СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Схема анализа занятий

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Схема анализа занятий»














«Анализ занятия в системе дополнительного образования»





























Схема анализа личностно-ориентировочного учебного занятия

(Приложение №1)

В процессе личностно-ориентированного обучения реализуется в полной мере сущность образования: учащинся осваивают содержание знаний, овладевают системой интеллектуальных и практических навыков и умений, осваивают опыт творческой деятельности и овладевают опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям.

Анализ личностно-ориентировочного учебного занятия помогает оценивать усилия педагога в реализации целей и ценностей этого занятия с позиции его основных составляющих:

  • использование субъектного опыта учащихся;

  • применение педагогом на учебном занятии специально разработанного дидактического материала;

  • характер педагогического общения на занятии;

  • активизация способов учебной работы;

  • проявление гибкости педагога в организации и проведении занятия.


Схема анализа интегрированного учебного занятия

(Приложение № 2)


Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. В условиях дополнительного образования при реализации общеобразовательных общеразвивающих программ широко практикуется использование интегрированных учебных занятий, которые дают детям достаточно яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Анализ интегрированных занятий помогает выявить мотивацию учения, степень сформированности познавательного интереса учащихся, уровень (стадию) интеграции содержания в курсе или занятии, формирование у воспитанников целостного взгляда на предмет, результаты деятельности обучаемых на интегрированном учебном занятии.



Системный анализ и оценка эффективности учебного занятия

(Приложение №3)


Предложенный лист наблюдения и оценки учебного занятия очень удобен для анализа учебного занятия в системе дополнительного образования, он дает уникальную возможность знакомства с системой работы педагога, с его творческой лабораторией, с замыслом и планом учебного занятия.

С помощью наблюдения мы отвечаем на вопросы индивидуализированного подхода к обучению:

  1. Каков уровень готовности детей к содержанию и методам обучения?

  2. Каковы их интересы и что их особенно волнует сейчас?

  3. С какими материалами они могут работать более эффективно?

  4. Каков индивидуальный способ познавательной деятельности у каждого ребёнка? и др.












Приложение № 1


Схема анализа личностно-ориентировочного учебного занятия


1. Обучающимся предоставляется возможность по ходу занятия внести изменения в планирование работы на учебном занятии:

Д а; Нет; Частично.

2. Задания предлагаются обучаемым на выбор:

п о содержанию;

п о форме: словесная, графическая, условно-символическая, практическая.


3 . Характер заданий, предлагаемых обучающимся:

Р епродуктивный; Частично-поисковый;

И сследовательский; Творческий.


4. На занятии используются формы общения:

М онолог; Диалог; Полилог.


5. При введении нового понятия педагог предлагает обучаемым дать свои версии его содержания:

Д а; Нет; Частично.


6. При изучении новой темы педагог опирается на субъективный опыт обучаемых, обобщает его, систематизирует, научно обосновывает ____________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Обсуждение с учащимися итогов занятия: что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться ____________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Обсуждение наиболее рациональных способов работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________


9. Беседа строится на уважительном отношении к мнению учащихся.


10. На занятии применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности:

И ндивидуальные; Парные; Групповые.

Приложение № 2


Схема анализа интегрированного занятия


1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).


2. Содержание и компоненты интеграции.

Какие учебные дисциплины в нее входят?

Каково сочетание старых, классических, и новых, основных и дополнительных, дисциплин в процессе интеграции?


3.Направление и объем интегрируемых предметов, в чем он выражается:

  • в создании нового учебного предмета;

  • в создании цикла (блока) периодически повторяемых учебных занятий;

  • создании единичных интегративных занятий?


4.Уровень (стадия) интеграции содержания в курсе или занятии:

  • органически единая, целостная новая структура;

  • параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала;

  • стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре?


5.Тема интегративного учебного занятия, проблема, цель. Уровень новизны.

Достигнута ли систематизация знаний обучающихся, формирование целостного взгляда на предмет?


6.Деятельность педагога и обучаемых по подготовке к интегративному занятию.

Спонтанно ли осуществляется это занятие или является результатом тщательной подготовки педагога и обучающихся?


7.Формы проведения интегративного учебного занятия, виды деятельности.

Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?


8. Результаты деятельности учащихся на интегрированном учебном занятии.

  • создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме;

  • широта их кругозора;

  • культура суждений, их аргументация; степень убежденности в итогах обсуждения проблемы;

  • культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.



Приложение №3


Системный анализ и оценка эффективности учебного занятия

Детское объединение________________________________________________

Группа №____,____года обучения Дата «___» __________ 20__ г.

Ф.И.О. педагога____________________________________________________

Количество учащихся: в группе______ на занятии_____

Тема занятия:______________________________________________________

Цель занятия:______________________________________________________

__________________________________________________________________

Задачи занятия:_____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Форма проведения занятия___________________________________________

Цель посещения: ___________________________________________________


Проанализируйте занятие по следующим параметрам в зависимости от степени их выраженности по 4-бальной шкале. Обведите кружком соответствующую оценку, при этом один балл соответствует минимальной выраженности параметра, а четыре – максимальной.


Этапы анализа

Баллы


Организация занятия

1.Наличие плана занятия, журнала.

1-2-3-4

2.Организация рабочего места.

1-2-3-4

3.Соблюдение ТБ и реализация здоровьесберегающих технологий.

1-2-3-4

4.Соблюдение этапов занятий и наличие логической связи между ними.

1-2-3-4

5. Оптимальность темпа проведения учебного занятия и рациональность использования времени на учебном занятии.

1-2-3-4

6.Целесообразность и эффективность использования наглядности и ТСО.

1-2-3-4

7.Рациональность и эффективность использованных методов и организационных форм работы.

1-2-3-4

Постановка цели и задач занятия:

1.Соответствие темы занятия КТП.

1-2-3-4

2.Ясность и чёткость постановки цели занятия.

1-2-3-4

3.Соответствие задач поставленной цели.

1-2-3-4

4. Соответствие цели и задач возрастным особенностям учащихся.

1-2-3-4

Содержание занятия:

1.Полнота, доступноть и последовательноть раскрытия педагогом содержание занятия.

1-2-3-4

2.Оптимальность объёма содержания для данного занятия и возраста детей.

1-2-3-4

3. Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом.

1-2-3-4

4.Оптимальность подобранного учебного материала для различных этапов занятия и видов деятельности учащихсяч.

1-2-3-4

Методы обучения:

1.Соответствие применяемых методов цели занятия.

1-2-3-4

2. Эффективность данных методов в развитии познавательной активности детей.

1-2-3-4

3. Результативность используемых методов.

1-2-3-4

4.Использование на занятие современных/инновационных образовательных технологий, собственных оригинальных методик.

1-2-3-4

Личностные качества педагога

1.Речь педагога, ясность изложения.

1-2-3-4

2.Знание предмета и общая эрудиция преподавателя

1-2-3-4

3. Установление обратной связи с учащимися

1-2-3-4

4.Соблюдение педагогической этики и такта в отношениях с обучающимися

1-2-3-4

Деятельность и поведение обучающихся

1.Дисциплинированность, организованность

1-2-3-4

2.Познавательная активность

1-2-3-4

3.Творческая активность

1-2-3-4

4.Самостоятельность

1-2-3-4

Результативность занятия

1.Организация познавательной активности, заинтересованности, творчества и самостоятельности учащихся

1-2-3-4

2.Эмоциональная атмосфера на занятии.

1-2-3-4

3.Степень выполнения поставленных цели и задач.

1-2-3-4

4.Обучающий, развивающий и воспитательный результат занятия

1-2-3-4

5.Целесообразность и эффективность использования дитактических материалов и технических средств обучения

1-2-3-4

ИТОГО баллов:



97 и выше – «отлично», 65 - 96 – «хорошо», 33 – 64 – «удовлетворительно»


Общие выводы и рекомендации_______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Занятие посетил(а) _________________________________ _____________

(Ф.И.О., должность) (подпись)



Список литературы


  1. Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения. - Минск, 1989.

  2. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования.- М., ВЛАДОС,2001.

  3. Ершова А. П., Букатов В.М. Режиссура учебного занятия, общения и поведения учителя. - 4-е изд., испр. и доп.- М., 2010.

  4. Загрязнинский В.И. Теория обучения. - М., 2001.

  5. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, 2003.

  6. Крившенка Л.И. Педагогика. - М., 2004.

  7. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. - М., 2007.

  8. Поташник М.М. Руководство учебным процессом. - М, 2002.


14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!