаете, о каком празднике идет речь и к какой группе праздников относится.

Праздник – это ….

Семейные праздники отличаются от других тем, что…

 

 

 

 

2 - мин.

Подобраны загадки  о различных праздниках

 

VIII. Этап коррекции

Цель – формирование позитивного образа семьи.

 

Обращают еще раз внимание на фотографии.

Дети посмотрите еще раз на ваши фотографии семейных праздников.

Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. К сожалению, в повседневной жизни мы редко говорим слова любви близким людям, а семейные праздники дают нам лишнюю возможность напомнить родным как они дороги нам.  Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи (слайд 9)

 

 

 

 

1 мин

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X. Этап сопоставления знаний до и после урока.

Цель – сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний.

 

 

Обобщают полученные знания.

Давайте обратимся к записям целей урока. Какие вопросы остались без ответа?

Что узнали нового?

 

1 мин.

 

XI. Этап рефлексии.

Цель – вспомнить, проанализировать и оценить  свою работу на уроке.

 

Работа детей  листами самооценки.

Работа детей со шкалами самооценки. Оцените свою работу на уроке (Р), работу вашей группы (Г) и отметьте, понравился ли вам урок (П).

 

1 мин.

 

Домашнее задание 

Творческая работа: открывается фестиваль поздравлений: стихи, открытки, подарки своими руками. Конкурс: нарисовать свой праздничный лист календаря по выбору или  выдвинуть свои инициативы по новым праздничным датам, поддерживающим ценности семьи (День семейного очага, день семейного общения (отдыха, работы), день семейных традиций, день далеких предков и будущих потомков и др.) (слайд 10)  

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!