СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Схема обследования детей с алалией

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое обследование детей с алалией.

Просмотр содержимого документа
«Схема обследования детей с алалией»

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год)________________________________________________

Дата обследования (число, месяц, год)_____________________________________________

Возраст (на момент обследования, исчисляется в годах и месяцах, например, 4 года 5 мес.)_________________________________________________________________________

Домашний адрес, телефон_______________________________________________________

Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, рай­он) или из семьи________________________________________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)________________________________________

Диагноз районной медико-психолого-педагогической ко­миссии _____________________________________________________________________________


Сведения о родителях

Мать: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, ра­ботает, нет___________________________________________________________________________

Отец: Ф. И. О, дата рождения, образование, профессия, ра­ботает, нет___________________________________________________________________________

Другие члены семьи, живущие в данной семье______________________________________

Жалобы родителей, данные, с их слов, о психическом и ре­чевом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребен­ка в логопедической группе___________________________

Речь родителей: отметить грамотность, правильность по­строения фразы, связность и логичность сообщения об их ре­бенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыс­лей, нарушение связности и логичности повествовании_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Общий анамнез

От какой беременности ребенок, возраст матери в период родов__________________________________________________________________

Характер беременности: падения, травмы, психозы, хрониче­ские и инфекционные заболевания матери_______________________________________________________

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные_________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция_______________________________________________________

Крик: был, нет___________________________________________________________

Асфиксия: белая, синяя___________________________________________________

Резус-фактор: отрицательный, совместимость________________________________

Вес и рост ребенка при рождении___________________________________________

Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью___________________________________________

_______________________________________________________________________

Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утом­лялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до___________________________________________

_______________________________________________________________________

Последующее вскармливание: смешанное, искусственное______________________

Выписка из родильного дома на______день

Дополнительное пребывание в роддоме, причины_____________________________

Особенности раннего развития: держит голову с____мес. (в норме с 2 мес. жизни), сидит с______мес. (в норме к 7 мес.), стоит с ______ мес. (в норме 9—10 мес.), ходит с______мес. (в норме в промежуток между 12 и 15 мес.).

Первые зубы с______мес., к 1 году зубов______

Перенесенные заболевания:

до 1 года _______________________________________________________________

после 1 года_____________________________________________________________

до 3 лет ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Особое внимание обратить на заболевания нервной сис­темы.

Органические заболевания нервной системы: отметить ин­фекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо ви­русами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся к нейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менинго-энцефалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной систе­мы: черепно-мозговые травмы, переносимые во внутриутроб­ном периоде, во время родов и в постнатальном периоде_______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уточнить, были (есть) после черепно-мозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликвородинамические нарушения (гидроцефалия различной степени)_______________________________________________________

_______________________________________________________________________

Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, грипп, краснуха и др._____________________________________________________________________

Соматические болезни: простудные заболевания, пневмо­ния, воспалительные процессы уха и др._______________________________________________________

_______________________________________________________________________

Судороги при высокой температуре_________________________________________


Данные о развитии речи

Гуление с ______мес., характер гуления (длительность звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки).

Лепет с______мес., характер лепета: звуковой, слого­вой.

Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т. п., звукоподражания, количество слов_________________________________________

_______________________________________________________________________

Речь в настоящее время: использование жестов, речевая ак­тивность, понимание речи окружающих________________________________________________________

Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его жела­ние, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, от­ветов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм)___________________________

Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не зани­мался___________________

_______________________________________________________________________



Логопедическое обследование

Состояние неречевых психических функций

Исследование восприятия

Зрительное восприятие

Для исследования состояния предметного гнозиса реко­мендуется применение следующих приемов.

Предъявление предметных картинок. Логопед раскладыва­ет перед ребенком от 2 до 5 картинок (в зависимости от воз­раста), предлагает посмотреть на них и затем по речевой ин­струкции логопеда показать названную картинку. При этом ло­гопед называет первую или последнюю картинку в ряду, а далее — все остальные. Предметные картинки подбираются из логических групп слов (семья, одежда, посуда, животные и т. д.).

Предъявление контура. Ребенку предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Поскольку экспрессивная речь у ребенка с алалией не сформирована, снижена или отсутствует речевая активность, то логопед предлагает не назвать, а показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки и предлагается внимательно на них посмотреть, затем лого­пед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.

Предъявление неполного рисунка. Ребенку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существен­ной детали, по которой достаточно легко узнается изобра­жение, например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста, заяц без длинных ушей, машина без колес и т.д. Инструкция: «Покажи слона», «Покажи белочку» и т.д.

Предъявление перечеркнутых фигур. Логопед выкладыва­ет перед ребенком 3—4 изображения, перечеркнутые раз­ными линиями — горизонтальными, вертикальными, вол­нистыми, например, домик, яблоко, елочка, машинка.

Предъявление наложенных друг на друга изображений предметов (проба Поппельрейтера, 1917). Детям с алалией логопед показывает только два контрастных изображения, на­пример, елочку и яблоко, машинку и мячик. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел». Если может, ребенок называет то, что он обвел.

Для исследования состояния цветового гнозиса приме­няются следующие приемы.

Предъявление цветных фигур. Логопед раскладывает перед ребенком 6 квадратов с основными цветами (красный, жел­тый, зеленый, синий, белый, черный). По речевой инструк­ции логопеда «Покажи красный квадрат (желтый и т. д.)» ре­бенок указывает на соответствующий квадрат. Таким же об­разом проверяется знание оттенков: голубой, оранжевый, розовый, коричневый, серый.

Дифференциация цвета: перед ребенком кладутся два квадрата разного цвета, например, красный и белый, или синий и желтый, логопед предлагает посмотреть внимательно на них и показать красный квадрат или синий.

Подбор картинки к цветовому дюну. Логопед использует квадрат определенного цвета, например, красного, и 4 пред­метные картинки с изображениями предметов красного цвета (свекла, вишня, помидор, яблоко), эти картинки разложе­ны среди других, на которых изображены предметы синего, желтого, белого или других цветов. Логопед предлагает по­смотреть на картинки и выбрать среди них те, на которых изображения только красного цвета, и положить их на крас­ный квадрат. Таким же образом ребенок подбирает изобра­жения желтого цвета (например, луковица, репа, подсол­нух, одуванчик) и выкладывает картинки на квадрат жел­того цвета и т.д.

Слуховое восприятие

При исследовании слухового гнозиса используются зву­чащие игрушки.

Определение направления звука. Игра «Где позвонили?» Логопед за спиной ребенка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услы­шал звучание.

Дифференциация звучащих игрушек. Перед ребенком вы­кладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен — ду­дочка, барабан — гармонь, бубен — погремушка), логопед из­влекает звуки на глазах ребенка, ребенок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звук одной игрушки из пары. Повернувшись, ребе­нок показывает на ту игрушку, звук которой он услышал.

Пространственный праксис

При исследовании схемы тела логопед просит ребенка показать правую, затем левую руку у себя, затем показать правую, левую руку у логопеда, сидящего напротив ребен­ка, после этого выполняются речевые пробы Хэда.

Указанные задания логопед предлагает детям в возрасте от 5 лет и старше.

Обследуя зрительную ориентировку ребенка в простран­стве, логопед просит его хлопнуть в ладоши перед собой, позади, вверху, внизу.

При демонстрации действий с предметами можно ис­пользовать большой и маленький кубики, игрушечную со­баку и домик, куклу и игрушечный стульчик и т.д. Логопед просит положить (поставить) один предмет по отношению к другому за, в, на, под, между.

Конструктивный праксис

Логопед использует приемы:

• складывание пирамидки;

• складывание доски Сегена;

• складывание разрезных картинок из 2, 3 частей, разре­занных по вертикали, затем по горизонтали. Если ребе­нок выполнит эти задания, можно предложить сложить картинку, разрезанную по диагонали.

• складывание фигурок из 2—4 палочек по образцу; при выполнении этих заданий предложить складывание фи­гурок по памяти. Логопед складывает фигуру, просит ре­бенка посмотреть и запомнить, затем убирает палочки, и ребенок воспроизводит фигуру по памяти.

Динамический праксис

Применяется воспроизведение ритмов: простых - / / /; //, //, //; / //; // / и т. п. сложных -////; /// /; / // //; / /// /; // /// //; /// / // и т. п.

• Кулак — ребро — ладонь.

Исследование моторики

Общая моторика. Ребенку предлагается выполнить сле­дующие задания:

• пройти по начерченной на полу линии;

• попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;

• попрыгать попеременно на одной ноге и на другой;

• ударять ладонью по мячу об пол;

• повернуться туловищем вправо — влево.

Ручная моторика.

© сжать кулаки — разжать;

© похлопать в ладоши;

© сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот;

© согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и вы­полнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь.

Пальчиковая моторика.

~ показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;

~ показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выпол­нения та же;

~ сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;

~ попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на Правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;

~ застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера;

~ завязать бантик.

Отметить координацию движений рук, ног: правильная, неправильная, отсутствует; чувство равновесия: есть, нет; осанку: правильная, сутулость; объем движений: полный, неполный; переключение движений: своевременное, замед­ленное, отсутствует; самостоятельность выполнения: пол­ная, с помощью логопеда; сопутствующие движения: есть, нет; леворукость: есть, нет.

Исследование зрительной памяти

Задание: запомнить и найти 3—4 изображения однород­ных предметов: фруктов, овощей, мебели.

Ребенку предлагается запомнить 3—4 изображения пред­метов, затем они выкладываются в ряду с другими изобра­жениями (не более 10). Логопед просит ребенка показать те картинки, которые он ранее запомнил.

Задание: запомнить и показать, что изменилось в ряду из 2, 3, 4, 5 предметов. Инструкция: «Посмотри на эти иг­рушки: это зайка, это ежик. Покажи сам, где зайка, где ежик. Отвернись». Логопед меняет местами игрушки, про­сит ребенка посмотреть и поставить игрушки так, как они стояли. При увеличении ряда логопед меняет местами пер­вую и последнюю игрушки (феномен края). Если ребенок выполняет задания с игрушками, можно предложить вы­полнить подобные с предметными картинками.

Задание: сравнить две игрушки и найти в них сначала сходство, затем различие с помощью вопросов логопеда. Например, показать двух кукол, одетых в одинаковые пла­тья, туфельки, но с бантами разного цвета в волосах.

Состояние интеллекта

Предложить ребенку разложить 3 (если выполнит, то 4) картинки в последовательности изображенных на них собы­тий. Логопед может оказать помощь ребенку в определении первой картинки. Последующее самостоятельное выполне­ние задания ребенком оценивается как правильное.

Исследование импрессивной речи

Приводимые ниже задания предлагаются детям с алалией в возрасте 5 лет и старше.

Понимание связной речи. Логопед эмоционально читает ре­бенку небольшой рассказ, сказку и проводит беседу с ребенком; беседа сопровождается показом сюжетных и предметных карти­нок, помогающих ребенку понять содержание прочитанного.

Понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам: «Покажи девочку, которая ловит бабочку», «По­кажи девочку, которая держит мяч», «Покажи бабушку, кото­рая вяжет носки», «Покажи маму, которая стирает белье», «Покажи папу, который читает газету».

Понимание различных грамматических форм:

~ конструкций с различными падежными формами с использованием простых сюжетных картинок: «По­кажи, чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит де­вочка?», «Кто ловит бабочку?»;

~ предложных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, НАД, ИЗ, ОКОЛО и др. Инструкция: «Положи мяч под стол», «Возьми кубик из ящика», «Посади куклу на стул», «Нарисуй дерево около дома»;

~ дифференциация единственного и множественного чис­ла существительных: «Покажи, где на картинке мяч, где мячи?», «..., где чашка, где чашки?» и т. д.;

~ дифференциация глаголов с различными приставками. Ребенку предлагается показать на картинках, где маль­чик вышел из дома, перешел через улицу, подошел к дому, вошел в дом и т. д.

Понимание сложноподчиненных предложений. Показать на картинках: «Лена потеряла карандаш, который был у Коли. Чей это был карандаш?» Ответить на вопрос: «Дети пошли в лес за грибами после того, как прошел дождь. Когда дети пошли за грибами: до дождя или после дождя?»

Исследование пассивного словаря

Понимание обобщающих слов с деталями: для детей 5 лет: части тела, детали одежды; для детей 6 лет: детали мебели, транспорта.

Понимание названий детенышей домашних и диких жи­вотных (для подготовительной группы). Логопед расклады­вает перед ребенком изображения животных и их детены­шей и называет: «У кошки котенок» (ребенок показывает и т. д.). «У лошади жеребенок», «У собаки щенок», «У коровы теленок», «У белки бельчонок», «У тигра тигренок», «У мед­ведя медвежонок» и т. д..

Понимание слов с противоположным значением (для подготовительной группы). Процедура та же: логопед назы­вает, ребенок показывает на картинках:

входит — выходит открывает — закрывает

подходит — отходит стоит - идёт

длинный — короткий широкий - узкий

влетает – вылетает

большой - маленький

высокий - низкий

Объем пассивного словаря: соответствует ли возрастной норме (для этого логопед ориентируется на данные иссле­дователей, изучавших развитие словаря у детей в раннем и дошкольном возрасте, например, на работы А. Н. Гвоздева).

Исследование экспрессивной речи

Общая характеристика речи: есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами или фразовая.

Исследование звукопроизношения можно проводить толь­ко у детей с эфферентной моторной алалией, у которых от­носительно сохранна кинестетическая основа речи. Логопед учитывает желание ребенка называть (или не называть) кар­тинки на определенные звуки по логопедическому альбому. У детей с афферентной моторной алалией состояние звуко­произношения не исследуется, поскольку у них к 5 годам еще не сформирована кинестическая основа речи. Логопед может отметить состояние звукопроизношения у детей на основе тех образцов речи, которые имеются у ребенка, или в отраженной речи, если у ребенка имеется желание повто­рять слова за логопедом.

Строение артикуляторного аппарата: губ, зубов, челюс­тей, неба, языка определить визуально и отметить имею­щиеся отклонения.

Состояние речевой моторики исследуется дифференциро­ванно: у детей с моторной афферентной алалией не прове­ряется способность выполнения отдельных артикуляторных движений, так как у них не сформирована кинестетическая основа речи. По подражанию логопеду им предлагается ряд (серия) движений типа: для губ — вытянуть вперед — улыбнуться — губы хоботком и подвигать ими вправо — влево. Для языка — открыть рот — показать широкий язык — поднять его на верхнюю губу — опустить на ниж­нюю губу — убрать в рот — закрыть рот. Для мягкого неба — широко открыть рот — покашлять с открытым ртом — закрыть рот.

У детей с моторной эфферентной алалией не проверя­ется способность выполнения серии артикуляторных дви­жений, так как у них не сформирована кинетическая основа речи. По подражанию логопеду им предлагаются отдельные артикуляторные движения, типа: для губ — выдвинуть губы вперед — покой. Для языка — показать широкий язык или показать узкий язык.

Состояние слухо-произносительной дифференциации фо­нем:

~ фонетически резко различающихся: [Р] — [С], [Л] — [П],

[3]-[Т];

~ фонетически близких: [М] - [Н], [П] - [Б], [Т] - [Д],

[К] - [Г].

Методика общепризнанная: с данными фонемами ребенку предлагается повторить слоги.

Исследование активного словаря

Состояние предикативного словаря по указанным ниже заданиям выявляется у детей в возрасте 5 лет и старше. Об­следование начинается с выяснения состояния глагольного словаря. Это обусловлено тем, что логопед в процессе коррекционной работы прежде всего развивает и обогащает гла­гольный словарь. Глагол является основой фразы и способ­ствует развитию внутренней речи, которая, по мнению Л. С. Выготского, предикативна. Внутренняя речь является особым психологическим состоянием, которое занимает про­межуточное положение между мыслью и внешним высказы­ванием. Формирование внутренней речи оказывает положи­тельное влияние на развитие мышления и экспрессивной речи.

Задание. Назвать действие по предъявленному предмету. Логопед использует предметные картинки. «Что делают руч­кой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» ... (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Ре­жут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), кистью красят, топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют и т.д.

Задание. Сказать, кто как передвигается или в каком со­стоянии находится: щука плавает, ласточка — ..., кузне­чик — ..., змея - .... лошадка — ..., собака — ..., корова — ..., самолет — ... . Используются предметные картинки, на ко­торых изображены соответствующие действия. Подобрать антонимы к следующим словам:

входит — ... закрывает — ...

встает — ... поднимается — ...

ползет — ... бежит — ...

улетает — ... ложится — ...

плачет — ...

Состояние номинативного словаря. Задание. Назвать пред­метные картинки по темам: игрушки, семья, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, растения, люди разных профессий, картины природы, транспорт.

Задание. Назвать предметы по описанию: «Как называ­ется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называ­ется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, кото­рый лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, ко­торым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят филь­мы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться де­ти?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?» и т.д. Задание. Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима и др.

Состояние атрибутивного словаря. Задание. Подобрать оп­ределения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина, ягода, окно, сад, компот, ли­мон, ножик и др.

Задание. Подобрать антонимы к следующим словам: хо­лодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, роб­кий, сухой, тесный, черный, кислый, высокий и т.д.

Отметить: точность употребления слов, дать характе­ристику активного словаря: звукоподражания, лепетные слова. Наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных исследуется в том случае, если ребенок выражает желание говорить по подражанию.

Способность воспроизведения речевого материала (ряда звуков, слогов и слов) проверяется у детей с афферентной моторной алалией, у которых относительно сохранна кине­тическая мелодия речи (по А. Р. Лурия).

Предъявляемые слова при исследовании слоговой струк­туры слова и звуконаполняемости:

пуговица простокваша лекарство

помидоры сквозняк телевизор

сковорода температура свисток

скворечник милиционер аквариум

Предъявляемые предложения: «Ребята слепили снегови­ка. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер едет на мотоцикле. В аквариуме плавают рыбки».

Логопед записывает ответ ребенка транскрипцией.

Исследование грамматического строя речи

Исследование способностей словоизменения

Изменение слова по падежам. Логопед показывает ребенку карандаш и говорит: «У меня карандаш (ребенок повторяет самостоятельно или с помощью логопеда). У меня нет ... (с продолжающейся интонацией)». Ответ ребенка: «Каранда­ша». И далее: «Я протягиваю руку к ... (карандашу). Я беру в руки ... (карандаш). Я рисую домик ... (карандашом). Я меч­таю о красном ... (карандаше)».

Преобразование имени существительного в именитель­ном падеже единственного числа во множественное. Лого­пед показывает ребенку предметные картинки, на которых изображены один предмет и несколько предметов:

стол — столы ухо — уши

лист — листья пень — пни

кукла — куклы рот — рты

глаз — глаза стул — стулья

дерево — деревья рукав — рукава

окно — окна воробей — воробьи

Образование форм родительного падежа имен существи­тельных в единственном и множественном числе. Логопед показывает предметные картинки с изображением различ­ного количества предметов, ребенок называет их. Затем ло­гопед убирает картинку, на которой несколько предметов, и осторожно побуждает ребенка сказать слово, стоящее в родительном падеже множественного числа:

шар — шара — шаров

мяч — ... — ...

дерево - ... — ...

окно — окна — окон

дом- ... - ...

шапка — ... — ...

Согласование прилагательных с существительными един­ственного числа в роде:

шар — голубой

чашка — голубая

платье — голубое

мяч — ...

машина — ...

ведро - ...

Согласование числительных «два» и «пять» с существи­тельными: дом, жук, ведро, рыбка, шар, вишня, огурец, яб­локо, крыша, ботинок, шапка, арбуз.

Исследование способности словообразования

Образование существительных с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами. Логопед использует предметные картинки с изображениями предметов разной величины.

стол — столик ложка — ложечка

кукла — куколка ковер — коврик

окно — окошечко кровать — кроватка


Образование прилагательных от существительных (под­готовительная группа). Логопед: «Стол из дерева. Какой стол?» и сам отвечает: «Деревянный». И далее предлагает ребенку следующие словосочетания:

шуба из меха — (меховая) стаканчик из бумаги — (бумажный)

мяч из резины — (резиновый) кувшин из стекла — (стеклянный) платье из шелка — (шелковое) замок из железа — (железный) платок из шерсти — (шерстяной) кофточка из кружев — (кружевная)

Образование глаголов движения с помощью приставок ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ, ВЫ, ОБ, С (подготовительная группа). Слова для предъявления: ходить —...; бежать — ...; летать —....

Исследуя характер употребления предложных конструкций, показать, а затем спросить у ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой); произнести фразу без предлога и предложить ребенку вставить необходимый предлог: «Лам­па висит —... столом. Мяч упал — ... пол. Птичка слетела — ... ветки. Игрушки висят — ... елке».

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Фонематический анализ

Выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопедом). Инструкция: «Слышишь ли звук [Ш] в слове ШШУБА?» (логопед произносит звук в изоли­рованном положении и в слове интонированно, т. е. более продолжительно). И далее: «Слышишь ли звук IР] в слове ПАРР? звук [Ж] в слове ЖЖУК? звук [Ч] в слове МЯЧ? звук [Щ] в слове ЩЩЕПКА? звук [Л] в слове ЛЛАМПА?».

Выделение на слух ударного гласного из начала слова. Сло­ва для предъявления: Аня, Оля, утка, Ира, окна.

Определение места, последовательности и количества зву­ков в слове (подготовительная группа). Например, определе­ние места звука в слове (глобально: в начале слова и в конце).

Инструкция: «Какой звук слышишь в начале слова ШАПКА? Какой звук слышишь в конце слова ДУШ?».

Фонематический синтез

Логопед предлагает ребенку составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последователь­ности: [С], [Ы], [Р]; [Н], [О], [С]; [О], [С], [А]; [Л], [А], [П], [А].

Фонематические представления

Логопед предлагает ребенку выбрать и отложить картин­ки, в названиях которых есть звук [С] или другой заданный логопедом звук, затем подобрать слово с заданным логопе­дом звуком (если у ребенка есть в речи отдельные слова).

При обследовании речевой активности следует отме­тить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стре­мится к общению, негативен.

По окончании обследования логопед записывает уточ­ненный диагноз.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!