Тема: Сюжет повести А.С. Пушкина «Метель».
Цели: повторить определение сюжета; проследить сюжет повести Пушкина «Метель» и показать, как развитие сюжета заинтересовывает читателя, помогает ему понять мысли автора и характеры героев; пробудить у детей интерес к прозе Пушкина; развивать воображение и творческую объективность детей, вызвать эмоциональное сопереживание прочитанному.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг писателя, книжка-раскладушка с иллюстрациями героев его произведений, аудиозапись отрывка повести «Метель», рисунки детей, презентация.
Ход урока:
Звучит музыкальная композиция Георгия Свиридова к повести «Метель»- «Романс».
Вступительное слово учителя.
(начало – под музыку)
Ребята, на доске – эпиграф к нашему уроку:
И я забываю мир – в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне…
Действительно, когда читаешь повесть А.С. Пушкина, пробуждается воображенье, поэзия в душе. Так красивы его герои, честны, благородны. Давайте под словом «поэзия» будем подразумевать здесь самые лучшие чувства в душе человека. И пусть пробуждается в нас поэзия…
А дальше у Пушкина (в том же стихотворении «Осень») есть строчки:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так Пушкин писал о том, как рождаются стихи. Но и повесть «Метель», наверное, писалась в такие минуты вдохновения. Вы заметили, как просто, свободно и интересно написана эта повесть?
Такой интерес вызывала и вызывает эта повесть, что композитор Георгий Свиридов написал музыкальную композицию к ней. В начале урока звучала одна музыкальная картинка – «Романс».
Сегодня на уроке, ребята, мы узнаем много нового о Пушкине. Раньше мы знали о нем, что он поэт, сказочник.
Теперь узнаем, что Александр Сергеевич был замечательным прозаиком. Он написал интереснейшие повести. Посмотрим на книжку-раскладушку – в ней есть страничка «Пушкин – прозаик»: Здесь говорится, что Пушкин – автор интереснейших повестей и романов: «Дубровский», «Капитанская дочка», сборника повестей «Повести Белкина» («Метель» как раз входит в этот сборник) и другие. На выставке книг у нас представлены некоторые произведения Пушкина: вот стихи, вот сказки, а это драматические произведения, а вот проза. Многообразны были таланты Пушкина.
Сегодня, приступая к изучению повести « Метель», мы поговорим с вами о том, какое впечатление на вас произвела эта повесть после ее прочтения, поговорим о ее сюжете, читая строки повести, будем учиться комментировать и анализировать отдельные эпизоды.
Во время чтения будут возникать вопросы, на которые мы постараемся ответить, анализируя текст повести «Метель». На уроке будет много вопросов, а главные из них я записала на доске:
Проследить сюжет повести.
Задание классу: а) объясните слово «Сюжет».
б) обратитесь к словарю литературоведческих терминов. (Событие или ряд событий, изображенных в произведении).
Определить тему.
Вопрос классу: «Что такое «тема»? (тема - это то, о чем говорится в произведении).
Попытаться объяснить мысли автора, рассказавшего это историю.
Вопросы классу (беседа с детьми по повести «Метель»)
Во-первых, мне хотелось бы узнать, интересно ли было читать эту повесть?
Какой эпизод вам особенно понравился? Почему? (зачитать отрывок выразительно)
Некоторые ребята нарисовали иллюстрации к повести, рассмотрим их (рассматривание иллюстраций ребят)
У меня вопрос к авторам данных иллюстраций: какие эпизоды вы изобразили и почему?
Даше так понравилась повесть, что выучила наизусть отрывок. Чтение отрывка «Время незабвенное».
Замечательный отрывок. О каком времени идет здесь речь, и о каких событиях?
Кто главная героиня повести? Найдите в тексте, как ее описывает автор? (работа с текстом)
Как понимаете выражение Пушкина: «Мария Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена?» Вероятно, вы почувствовали авторскую иронию. Пушкин посмеивается над своей героиней. С нами ведь тоже так бывает: очень хочется, чтобы что-то произошло, придумываем иногда себе, а этого нет на самом деле.
Почему родители не разрешали встречаться молодым людям, и какой выход те придумали? Расскажите.
Как чувствовала себя Марья Гавриловна перед побегом? (пересказать близко к тексту – индивидуальное задание).
Итак, какие же чувства испытывает героиня перед побегом?
(Работа с текстом, видео)
Что помешало осуществлению планов влюбленных? (текст)
Прочитайте выразительно, как Пушкин описывает метель. (Это домашнее задание к уроку: выразительное чтение отрывка наизусть).
Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор в этом эпизоде? Приведите примеры (текст)
Какова, по вашему мнению, роль этих изобразительно-выразительных средств языка в данном отрывке? Сделайте вывод.
(Вывод: изобразительно-выразительные средства помогают ярче, красочнее, точнее изобразить картину метели; увидеть поведение героя, где ярко выражены его чувства отчаянья, желание скорее найти дорогу.) Читатель видит эту картину ярче и представляет ее выразительнее.
Найдите в тексте и зачитайте строки, как автор говорит о том, что увидел Владимир, жених Марьи Гавриловны в церкви? (текст)
Чем закончилась история Марьи Гавриловны? (текст)
Посмотрим сценку – «Объяснение Бурмина с Марьей Гавриловной»
Какие качества героев вы отметили в этом эпизоде? (Честность, благородство, прямота, уважение к чувству другого человека)
Итак, мы проследили сюжет повести. Сделайте вывод. (Сюжет прост, краток, интересен, занимателен, с неожиданными поворотами событий, есть тайна в этих событиях).
Как вы думаете, почему рассказ о давно прошедших событиях дан лишь в конце повести?
Давайте определим тему произведения. (О любви, об ответственности человека за свои поступки).
Какие качества характера героев показал Пушкин, рассказав нам эту историю? (Честность, благородство, душевную красоту героев; судьбу, которая ведет человека по жизни; ответственность человека за свои поступки. Каждый нечестный поступок рано или поздно откроется. Даже самый незначительный поступок может сыграть большую роль в жизни человека – ничто не проходит бесследно).
Давайте обратимся к эпиграфу повести «Метель». Прочитаем его выразительно. Какова его роль? ( Определяет главную мысль, готовит читателя к восприятию тайного, к рассказу о событиях повести).
Итог урока: Мы проследили сюжет повести. На следующем уроке поговорим о героях повести.
Рефлексия.
Домашнее задание: описание метели (выразительное чтение отрывка наизусть).
В конце урока прослушаем еще одну музыкальную композицию Свиридова к «Метели» - «Вальс». К какому эпизоду повести вы бы отнесли его?
Объявление оценок учащимся.