СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказкотерапия - как совокупность учебно-познавательных приемов на уроках иностранного языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Сказкотерапия –как совокупность учебно-познавательных приемов на уроках английского языка» имеет познавательную общекультурную их направленность. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал, справится с трудностями в общении.

Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия - как совокупность учебно-познавательных приемов на уроках иностранного языка.»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска «Лицей №22 «Надежда Сибири»

Корпус 22: г. Новосибирск, ул. Советская, 63, тел. 222-35-15, e-mail: [email protected]

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры ___________________________________

протокол № _____ от _________________

___________________________________

ФИО руководителя кафедры

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________________ М.В. Прохорова

от 31.08.2022

Корпус 99: г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, 59, тел. 223-74-15, e-mail: [email protected]





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Курса внеурочной деятельности

Сказкотерапия - как совокупность учебно-познавательных приемов на уроках иностранного языка.

4х классов

(уровень начального общего образования)










Разработчик:

Морозова Юлия Николаевна



Новосибирск 2022

Пояснительная записка

Язык является важнейшим средством общения. Происходящие в наше время изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Являясь важным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. При изучении иностранного языка и для хорошего его понимания необходимо не только усвоение самой структуры языка, но и ознакомление с культурой этой страны, знакомство с чертами национального характера. Именно сказка отражает душу народа, его мудрость, мысли, надежды и разочарования. Она знакомит с обычаями и традициями, существующими в стране.

Программа «Сказкотерапия –как совокупность учебно-познавательных приемов на уроках английского языка» имеет познавательную общекультурную их направленность. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал, справится с трудностями в общении.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 4-х классов

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы заключаются в том, что занятия проходят не в традиционной классно-урочной форме, а в форме игр, сценок, репетиций, спектаклей. Дети получают возможность познания иностранного языка в игровой увлекательной форме, а так же возможность развития творческих способностей.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями обучающихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, его личностного роста.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция, самокоррекция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной работы.

Целью дополнительной образовательной программы «Сказкотерапия –как совокупность учебно-познавательных приемов на уроках иностранного языка» является создание условий для интеллектуального и творческого развития ребенка, формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством иностранного языка.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • познакомить учащихся с культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);

  • формировать у ребят готовность к общению на иностранном языке;

  • развивать технику речи, артикуляцию, интонации;

  •  познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене;

  • способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в группе, в парах; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

  • прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.

Программа «Сказкотерапия –как совокупность учебно-познавательных приемов на уроках иностранного языка» рассчитана на учащихся 4-х классов. Обучение английскому языку в 4-х классах ведётся по программе Н.И. Быковой О.В. Д.Дули, М.Д. Поспеловой, В. Эванс. Данная дополнительная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения английского языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа дает возможность интегрировать знания, полученные в процессе обучения английскому языку, с воспитанием личности четвероклассников и развитием их творческого потенциала.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что учащиеся в игровой форме, в качестве «актеров» изучают английский язык, и результаты демонстрируют зрителям, т. е. они привыкают говорить перед публикой.

Данная программа учитывает психологические особенности учащихся. Дети этого возраста общительны и эмоциональны. Их отличают любознательность, острота и свежесть восприятия действительности. В первую очередь они воспринимают то, что наглядно и вызывает непосредственный эмоциональный отклик.

Дети весьма импульсивны, т.е. склонны незамедлительно действовать по любому поводу. У них еще велика потребность в активной внешней разрядке. Память  достаточно развита. Уже не только с помощью взрослых, но и сами они способны ставить перед собой мнемонические задачи (запомнить что-либо). Однако легко и прочно дети запоминают то, что их особенно поражает, что отвечает их интересам. 

Учитывая эту возрастную особенность, учитель организовывает на занятиях тренировку учащихся в употреблении лексического и грамматического материала в таких ситуациях, которые связаны с их интересами и позволяют создавать мотивы для общения, для взаимодействия учащихся между собой.

Срок реализации дополнительной образовательной программы «Сказкотерапия –как совокупность учебно-познавательных приемов на уроках английского языка» - 1 год.

Формы проведения занятий

Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, праздники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к ребятам.

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.

С целью достижения качественных результатов учебный процесс оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у детей и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Занятия могут проводиться как со всем классом, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.

Режим проведения занятий, количество часов:

Программа рассчитана на детей 10-11 лет, реализуется за 1 год.

Количество обучающихся в группе - 32 человека. Программа рассчитана на 68 часов в год. Занятия проводятся два раза в неделю.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате реализации данной программы учащиеся будут знать:

  • особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;

  • имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);

  • наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию , форме);

  • названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для ребят данного возраста;

  • произведения детского фольклора и детской литературы (доступные по содержанию и форме).

Научатся:

  • наблюдать, анализировать, сравнивать, приводить примеры языковых явлений;

  • применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;

  • составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;

  • читать и выполнять различные задания к текстам;

  • уметь общаться на английском языке с помощью известных клише, знать идиомы;

  • понимать на слух короткие тексты.

Будут уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • понимать на слух речь преподавателя, одноклассников;

  • понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера ) и уметь прогнозировать развитие данного сюжета;

  • выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;

  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда) и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;

  • инсценировать изученные сказки;

  • сочинять оригинальный текст на основе разработанного плана;

  • соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения главных героев;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и со взрослыми.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, окружающий мир, знания, труд, культура).

Третий уровень результатов – получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

  • снисходительность, дружелюбное отношение к представителям других стран;

  • познавательная, творческая, общественная активность;

  • самостоятельность ( в принятии собственных решений);

  • умение работать в сотрудничестве с другими детьми, отвечать за свои решения;

  • коммуникабельность;

  • уважение к себе и другим;

  • личная и взаимная ответственность;

  • готовность самостоятельно действовать в нестандартных ситуациях.

Формы подведения итогов

На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны.

Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кейсов ), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого этапа в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.

Итоговой работой по завершению каждой темы являются театрализованные представления, сценические постановки, открытые занятия, игры, концерты, конкурсы, праздники.

Результат занятий: использовать приобретенные знания в стандартных ситуациях социально-бытового, социально-культурного и учебно-трудового общения в иноязычной среде.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1

Сказка «Дом, который построил Джек »

15

4

11

2

Сказка «Три поросенка»

15

4

11

3

Сказка «Золушка»

15

5

10

4

Сказка «Щелкунчик»

23

4

19

 

Всего часов

68

17

51

Содержание курса дополнительной образовательной программы

«Волшебные сказки»

Раздел 1. Сказка «Дом, который построил Джек» – 9 занятий

Речевой материал

/предметное содержание речи

Сказка «The house that Jack built» («Дом, который построил Джек »). Текст сказки, пьеса.

Языковой материал

bake, the malt, the dog, from you, bird Tit, the cat, the cow

«Сказочная» лексика: Once, one day, once upon a time, soon, at last, little by little, that’s why, first, for the last time, after a while

There was, there were, many years ago, once there was/were, once there lived, once upon the time there lived

Past Simple глаголов: ran, want, can,cannot ит.д.

Познавательный/ страноведческий /развивающий аспект

Сценарий. Составление сценария. Декорации. Костюмы. Драматизация. Последовательность работы над пьесой.

Сравнение английского варианта сказки с русским.

Наглядность/ оборудование

Текст сказки. Задания к сказке. Аудиозапись. Сценарий сказки. Картинки к сказке. Реквизит для постановки. Презентация к сказке.

Методические рекомендации

Чтение сказки, работа с лексикой – 3 занятия.

Знакомство со сценарием и распределение ролей – 1 занятие.

Работа над текстом пьесы – 2 занятия.

Репетиции, оформление спектакля – 8 занятия

Презентация спектакля – 1 занятие.

На спектакль приглашаются родители.

Методику работы над театральной постановкой и правила драматизации.

Способ определения результативности – участие в постановке.

Сценарий подбирается заранее (его можно составить и вместе с детьми) с учётом уровня подготовленности обучающихся.

Занятия 7-9 проводятся в  зале на сцене.

Не забывайте хвалить детей.

Упражнения на вовлечение детей в творческий процесс обучения английскому языку.

Раздел 2. Сказка «Три поросенка» – 8 занятий.

Речевой материал

/предметное содержание речи

Сказка «Three little pigs» («Три поросенка»). Текст сказки, пьеса.

Языковой материал

three little pigs, for themselves, the bundle of straw,  the kind man, himself, the house of straw, pot of boiling water, on the fire, the clever little pig, happily ever after.

«Сказочная» лексика: Once, one day, once upon a time, soon, at last, little by little, that’s why, first, for the last time, after a while

There was, there were, many years ago, once there was/were, once there lived, once upon the time there lived

Past Simple глаголов:  were, lived, puffed, came walking ит.д.

Познавательный/ страноведческий /развивающий аспект

Сценарий. Составление сценария. Декорации. Костюмы. Драматизация. Последовательность работы над пьесой.

Сравнение английского варианта сказки с русским.

Наглядность/ оборудование

Текст сказки. Задания к сказке. Аудиозапись. Сценарий сказки. Картинки к сказке. Реквизит для постановки. Презентация к сказке.

Методические рекомендации

Чтение сказки, работа с лексикой – 3 занятия.

Знакомство со сценарием и распределение ролей – 1 занятие.

Работа над текстом пьесы – 2 занятия.

Репетиции, оформление спектакля – 1 занятия

Презентация спектакля – 1 занятие.

На спектакль приглашаются родители.

Методику работы над театральной постановкой и правила драматизации.

Способ определения результативности – участие в постановке.

Сценарий подбирается заранее (его можно составить и вместе с детьми) с учётом уровня подготовленности обучающихся.

Занятия 8 проводятся в  зале на сцене.

Не забывайте хвалить детей.

Упражнения на вовлечение детей в творческий процесс обучения английскому языку.

Раздел 3.Сказка « Золушка» – 10 занятий

Речевой материал

/предметное содержание речи

Сказка «Cinderella» («Золушка»).

Текст сказки, пьеса.

Языковой материал

Cinderella, step-mother, step-sister, have to, dress, shoes, ball, prince, palace, to be allowed to, tonight, fairy, godmother, suddenly, don’t worry, coach, must, midnight, lady, nice-looking, pretty, dance, slipper, stairs, kingdom, furious, wife, wedding

«Сказочная» лексика: Once, one day, once upon a time, soon, at last, little by little, that’s why, first, for the last time, after a while

There was, there were, many years ago, once there was/were, once there lived, once upon the time there lived

Past Simple и Present Simple

Познавательный/ страноведческий /развивающий аспект

Сценарий. Составление сценария. Декорации. Костюмы. Драматизация. Последовательность работы над пьесой.

Сравнение английского варианта сказки с русским.

Наглядность/ оборудование

Текст сказки. Задания к сказке. Аудиозапись. Сценарий сказки. Картинки к сказке. Реквизит для постановки. Презентация к сказке.

Методические рекомендации

Чтение сказки, работа с лексикой – 3 занятия.

Знакомство со сценарием и распределение ролей – 1 занятие.

Работа над текстом пьесы – 3 занятия.

Репетиции, оформление спектакля – 2 занятия

Презентация спектакля – 8 занятие.

На спектакль приглашаются родители.

Методику работы над театральной постановкой и правила драматизации.

Способ определения результативности – выполнение заданий по прочитанной сказке, участие в постановке.

Сценарий подбирается заранее (его можно составить и вместе с детьми) с учётом уровня подготовленности обучающихся.

Занятия 10 проводятся в зале на сцене.

Не забывайте хвалить детей.

Упражнения на вовлечение детей в творческий процесс обучения английскому языку.

Раздел 4. Сказка «Теремок» – 8 занятий.

Речевой материал

/предметное содержание речи

Сказка «Nutcracker» («Щелкучик»).

 Текст сказки, пьеса.

Языковой материал

Nutcracker, a king of mice, mice, princes, princesses, soldiers, together, Mary, France

«Сказочная» лексика: Once, one day, once upon a time, soon, at last, little by little, that’s why, first, for the last time, after a while

There was, there were, many years ago, once there was/were, once there lived, once upon the time there lived

Past Simple и Present Simple who lives, lets live

Познавательный/ страноведческий /развивающий аспект

Сценарий. Составление сценария. Декорации. Костюмы. Драматизация. Последовательность работы над пьесой.

Сравнение английского варианта сказки с русским.

Наглядность/ оборудование

Текст сказки. Задания к сказке. Аудиозапись. Сценарий сказки. Картинки к сказке. Реквизит для постановки. Презентация к сказке.

Методические рекомендации

Чтение сказки, работа с лексикой – 3 занятия.

Знакомство со сценарием и распределение ролей – 1 занятие.

Работа над текстом пьесы – 2 занятия.

Репетиции, оформление спектакля – 19 занятия

Презентация спектакля – 1 занятие.

На спектакль приглашаются родители.

Методику работы над театральной постановкой и правила драматизации.

Способ определения результативности – выполнение заданий по прочитанной сказке, участие в постановке.

Сценарий подбирается заранее (его можно составить и вместе с детьми) с учётом уровня подготовленности обучающихся.

Занятия 8 проводятся в актовом зале на сцене.

Не забывайте хвалить детей.

Упражнения на вовлечение детей в творческий процесс обучения английскому языку.

Методическое обеспечение программы

внеурочной деятельности «Сказкотерапия –как совокупность учебно-познавательных приемов на уроках английского языка»»

1. Авторские методики/разработки:

  • разработка тем программы;

  • описание отдельных занятий;

  • сценарии театральных постановок.

2. Учебно-иллюстративный материал:

  • слайды, презентации по темам;

  • видеоматериалы по темам;

  • аудиоматериалы по темам;

  • иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;

  • наглядные пособия (игровые таблицы, атрибуты);

  • натурные объекты: реквизит к спектаклям, театральным постановкам.

3. Методические материалы:

  • методическая литература для учителя;

  • литература для обучающихся;

  • подборка журналов.

4. Материально-техническое обеспечение:

  • игровые средства обучения (игротека): набор кубиков, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок и пр.

  • сценическая ширма (сцена, зал);

  • видеокамера (желательно);

  • проектор;

  • элементы театральных декораций;

  • персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками, для обработки сценарного и музыкального материала.

Список литературы для учителя

  1. Н.И. Быковой О.В. Д.Дули, М.Д. Поспеловой, В. Эванс. «Английский язык» 4 класс.

  2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Гргорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

  3. Клементьева, Т.Б. Счастливый английский: 5-6 кл.: Сборник упражнений. [Текст] /Т.Б. Клементьева – М.: Дрофа, 1997. – 288 с.: 7 л. ил: ил.

  4. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. [Текст] / В. В. Копылова – М.: Дрофа, 2004. – 96 с.

  5. Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография. [Текст] / А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006. – 104 с.

  6. Кулиш, В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. . [Текст] / В.Г. Кулиш – Д.: «Сталкер», 2001. – 320с., ил.

  7. Пучкова, Ю.Я Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. [Текст] /Ю.Я. Пучкова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 78 с.

  8. Стихи и пьесы для детей: сборник на английском языке. [Текст] /составители К.А. Родкин, Т.А. Соловьёва - М.: «Просвещение», 1089. – 176 с.

  9. Филатова, Г.Е. Ваш ребёнок изучает иностранный язык: памятка для родителей. [Текст] / Г.Е. Филатова – Ростов-на-Дону: АНИОН, 1993. – 24 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!