Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
Журавли живут в различных уголках планеты.
Питаются журавли ростками, почками, семенами растений. Корневища растений являются для них лакомством. Иной раз в меню крылатых гурманов попадают насекомые, моллюски, черви, лягушки, а иной раз и мелкие рыбешки.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это?
Какой Лиса обычно предстаёт в русских сказках?
А в этой сказке?
Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.
Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план.
слушать
Константин Дмитриевич Ушинский был не писателем, а педагогом. Великим педагогом. Для созданных им почти 150 лет назад учебных книг “Детский мир” и “Родное слово” Ушинский подбирал прекрасные народные сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также разнообразные авторские произведения.
Одним из произведений, вошедших в книгу “Родное слово”, и является сказка “Лиса и Журавль”.
Работа над сказкой
1. Как называется сказка, кто ее сочинил?
2. Перечитай сказку. Как ты думаешь, какая она (бытовая, волшебная, о животных)?
З. Кто в сказке действует? Какие это герои?
4. Какие события описываются в сказке?
5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
6. Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить.
7. Как относится автор к своим героям?
8. Что из этой сказки вам запомнилось
больше всего?
- Почему лиса пригласила журавля к себе?
- Как Лиса приглашала Журавля?
- Правильно, ли поступила лиса?
- Что происходит дальше?
- А как повёл себя журавль?
- Как же принял Лису Журавль?
- Как вы думаете, почему он так сделал?
- Можно ли предположить, что лиса не учла: если приглашать к себе в гости, то надо было изучить вкусы гостя и всё время заниматься им.
Подготовка к чтению по ролям
- Сколько героев участвуют в разговоре?
- Как называется такой разговор?
- Найдите слова лисы.
- Какая лиса?
- Как надо прочитать?
- А кто может показать движения лисы?
- Найдите слова журавля.
- Какой журавль?
- Как вы прочитаете слова этого героя?
- Кто лучше?
- А кто покажет движения журавля?
Работа в парах
Подготовьте роли лисы и журавля.
- Прочитайте отрывок, рассказывающий о том, как поступил журавль после “угощения”.
- В чем он оказался неправ?
- Как бы вы повели себя на месте журавля, почему?
Прочитайте самое длинное слово в тексте сказки.
- Что оно значит?
Как аукнется, так и откликнется.
- потчевать
- стряпать
- не обессудь
- несолоно хлебавши
- угощать
- готовить пищу
- не суди строго
- оказалась ни с чем,
обманулась в своих
ожиданиях
- «летний суп»,
состоящий из овощей с квасом
- праздничный, особенный
- не вместе
А теперь давайте побудем мультипликаторами и составим мультфильм к этой сказке. Разложите картинки в том порядке, в каком развивается сюжет сказки.
Какие пословицы подходят к этой сказке?
Что есть в печи, всё на стол мечи.
За добро добром и платят.
У нас на Руси прежде гостю поднеси.
Труд кормит, а лень портит.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Хороший гость дому радость.
Гостю щей не жалей, а побольше лей.
За правое дело стой смело.
Умел в гости звать, умей и угощать.
- Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать?
- Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду?
- Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе?
- А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей?
- Что для этого надо делать?