СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сказочные задачи на действия с десятичными числами для 6 класса»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Сказочные задачи на действия с десятичными числами для 6 класса»»









Методическая разработка проведенного внеурочного занятия образовательного события

по развитию функциональной грамотности обучающихся

«Сказочные задачи на действия с десятичными числами для 6 класса»













Название номинации: «Методическая разработка проведенного внеурочного занятия образовательного события по развитию функциональной грамотности обучающихся».




















Пояснительная записка

Наименование методического материала: Занятие внеурочной деятельности по функциональной грамотности для учащихся 6 класса по теме: «Сказочные задачи на действия с десятичными числами».

Направленность разработки: Обучающая, развивающая, практико- ориентированная, способствующая развитию профессиональных компетенций молодого специалиста.

Цель разработки: Разработать внеурочное занятие по функциональной грамотности для учащихся 6 класса, на действия с десятичными числами, для совершенствования образовательных технологий, приемов и методов обучения, с использованием современных подходов в образовании, соответствующих всем требованиям обновленным ФГОС, в соавторстве педагога наставника и молодого специалиста в рамках реализации программы наставничества в МОУ «СОШ № 2».

Задачи методической разработки:

  1. Описать виды деятельности педагога- наставника, молодого специалиста и учащихся на уроке.

  2. Описать организацию учебного занятия, эффективность применения методов, методических приемов и форм в изложении и применении учебного материала.

  3. Поделиться опытом в использовании современных педагогических технологий и методов обучения для развития профессиональных педагогических компетенций молодых специалистов.

  4. Создать условия для получения методической и консультативной помощи для повышения квалификации, от педагога наставника молодому учителю.

  5. Создать условия для формирования педагогического мастерства молодого специалиста при развитии навыков самоанализа, самоконтроля, самосовершенствования педагогических компетенций.

Актуальность и место методической разработки в педагогической системе: В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год указом президента Российской Федерации В.В. Путина объявлен годом педагога и наставника. Данная разработка будет способствовать развитию наставничества в российской школе для развития и подготовки современных педагогических кадров.

Роль наставничество в данной разработке является одной из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров в школе. Тема разработки выбрана не случайно. Развитие математической функциональной грамотности является приоритетной задачей в современном математическом образовании, соответствующим обновленным ФГОС.

В данной разработке учитель использует различные виды деятельности учащихся, ориентируясь на их познавательный интерес, жизненный опыт и знания. В разработке используются современные мультимедийные здоровья сберегающие, личносто- ориентированные, и развивающие технологии, методы самоконтроля, взаимоконтроля и самоанализа. В разработке описано как ученики из проблемной ситуации сами определяют цели и задачи урока, делают выводы, проводят опыты и анализируют полученные результаты, используя самостоятельную деятельность и работу в парах.

Данная разработка соответствует всем требованиям ФГОС современного урока, как в деятельности учащихся, так и учителя. В разработке показано как смена деятельности учащихся позволяет выполнять многофункциональные задачи урока, что важно для формирования личностных и компетентных качеств учащихся.

Новизна разработки состоит в организации скоординированной совместной деятельности педагога - наставника и молодого специалиста для создания занятия по функциональной грамотности во внеурочное время для учащихся 6 класса. В разработке представлены различные виды деятельности молодого специалиста, наставника и учащихся во внеурочной деятельности с использование различных педагогических технологий и приемов обучения в предметных областях математики.

Краткое описание ожидаемого результата: Разработка урока должна помочь повысить квалификацию и методическую грамотность молодого специалиста и учителей математики и использовать компетентность учителя-наставника в поддержке и развитии молодых кадров. А также применять данный материал на своих уроках широкой педагогической общественностью.

Технологические условия разработки: Данная разработка проводится в рамках учебной внеурочной деятельности молодого специалиста для учащихся 6 класса по теме «Использование десятичных чисел в функциональной грамотности». Для реализации данной разработки учителю необходим проектор, компьютер. Разработка поддерживается мультимедийной авторской презентацией и раздаточным материалом.

В разработке учителем наставником была оказана помощь молодому специалисту в содержании, в структуре учебного занятия, в составлении цели и задач занятия, в применении различных педагогических технологий: здоровья сберегающих, личносто- ориентированных, проблемно - развивающих. Наставником были предложены различные методы и приемы обучения учащихся для развития их коммуникативных качеств.

На уроке используется авторская презентация, раздаточный материал в виде конвертов, в которых находятся карточки с задачами для каждой группы, листы решения и листы для самопроверки и смайлики желтого и синего цвета для верных и неверных ответов, и для выявления настроения учащихся.

Цель урока: Создание условий для решения задач по функциональной грамотности с использованием действий с десятичными числами. Для организации деятельности обучающихся по восприятию, осмыслению и закреплению изученных знаний и способов деятельности, с использованием коммуникативных и информационных технологий.

Задачи урока:

образовательные: практически выяснить, где можно использовать действия с десятичными числами для решения заданий по функциональной математической грамотности. Оперировать понятиями десятичного числа, правил действий с десятичными числами, осмысливать условие задачи и способов ее решения, работать с таблицами и переносить данные в математические действия.

развивающие: развивать логическое мышление и навыки исследовательской работы, формировать умение анализировать, выдвигать гипотезы, переносить свои знания в новые ситуации, использовать приобретенные навыки.  

воспитательные: развивать личностные качества учащихся, такие как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, умение работать в коллективе, в группах; содействовать формированию интереса к математике и активной жизненной позиции для решения многофункциональных задач, как в школе, так и в повседневной жизни.







Технологическая карта занятия

Этап занятия

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Этап мотивации к учебной деятельности

(2 мин)


Включение учащихся в учебную деятельность

Организация позитивного настроя на работу

Приветствует учеников. Ребята сегодня у нас необычный урок, вы сидите группами по 5 человек, значит будете решать совместно задачи. Сегодня вам помощниками будут ваше смекалка, находчивость, стремление узнать новое.

.



Заходят на урок. Настраиваются на работу, садятся по группам по просьбе учителя по 5 человек. Получают позитивный заряд, концентрируют внимание.

Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Познавательные:

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Этап актуализации и фиксирования затруднения в пробном действии


(3мин)

Подача проблемной ситуации для сформулирования темы урока.

Учитель предлагает детям посмотреть на (слайд 1) и расшифровать ребусы для определения темы урока.

Анализируют слайд, выдвигают гипотезы по теме урока: «Сказочные задачи на десятичные числа».

Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания

Коммуникативные: выражают свои мысли исходя из проблемной ситуации.

Этап выявления места и причины затруднения

(3 мин)

Обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия

( Слайд 2) Учитель рассказывает о работах в группе о решении задач по сказочному герою Буратино, Винни-Пух и Незнайка.











Учитель предлагает определить вид деятельности по (слайду 3)

Учащиеся настраиваются на дальнейшую работу по группам и определяют по (слайду 3) вид деятельности на десятичные числа.

Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия,

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Этап повторения учебной деятельности (5-7)

Закрепления правил с десятичными числами.


Учитель предлагает поиграть в игру «верно или неверно» при математических высказываниях о действиях с десятичными числами с использованием смайликов желтого- верно и синего – неверно.

  1. Десятичное число – это число, в котором есть запятая?

  2. Запятая отделяет целую и дробную часть?

  3. При сложении десятичных чисел не обращают внимание на запятую?

  4. При умножении десятичного числа на 100 запятую переносят влево на два знака?

  5. При делении десятичного числа на 10 запятую переносят влево на два знака?

  6. При делении десятичных чисел на натурально число сначала делят целую часть?

  7. При умножении десятичных чисел не обращают внимание на запятую?

По (слайду 4) отвечают на вопросы поднимая при верных ответах –желтый смайлик, при неверных –синий.


Познавательные:

Повторяют закрепляют правила

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение.


Этап первичной апробации

(3мин)

Самостоятельное закрепление правил.

У читель предлагает самостоятельно решить примеры на (слайде 5) и выполнить самопроверку с использованием смайликов- решил правильно – желтый смайлик, неправильно – синий смайлик.

Учащиеся самостоятельно решают примеры и самостоятельно проверяют с использованием смайликов.

Познавательные: Моделируют преобразования объекта, структурируют знания, грамотно выражают свои мысли с применением математической терминологии

  • Регулятивные:

Принимают сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль и самооценку своих действий, участвуют в оценке действий других.

  • Коммуникативные

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Динамическая пауза. (2 мин

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Учитель дает задание на формировании записи десятичного числа, используя сказочного героя Карлсона, который прилетает с различными числами. Учащиеся должны сделать хлопок, если число десятичное.

Внимательно слушают, выполняют хлопок


Личностные: овладение приемами сохранения физического здоровья.

Коммуникативные: эмоционально – позитивное отношение к процессу

Этап практического применения (10мин

Формирование навыка при решение задач

Предлагает выполнить групповую практическую работу. Задачи для каждой группы находятся в конвертах. Прочитывает тексты задач для каждой группы. Объясняет, что решение нужно вписывать в листы решения.

Дает рекомендации по решению задач.












Обсуждают в группах решения задачи, каждый участник группы пишет решения одного из действий в листах решения.




Личностные: самоопределяются

Регулятивные: проявляют познавательную деятельностную инициативу


Этап самопроверки (5-мин)

Групповая работа по самопроверки

Учитель предлагает проверить решение по каждому действию из конвертиков с ответами со своими решениями и поставить по одному баллу за каждое верное действие и подсчитать количество баллов в листе решения.



Учащиеся выполняют самопроверку с использованием листа решения и выставляют итоговое количество баллов.





















П ознавательные: самостоятельно выполняют действия, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают письменную цепь рассуждений



Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия

Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой


Этап рефлексии деятельности

(5мин)

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке.

Оценивание работы учащихся на уроке

Учитель предлагает подвести итоги, выслушивает мнение учащихся, спрашивает, реализованы ли цели и задачи урока, что запомнилось, понравилось, что вызвало затруднения, и какое сейчас настроение.

Учитель благодарит за урок, прощается до следующей встречи.

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями об уроке, высказывают свое мнение и чувства используя смайлики. Благодарят за урок.

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих ответов







Приложение 1.

Тексты задач

Задача для первой группы:

Черепеха Тортилья дала вознаграждение Буратине 8 рублей. Буратино решил купить подарки своим друзьям, и зашел в магазин в котором торговала Лиса-Алиса. Буратино купил две ленточки Мальвине, ноты для Пьеро и башмаки для папы Карло, и две косточки для Артимона. Буратино отдал все свои деньги. Обманула ли Лиса- Алиса Буратино и на сколько?

Косточка

Ленточка

Ноты

Башмаки

0,8 рубля

0,6 рубля

1,2 рубля

3,4 рубля





Задача для второй группы:

Зеленый салат

Блинчик с медом

Морковный пирог

Сладкий попкорн

2,7 рубля

1,6 рубля

2,1 рубля

1,1 рубля

Винни- Пух решил пригласит на свой день рождения своих друзей в кафе: Ослика, Пяточка и Кролика. Ослик заказал себе зеленый салат, Пяточек сладкий попкорн, Винни-Пух два блинчика с медом, а Кролик морковный пирог. В кафе действует бонус на день рождения – в размере 1,2 рубля. Хватит ли Винни - Пуху оплатить обед, если у него в кошельке 9 рублей?



Задача для третьей группы:

Незнайка и его друзья решили отправиться в поход, но к сожалению рюкзак был только у Незнайки. В него можно поместить груз не более 5 кг. Друзья решили взять с собой: котелок, 2 кружки, 3 ложки и три ракетки для тенниса. Войдут ли все эти вещи в рюкзак?







Приложение 2

Условия

Действия

Баллы


Стоимость ленточек для Мальвины









Стоимость нот для Пьеро




Стоимость башмаков для папы Карло




Стоимость косточек для Артемона




Обманула ли Лиса- Алиса Буратино и на сколько?




Итого баллов:


Листы решения для первой группы



Листы решения для второй группы

Условия

Действия

Баллы

Стоимость зеленного салата для Ослика



Стоимость блинчиков с медом для Винни-Пуха



Стоимость морковного пирога для Кролика



Стоимость попкорна для Пяточка



Хватит ли Винни - Пуху оплатить обед?




Итого баллов:





Листы решения для третьей группы

Условия

Действия

Баллы

Вес котелка



Вес кружек



Вес ложек



Вес ракетки для тенниса




Войдут ли все эти вещи в рюкзак?



Итого баллов:




Приложение 3

Лист самопроверки для первой группы

Условия

Действия

Баллы

Стоимость ленточек для Мальвины

1) 0,6*2= 1,2 (руб)


Стоимость нот для Пьеро

1) 1,2 *1=1,2 (руб)


Стоимость башмаков для папы Карло

1) 3,4,2 *1=3,4(руб)


Стоимость косточек для Артемона

1) 0,8*2= 1,6 (руб)


Обманула ли Лиса- Алиса Буратино и на сколько?


1) 1,2+1,2+3,4+1,6=7,4 (руб)

2) 8-7,4=0,6 (руб)

Ответ: Да, обманула на 0,6 рубля


Итого баллов:





Лист самопроверки для второй группы

Условия

Действия

Баллы

Стоимость зеленного салата для Ослика

1) 2,7*1=2,7(руб)



Стоимость блинчиков с медом для Винни-Пуха

1) 1,6*2=3,2(руб)


Стоимость морковного пирога для Кролика

1) 2,1*1=2,1(руб)


Стоимость попкорна для Пяточка

1) 1,1*1=1,1(руб)


Хватит ли Винни - Пуху оплатить обед?


1) 2,7+3,2+2,1+1,1= 9,1 (руб)

2) 9,1+1,2=10,3(руб)

3) 9+1,2= 10,2 (руб)

Ответ: Денег не хватит, придется занять у друзей


Итого баллов:




Лист самопроверки для третьей групп

Условия

Действия

Баллы

Вес котелка

1) 1,8*1=1,8(кг)


Вес кружек

1) 2*0,6=1,2 (кг)


Вес ложек

1) 3*0,2=0,6(кг)


Вес ракетки для тенниса

1) 0,3*3=0,9(кг)


Войдут ли все эти вещи в рюкзак?

1) 1,8+1,2+0,6+0,9=4,5 (кг)

Ответ: Все вещи войдут в рюкзак.


Итого баллов:









Приложение 3

Конвертики для групп Смайлики


























Скачать

© 2023, 50 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!