СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка Ш. Перро «ЗОЛУШКА» в балете С. С. Прокофьева

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сказка Ш. Перро «ЗОЛУШКА» в балете С. С. Прокофьева»

Тема: «Сказка Ш. Перро «ЗОЛУШКА» в балете С. С. Прокофьева»

Класс: 2

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству через освоение новых произведений и знаний о музыке

Задачи:

Образовательные:

  • в доступной для детей форме преподнести сведения о французском сказочнике Шарле Перро, о композиторе С. С. Прокофьеве, о жанре балета, об инструментах симфонического оркестра (скрипка, ударные, духовые;

  • при организации звучания музыкального оркестра использовать проблемную ситуацию для выбора инструментов, подходящих по тембру в передаче образа (фрагмент «Полночь»), умение вслушиваться в музыку, продолжить рассказ о событиях в сказке.

Развивающие:

  • развивать в детях умение выразительно рассказывать придуманную историю, сочетать свой рассказ с музыкой, умение проанализировать свой рисунок, умение слушать речь другого человека и задавать вопросы;

  • развивать умение сравнивать контрастные образы, выделять отличительные черты и средства выразительности (инструменты, тембры звучания), умение выразить чувства, заложенные в этих фрагментах;

  • развивать умение петь легким, активным звуком, четко произнося слова в быстром темпе, выражать в своем исполнении игривое, праздничное настроение, сочетать пение с элементами танцевальных движений.

Воспитательные:

  • воспитывать на основе эмоционально-нравственного восприятия музыки С. Прокофьева и сказки Ш. Перро в детях чувства состояние восторга, любви, утраты надежд на счастье;

  • воспитывать уважение к своему труду и труду другого человека, умение видеть в работах красивое.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • воспринимают музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство;

  • используют музыкальные образы при исполнении инструментальной музыки;

Метапредметные:

Познавательные:

  • умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Регулятивные:

  • принимают учебную задачу, понимают план действий, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные:

  • умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; учитывают разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Личностные:

  • сформирована коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;

  • сформировано уважительного отношения к иному мнению, истории.


Оборудование:

Для учителя: мультимедийное оборудование, проигрыватель, компьютер, инструменты шумового оркестра.

Для учащихся: Дневник, пенал

Зрительный ряд: презентация


Структура урока:

1.Организационный момент - (1 минута)

2.Актуализация опорных знаний – (10 минут)

3.Первичное закрепление материала - (10 минут)

4.Обощение и систематизация знаний – (14 минут)

5. Домашнее задание - (1 минута)

6.Рефлексия – (3-4 минуты)


Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы приемы и средства

Формируемые УУД

1

Подготовить учащихся к работе на уроке

Здравствуйте ребята. Сегодняшний урок я бы хотела начать с проверки домашнего задания, что вам было задано на прошлом уроке?
- Поднимите свои рисунки (если подняла большая часть класса, обучающиеся вызываются к доске по рядам)

- Расскажите, пожалуйста, о своем рисунке, какое музыкальное произведение вы нарисовали?



Нарисовать рисунок по понравившемуся музыкальному произведению.

Беседа

Умение формулировать собственное мнение и позицию


2

Обобщить полученные знания, проверить усвоение предыдущей темы

- Какие замечательные рисунки у вас получились! За эту работу сегодня вы все получаете отметку «5»
- А я для вас приготовила вот такие иллюстрации(Слайд 1)

На доске два рисунка: «Золушка на балу» и «Золушка убегает с бала».

- Ребята, посмотрите, кто изображен на этих рисунках? Куда нас привела эта героиня?

- Кто написал эту сказку?
- Значит, вы уже читали эту сказку и будете мне помогать ее рассказывать.
- И так, мы начинаем (таинственно):

«Жил-был почетный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой никто никогда не видел(слайд 3). У нее были две дочери, очень похожие на нее и лицом, и умом, и характером. У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая и милая – вся в покойную мать. Но как только новая хозяйка вошла в дом, тут же показала свой характер. Все ей было не по нраву, а особенно невзлюбила она свою падчерицу, ведь она была так хороша, что ее дочки рядом с нею казались еще хуже, чем раньше. Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную работу в доме(слайд 4), спала она на чердаке под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. А вечером, закончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там, на ящике с золой, поэтому сестры и прозвали ее Золушкой. (слайд 5)

Как-то раз сын короля той страны устроил большой бал. Сестры Золушки тоже получили приглашения. Они очень обрадовались и сейчас же принялись подбирать себе наряды.

И вот, наконец, настал долгожданный день. Мачеха и сестры уехали. Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала. Такую ее и увидела крестная, которая пришла навестить Золушку. (слайд 6) Крестная была феей. Она узнала, что Золушка очень хочет попасть на бал. Добрая фея помогла ей. (слайд 7) Она превратила тыкву в прекрасную карету,(слайд 8) мышей – в серых коней, крысу – в кучера с пышными усами, а ящериц – в лакеев. Золушке фея подарила чудесный наряд из серебряной и золотой парчи, весь усыпанный драгоценными камнями, и хорошенькие хрустальные туфельки. (слайд 9) Фея строго-настрого наказала Золушке вернуться домой до полуночи, иначе ее карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а пышный наряд – снова превратиться в старенькое, грязное платьице. Золушка поблагодарила крестную и отправилась во дворец. Она очень волновалась, сердце ее бешено колотилось. И вот ее карета подъехала ко дворцу. (слайд 10) Отовсюду слышалась музыка, смех и шутки. Золушка поднялась по широкой лестнице к огромным дверям дворца, двери распахнулись, и Золушка вошла во дворец. Она проходила из зала в зал, каждый из которых был красивее другого. И вот она вошла в главный зал, на нее обрушилась целая лавина света, блеска и музыки. И она закружилась в прекрасном танце». (слайд 11)

Звучит «Вальс» (фрагмент) из балета С. Прокофьева «Золушка».









в сказку «Золушка»



французский писатель Ш. Перро

Беседа, метод побуждения и развития интереса к музыке

Метод эмоциональной драматургии




Принимать учебную задачу, понимать план действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем

плане; адекватно воспринимать оценку учителя;

3

Проверить усвоение знаний учащихся

- Ребята, сейчас прозвучала музыка из балета, который называется «Золушка», а написал его Сергей Сергеевич Прокофьев (слайд 12)

В каких цветах вы представляете эту музыку?

Какие инструменты показывают нам эту нежность, легкость, сияние?

Какие чувства у вас вызвала эта музыка? Что вы увидели?
- Каким был зал, гости, оркестр, Золушка?

Как вы думаете, что чувствовала Золушка?

«Золушка растерялась – вокруг столько незнакомых людей, все так празднично и красиво. И вдруг она заметила, что за ней наблюдают чьи-то добрые, ласковые глаза. Это был принц. Увидев Золушку, он остановился, как вкопанный.(слайд 13) А Золушка покраснела и опустила глаза. Чувства принца были настолько велики, что он решился пригласить Золушку на вальс. Золушка, конечно же, соглашается, ведь вальс – это самый красивый танец, который танцуют влюбленные и смотрят друг другу в глаза».

Звучит следующий фрагмент «Вальса». (слайд 14)

- Ребята, как вы думаете, что произошло между Золушкой и принцем?

- В их сердцах возникло прекрасное чувство, которое люди называют любовью.

- Давайте послушаем, что же случилось дальше.

- Пока будете слушать, подумайте что случилось с музыкой? Она изменилась? Было ли в этой музыке что-то иное, чем в «Вальсе»?
Звучит фрагмент из балета С. С. Прокофьева «Золушка» - «Полночь». (слайд 15)

- Как бы вы назвали этот фрагмент?
- Вы были совсем близко к правильному, точному ответу, этот фрагмент С. Прокофьев назвал «Полночь»
- Для вальса вы брали светлые, яркие краски, а какие краски вы возьмете для этого фрагмента?

- Все события сказки передаются в музыке с помощью музыкальных инструментов симфонического оркестра. В вальсе вы слышали скрипки, духовые инструменты со светлыми звучаниями, а какие инструменты в этом фрагменте вышли на первый план?

- А почему? Что произошло дальше в сказке? (слайд 16)




- А как вы догадались, ведь слов не было и сказку мы дальше не читали?

- Почему вы все время говорите о часах?





- Как вам кажется, какими были эти часы - добрыми или злыми? В сказке Шарля Перро часы не наделены каким-то характером, они просто отсчитывают время. А в музыке?




- Действительно, в музыке русского композитора С. С. Прокофьева часы показаны злыми. Мы слышим, как они разрушают счастье Золушки, безжалостно разбивают его металлическими звуками.

Эту музыку С. С. Прокофьев писал специально для балета. Писал он ее по сказке Шарля Перро. А кто из вас знает, что такое балет? (Слайд 17)

- В балете образ часов показан в виде круга, который постоянно движется. И с каждым ударом часов из круга выпрыгивают страшные тролли.

Давайте посмотрим!

Звучит фрагмент из балета «Полночь» (слайд18)







нежные, розовые, голубые

скрипка, деревянные духовые




волнение, тревогу, счастье, радость



















они полюбили друг друга








она стала тревожнее, жестче





Делают

предположения





темные, мрачные, коричневые, черные






Ударные


дети вспоминают сцену, когда Золушка убегает с бала


нам рассказала об этом музыка

в музыке изображен бой часов с помощью ударных инструментов




в музыке часы злые, безжалостные к счастью Золушки








Балет – это музыкальный спектакль, где герои выражают свои чувства, эмоции через танец, пластику

Беседа, слушание произведения, анализ музыкального произведения.









































Поисковая ситуация

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство;

•узнавать музыку (из произведений программы) и называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира;

использовать музыкальные образы при исполнении инструментальной музыки

4

Обобщить знания учащихся

- Обязательным участником балета является симфонический оркестр.(слайд 19)
Я предлагаю вам стать частью оркестра. Мы будем изображать бой часов. Какие же инструменты мы возьмем для этого?

Предлагаются инструменты: ложки, треугольник.

Учитель показывает их звучание, дети выбирают подходящие.
- Мы совсем забыли про самый нужный инструмент, это ваши ладошки, ведь с помощью них можно изображать уходящее время.
- Приподнимите локти от стола, округлите кисть, и пальчиками, легонько отбиваем ритм по мягкой части ладони

- Как ходят часы?

- Покажите мне несколько ударов. (Учитель считает, дети играют под счет)
- Во время игры передайте настроение часов.
Звучит фрагмент «Полночь»

-Отлично! Вы полностью передали настроение и характер этих злых часов!
- Сегодня вы можете сказать родителям, что исполняли настоящую классическую музыку – фрагмент из балета С. С. Прокофьева по сказке Ш. Перро «Золушка». Этот фрагмент называется «Полночь». (Слайд 20)

В этой сказке все закончилось хорошо, добро победило зло, и все опять собрались на праздник.

- По этой же сказке был поставлен фильм, который лишь недавно стал цветным, и я уверенна, что вы все его смотрели. В этом фильме Золушка пела песню про доброго жука, чем и очаровала всех гостей праздника. Помните? Послушайте, как звучит эта песня. (Слайд 21)
- Кто знает ее, может подпевать. Слушание песни «Добрый жук» (видео). (слайд 22)

1. слушаем песню

2. разучиваем песню, вы поете припев, а мы с учителями будем петь куплет

3. исполняем песню с движениями

- Ребята, ведь эта песня танцевальная, веселая. В фильме Золушка всех собирает в круг. Но мы с вами в круг вставать не будем, а потанцуем на месте. А танцевать мы будем в самом длинном проигрыше между припевами.
- Давайте разучим песню.
Разучивание песни с детьми.

- А теперь давайте включим движения. Сначала посмотрите движения без музыки. Я предлагаю вам такие:

  1. Два хлопка вправо, два хлопка влево

  2. Игра в ладоши с соседом по парте

  3. Имитация игры на флейте (вправо, влево – открытые ладони ставятся к носу)

  4. Щелчки пальцами (вправо, влево)

  5. Подергать мочки ушей, наклоняя голову (вправо, влево)

  6. Обнять соседа по парте

Вы можете предложить мне свои

движения. (сразу договориться об их последовательности и сколько раз выполнять!)


А теперь давайте споем всю песню с движениями.

Исполнение песни с движениями.
















тик-так, раз-два








Практические методы (исполнение в шумовом оркестре)
































































Активизация творческой деятельности












• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство;

•узнавать музыку (из произведений программы) и называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира;

формулировать собственное мнение и позицию;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

•Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории

5

Домашняя работа

- Дома нарисуйте героев сказки. Мы будем рады узнать в ваших рисунках те музыкальные фрагменты, которые звучали на сегодняшнем занятии.


Слушают учителя



Объяснение

Самоанализ деятельности на уроке.

6

Оценивать свою деятельность

Спасибо за урок. Что вам запомнилось на уроке? Что удалось? Что вас удивило? Что порадовало?

Отвечают на вопросы


Анализ и обобщение

Самоанализ деятельности на уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!