«Анализ занятия в системе дополнительного образования»
Схема анализа личностно-ориентировочного учебного занятия
(Приложение №1)
В процессе личностно-ориентированного обучения реализуется в полной мере сущность образования: учащинся осваивают содержание знаний, овладевают системой интеллектуальных и практических навыков и умений, осваивают опыт творческой деятельности и овладевают опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям.
Анализ личностно-ориентировочного учебного занятия помогает оценивать усилия педагога в реализации целей и ценностей этого занятия с позиции его основных составляющих:
использование субъектного опыта учащихся;
применение педагогом на учебном занятии специально разработанного дидактического материала;
характер педагогического общения на занятии;
активизация способов учебной работы;
проявление гибкости педагога в организации и проведении занятия.
Схема анализа интегрированного учебного занятия
(Приложение № 2)
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. В условиях дополнительного образования при реализации общеобразовательных общеразвивающих программ широко практикуется использование интегрированных учебных занятий, которые дают детям достаточно яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Анализ интегрированных занятий помогает выявить мотивацию учения, степень сформированности познавательного интереса учащихся, уровень (стадию) интеграции содержания в курсе или занятии, формирование у воспитанников целостного взгляда на предмет, результаты деятельности обучаемых на интегрированном учебном занятии.
Системный анализ и оценка эффективности учебного занятия
(Приложение №3)
Предложенный лист наблюдения и оценки учебного занятия очень удобен для анализа учебного занятия в системе дополнительного образования, он дает уникальную возможность знакомства с системой работы педагога, с его творческой лабораторией, с замыслом и планом учебного занятия.
С помощью наблюдения мы отвечаем на вопросы индивидуализированного подхода к обучению:
Каков уровень готовности детей к содержанию и методам обучения?
Каковы их интересы и что их особенно волнует сейчас?
С какими материалами они могут работать более эффективно?
Каков индивидуальный способ познавательной деятельности у каждого ребёнка? и др.
Приложение № 1
Схема анализа личностно-ориентировочного учебного занятия
1. Обучающимся предоставляется возможность по ходу занятия внести изменения в планирование работы на учебном занятии:
Д а; Нет; Частично.
2. Задания предлагаются обучаемым на выбор:
п о содержанию;
п о форме: словесная, графическая, условно-символическая, практическая.
3 . Характер заданий, предлагаемых обучающимся:
Р епродуктивный; Частично-поисковый;
И сследовательский; Творческий.
4. На занятии используются формы общения:
М онолог; Диалог; Полилог.
5. При введении нового понятия педагог предлагает обучаемым дать свои версии его содержания:
Д а; Нет; Частично.
6. При изучении новой темы педагог опирается на субъективный опыт обучаемых, обобщает его, систематизирует, научно обосновывает ____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Обсуждение с учащимися итогов занятия: что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться ____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Обсуждение наиболее рациональных способов работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Беседа строится на уважительном отношении к мнению учащихся.
10. На занятии применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности:
И ндивидуальные; Парные; Групповые.
Приложение № 2
Схема анализа интегрированного занятия
1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).
2. Содержание и компоненты интеграции.
Какие учебные дисциплины в нее входят?
Каково сочетание старых, классических, и новых, основных и дополнительных, дисциплин в процессе интеграции?
3.Направление и объем интегрируемых предметов, в чем он выражается:
в создании нового учебного предмета;
в создании цикла (блока) периодически повторяемых учебных занятий;
создании единичных интегративных занятий?
4.Уровень (стадия) интеграции содержания в курсе или занятии:
органически единая, целостная новая структура;
параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала;
стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре?
5.Тема интегративного учебного занятия, проблема, цель. Уровень новизны.
Достигнута ли систематизация знаний обучающихся, формирование целостного взгляда на предмет?
6.Деятельность педагога и обучаемых по подготовке к интегративному занятию.
Спонтанно ли осуществляется это занятие или является результатом тщательной подготовки педагога и обучающихся?
7.Формы проведения интегративного учебного занятия, виды деятельности.
Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?
8. Результаты деятельности учащихся на интегрированном учебном занятии.
создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме;
широта их кругозора;
культура суждений, их аргументация; степень убежденности в итогах обсуждения проблемы;
культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.
Приложение №3
Системный анализ и оценка эффективности учебного занятия
Детское объединение________________________________________________
Группа №____,____года обучения Дата «___» __________ 20__ г.
Ф.И.О. педагога____________________________________________________
Количество учащихся: в группе______ на занятии_____
Тема занятия:______________________________________________________
Цель занятия:______________________________________________________
__________________________________________________________________
Задачи занятия:_____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Форма проведения занятия___________________________________________
Цель посещения: ___________________________________________________
Проанализируйте занятие по следующим параметрам в зависимости от степени их выраженности по 4-бальной шкале. Обведите кружком соответствующую оценку, при этом один балл соответствует минимальной выраженности параметра, а четыре – максимальной.
Этапы анализа | Баллы |
Организация занятия |
1.Наличие плана занятия, журнала. | 1-2-3-4 |
2.Организация рабочего места. | 1-2-3-4 |
3.Соблюдение ТБ и реализация здоровьесберегающих технологий. | 1-2-3-4 |
4.Соблюдение этапов занятий и наличие логической связи между ними. | 1-2-3-4 |
5. Оптимальность темпа проведения учебного занятия и рациональность использования времени на учебном занятии. | 1-2-3-4 |
6.Целесообразность и эффективность использования наглядности и ТСО. | 1-2-3-4 |
7.Рациональность и эффективность использованных методов и организационных форм работы. | 1-2-3-4 |
Постановка цели и задач занятия: |
1.Соответствие темы занятия КТП. | 1-2-3-4 |
2.Ясность и чёткость постановки цели занятия. | 1-2-3-4 |
3.Соответствие задач поставленной цели. | 1-2-3-4 |
4. Соответствие цели и задач возрастным особенностям учащихся. | 1-2-3-4 |
Содержание занятия: |
1.Полнота, доступноть и последовательноть раскрытия педагогом содержание занятия. | 1-2-3-4 |
2.Оптимальность объёма содержания для данного занятия и возраста детей. | 1-2-3-4 |
3. Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом. | 1-2-3-4 |
4.Оптимальность подобранного учебного материала для различных этапов занятия и видов деятельности учащихсяч. | 1-2-3-4 |
Методы обучения: |
1.Соответствие применяемых методов цели занятия. | 1-2-3-4 |
2. Эффективность данных методов в развитии познавательной активности детей. | 1-2-3-4 |
3. Результативность используемых методов. | 1-2-3-4 |
4.Использование на занятие современных/инновационных образовательных технологий, собственных оригинальных методик. | 1-2-3-4 |
Личностные качества педагога |
1.Речь педагога, ясность изложения. | 1-2-3-4 |
2.Знание предмета и общая эрудиция преподавателя | 1-2-3-4 |
3. Установление обратной связи с учащимися | 1-2-3-4 |
4.Соблюдение педагогической этики и такта в отношениях с обучающимися | 1-2-3-4 |
Деятельность и поведение обучающихся |
1.Дисциплинированность, организованность | 1-2-3-4 |
2.Познавательная активность | 1-2-3-4 |
3.Творческая активность | 1-2-3-4 |
4.Самостоятельность | 1-2-3-4 |
Результативность занятия |
1.Организация познавательной активности, заинтересованности, творчества и самостоятельности учащихся | 1-2-3-4 |
2.Эмоциональная атмосфера на занятии. | 1-2-3-4 |
3.Степень выполнения поставленных цели и задач. | 1-2-3-4 |
4.Обучающий, развивающий и воспитательный результат занятия | 1-2-3-4 |
5.Целесообразность и эффективность использования дитактических материалов и технических средств обучения | 1-2-3-4 |
ИТОГО баллов: | |
97 и выше – «отлично», 65 - 96 – «хорошо», 33 – 64 – «удовлетворительно»
Общие выводы и рекомендации_______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие посетил(а) _________________________________ _____________
(Ф.И.О., должность) (подпись)
Список литературы
Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения. - Минск, 1989.
Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования.- М., ВЛАДОС,2001.
Ершова А. П., Букатов В.М. Режиссура учебного занятия, общения и поведения учителя. - 4-е изд., испр. и доп.- М., 2010.
Загрязнинский В.И. Теория обучения. - М., 2001.
Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, 2003.
Крившенка Л.И. Педагогика. - М., 2004.
Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. - М., 2007.
Поташник М.М. Руководство учебным процессом. - М, 2002.
14