СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка "Телеутское наследие". Автор ученик 11 класса МБОУ - СШ № 18 ст.Мочище Василевич Н.С. - Победитель пятого юбилейного сезона детского конкурса ГТРК "Сибирские сказки-2022""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор  ученик 11 класса  Василевич Н.С. -  Победитель пятого юбилейного сезона   детского конкурса  ГТРК "Сибирские сказки-2022"

Телеутское наследие.

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.»

М.В. Ломоносов

Просмотр содержимого документа
«Сказка "Телеутское наследие". Автор ученик 11 класса МБОУ - СШ № 18 ст.Мочище Василевич Н.С. - Победитель пятого юбилейного сезона детского конкурса ГТРК "Сибирские сказки-2022""»

Телеутское наследие.


«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.»

М.В. Ломоносов


Разожгу я печку, сяду, посижу и ребятам нашим сказку расскажу. Да этой сказке вы, пожалуй, не поверите. Однако мой дедушка, рассказывая ее, всегда говорил: не всё в сказке выдумка, есть в ней и правда. А то зачем бы стали люди её рассказывать. Начиналась эта сказка так: давным-давно жил в Мочище местный народ телеуты. Жили они здесь так долго, что уже и не помнят, когда их предки на землю эту ступили впервые. А Мочище потому так зовётся, что издавна местные жители мочили лён да коноплю, выращенные здесь же в бесчисленных водоёмах этого края.

Одна беда: мало телеутов здесь жило. Когда приказал царь-батюшка дорогу железную строить через здешние земли, то пришли сюда народы славянские и было их куда больше, чем местных. Переженились все, кроме самого старого телеута, что на железной дороге работал да Путейцем звался. И стала культура местных растворяться в культуре славянской с каждым годом всё больше и больше. Начали забывать телеуты свои корни и традиции. Перестали со временем и лен мочить, и коноплю. Остался от телеутского наследия только колодец, что воду с Каменки берёт. Один лишь мудрый Путеец помнил да всех в поселении предупреждал, что местный дух, который людей не любит, раз в 73 года просыпается и насылает на местных неурожаи, бурьянит их землю, прячет от людей озера в глуши лесной да туннели речек подземных меняет, блуждающих в лесу губит, дороги путает.


Звался дух этот Пущевик.

.












(Иллюстрацию к тексту создали

Василевич Никита и Новикова Александра)

Шёл год за годом. Местные исправно и честно исполняли наказ царя-батюшки, а он их за то любил и царскими почестями жаловал. Наказ в том состоял, чтобы дорогу чинить, меняя старые шпалы на свежие еловые, с местных деревьев строганные; паровозы водицей свежей из колодца, что воду с Каменки берет, заправлять да вагоны мыть.

Забыли местные, что Пущевик проснётся в лето следующее и будет он недоволен да зол. Один старый Путеец всё помнил и предупреждал своих односельчан об опасности, да только не слушал его никто.

Вот наступило следующее лето, и проснулся Дух тот злой, начал он бесчинства творить да людей губить. Все озера перепрятал в глуши лесной да туннели речек подземных поменял, дороги все перепутал, блуждающих в лесу многих погубил. Поэтому иссох колодец телеутский. Остались тогда местные жители без воды, и паровозы теперь из Мочище идут немытые да незаправленные.

Пока одни люди искали в березняках да ельниках озера, чтобы водицы свежей напиться, другие же бросились землю рыть да до Каменки доискиваться, чтобы Каменской водицей вновь заправлять паровозы, мыть их. Кинулись было уезжать отсюда, только вот беда: дороги, которые Пущевик перепутал, все через лес шли - по какой не едешь, всё равно назад воротишься.

Прознал о горе Мочищенском царь-батюшка, понял беду народную, сжалился над своими подданными да дал наказ исправить все до лета следующего.

Вспомнили Мочищенцы слова мудрого Путейца и пришли к нему совета просить. Путеец их принял и стал рассказывать, мол, нужно лён да коноплю мочить в озерах местных, тогда Дух снова уснёт, и ещё на 73 года в Мочище будет житье безбедно да сытно. Хотел было старик речь свою кончить, но не стали слушать его добры-молодцы - убежали с Пущевиком управляться.

Стали они рубахи свои льняные да верёвки конопляные кидать в уже отысканные озера, стараясь Духа задобрить. Сработало это, успокоился Пущевик и задремал. Зажили селяне прежней жизнью, построили колодец Каменский над отысканной рекой и стали снова поезда мыть да заправлять. Только вот Путеец все не успокаивается. Молвит, что не уснул Хозяин леса, а лишь задремал и скоро проснётся от того, что лён в рубахах да конопля в веревках силы уже той не имеют, а всё потому, что уже мочены они были. Предки, мол, всегда свежий лен да коноплю мочили - не то, что ныне.

Говорил Путеец это, да только Мочищенцы всё не хотели его слушать и опять позабыли про Пущевика. Проснулся Дух на следующее лето и начал опять бесчинства творить да людей губить. Все озера перепрятал в глуши лесной да туннели речек подземных поменял, блуждающих в лесу многих погубил, дороги попутал. Смекнули в этот раз сразу Жители, что делать надо, и стали опять рубахи да верёвки в воду бросать. Но в этот раз помогло, не угомонился Пущевик. А царь-батюшка опять прознал про все да разгневался сильно на Жителей за то, что наказ его не исполнили и опять Паровозы из Мочище идут немытые да незаправленные. Не знали люди, что делать им и пришли тогда они к старику Путейцу, раскаялись, что слушать - не слушали его да посмеиваться-посмеивались. Стал старик молвить, чтобы построили -молодцы высокую башенку водонапорную да насос к ней самый сильный подключили, и чтоб насос этот воду прямиком с Каменки качал. Стали добры-молодцы землю рыть да до Каменки доискиваться, куда же её Дух спрятал.

Оказалось, что река аккурат у железной дороги спрятана. Возвели с досочек еловых да гвоздочков каленых, кирпича жжёного башенку водонапорную красно молодцы за 3 дня да пришли к Путейцу о проделанной работе сказывать. Он их выслушал да молвил: «Пойду сейчас в лес да с духом стану разговаривать, от дел его злодейских отвлекать. А 11 молодцев пущай насосом качают да воду всю из Каменки в башню пущай закачивают».

Ушёл Путеец в лес на поиски духа, а молодцы стали воду качать, насосами работать, да только по капельке воды прибегало в башню водонапорную, словно держит воду на том конце кто. Проходит час, другой, третий, а водица Каменская всё не бежит в башню - нет уж сил у молодцев работать. Вдруг вода легко стала качаться в башню, смекнули добры молодцы, что начался разговор Путейца с Духом, и позвали себе на подмогу ещё 11 человек, а те - ещё 11 человек. И стали все молодцы водицу в башню качать и в конце концов выкачали всю Каменку.

Почувствовал Дух, что его река исчезла, и спрашивает у старика: «Куда делась реченька?» А мудрый Путеец правду ему и отвечал, мол, его односельчане Каменку поместили в башню и теперь не видать её Духу, пока он не перестанет всем жителям докучать и жизнь их портить. Сказал тогда Пущевик, что не собирается договариваться с людьми, что он просто сломает башенку и реку отберёт. Едва договорив, Дух полетел к водонапорной башне, а Путеец побежал за ним. Но сколько не пытался Дух сломать башню, всё не мог, ведь она была из досочек еловых, гвоздочков калёных да кирпича жжёного. Ослаб совсем Злодей, утомился, не выдержал, так прям возле башенки и заснул. Путеец и сельчане взяли да затянули Пущевика насосами в водонапорную башню, пока он без сил спал.

Живёт с тех пор в башне Мочищенской Дух да паровозы помогает заправлять от безделья, а когда грустит по былой свободе, то во всем посёлке вода заканчивается.

А царь-батюшка-то о смекалке Путейца узнал да велел всех, кто помогал старику в его честь величать. С тех пор прошло много времени, выросла наша станция, появились и другие профессии здесь, но работники железной дороги зовутся Путейцами в честь мудрого телеута.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!