СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сюжет повести А.С.Пушкина "Метель"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить определение  сюжета; проследить сюжет повести Пушкина «Метель» и показать, как развитие сюжета заинтересовывает читателя, помогает ему понять  мысли автора и характеры героев; пробудить у детей интерес к прозе Пушкина; развивать воображение и творческую объективность детей, вызвать эмоциональное сопереживание прочитанному

Просмотр содержимого документа
«Сюжет повести А.С.Пушкина "Метель"»

Тема: Сюжет повести А.С. Пушкина «Метель».


Цели: повторить определение сюжета; проследить сюжет повести Пушкина «Метель» и показать, как развитие сюжета заинтересовывает читателя, помогает ему понять мысли автора и характеры героев; пробудить у детей интерес к прозе Пушкина; развивать воображение и творческую объективность детей, вызвать эмоциональное сопереживание прочитанному.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг писателя, книжка-раскладушка с иллюстрациями героев его произведений, аудиозапись отрывка повести «Метель», рисунки детей, презентация.

Ход урока:

  1. Звучит музыкальная композиция Георгия Свиридова к повести «Метель»- «Романс».

  2. Вступительное слово учителя.

(начало – под музыку)

Ребята, на доске – эпиграф к нашему уроку:

И я забываю мир – в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне…

Действительно, когда читаешь повесть А.С. Пушкина, пробуждается воображенье, поэзия в душе. Так красивы его герои, честны, благородны. Давайте под словом «поэзия» будем подразумевать здесь самые лучшие чувства в душе человека. И пусть пробуждается в нас поэзия…

А дальше у Пушкина (в том же стихотворении «Осень») есть строчки:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Так Пушкин писал о том, как рождаются стихи. Но и повесть «Метель», наверное, писалась в такие минуты вдохновения. Вы заметили, как просто, свободно и интересно написана эта повесть?

Такой интерес вызывала и вызывает эта повесть, что композитор Георгий Свиридов написал музыкальную композицию к ней. В начале урока звучала одна музыкальная картинка – «Романс».

Сегодня на уроке, ребята, мы узнаем много нового о Пушкине. Раньше мы знали о нем, что он поэт, сказочник.

Теперь узнаем, что Александр Сергеевич был замечательным прозаиком. Он написал интереснейшие повести. Посмотрим на книжку-раскладушку – в ней есть страничка «Пушкин – прозаик»: Здесь говорится, что Пушкин – автор интереснейших повестей и романов: «Дубровский», «Капитанская дочка», сборника повестей «Повести Белкина» («Метель» как раз входит в этот сборник) и другие. На выставке книг у нас представлены некоторые произведения Пушкина: вот стихи, вот сказки, а это драматические произведения, а вот проза. Многообразны были таланты Пушкина.

Сегодня, приступая к изучению повести « Метель», мы поговорим с вами о том, какое впечатление на вас произвела эта повесть после ее прочтения, поговорим о ее сюжете, читая строки повести, будем учиться комментировать и анализировать отдельные эпизоды.

Во время чтения будут возникать вопросы, на которые мы постараемся ответить, анализируя текст повести «Метель». На уроке будет много вопросов, а главные из них я записала на доске:

  1. Проследить сюжет повести.

Задание классу: а) объясните слово «Сюжет».

б) обратитесь к словарю литературоведческих терминов. (Событие или ряд событий, изображенных в произведении).

  1. Определить тему.

Вопрос классу: «Что такое «тема»? (тема - это то, о чем говорится в произведении).

  1. Попытаться объяснить мысли автора, рассказавшего это историю.

Вопросы классу (беседа с детьми по повести «Метель»)

  1. Во-первых, мне хотелось бы узнать, интересно ли было читать эту повесть?

  2. Какой эпизод вам особенно понравился? Почему? (зачитать отрывок выразительно)

  3. Некоторые ребята нарисовали иллюстрации к повести, рассмотрим их (рассматривание иллюстраций ребят)

  4. У меня вопрос к авторам данных иллюстраций: какие эпизоды вы изобразили и почему?

  5. Даше так понравилась повесть, что выучила наизусть отрывок. Чтение отрывка «Время незабвенное».

  6. Замечательный отрывок. О каком времени идет здесь речь, и о каких событиях?

  7. Кто главная героиня повести? Найдите в тексте, как ее описывает автор? (работа с текстом)

  8. Как понимаете выражение Пушкина: «Мария Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена?» Вероятно, вы почувствовали авторскую иронию. Пушкин посмеивается над своей героиней. С нами ведь тоже так бывает: очень хочется, чтобы что-то произошло, придумываем иногда себе, а этого нет на самом деле.

  9. Почему родители не разрешали встречаться молодым людям, и какой выход те придумали? Расскажите.

  10. Как чувствовала себя Марья Гавриловна перед побегом? (пересказать близко к тексту – индивидуальное задание).

  11. Итак, какие же чувства испытывает героиня перед побегом?

(Работа с текстом, видео)

  1. Что помешало осуществлению планов влюбленных? (текст)

  2. Прочитайте выразительно, как Пушкин описывает метель. (Это домашнее задание к уроку: выразительное чтение отрывка наизусть).

  3. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор в этом эпизоде? Приведите примеры (текст)

  4. Какова, по вашему мнению, роль этих изобразительно-выразительных средств языка в данном отрывке? Сделайте вывод.

(Вывод: изобразительно-выразительные средства помогают ярче, красочнее, точнее изобразить картину метели; увидеть поведение героя, где ярко выражены его чувства отчаянья, желание скорее найти дорогу.) Читатель видит эту картину ярче и представляет ее выразительнее.

  1. Найдите в тексте и зачитайте строки, как автор говорит о том, что увидел Владимир, жених Марьи Гавриловны в церкви? (текст)

  2. Чем закончилась история Марьи Гавриловны? (текст)

Посмотрим сценку – «Объяснение Бурмина с Марьей Гавриловной»

  1. Какие качества героев вы отметили в этом эпизоде? (Честность, благородство, прямота, уважение к чувству другого человека)

  2. Итак, мы проследили сюжет повести. Сделайте вывод. (Сюжет прост, краток, интересен, занимателен, с неожиданными поворотами событий, есть тайна в этих событиях).

  3. Как вы думаете, почему рассказ о давно прошедших событиях дан лишь в конце повести?

  4. Давайте определим тему произведения. (О любви, об ответственности человека за свои поступки).

  5. Какие качества характера героев показал Пушкин, рассказав нам эту историю? (Честность, благородство, душевную красоту героев; судьбу, которая ведет человека по жизни; ответственность человека за свои поступки. Каждый нечестный поступок рано или поздно откроется. Даже самый незначительный поступок может сыграть большую роль в жизни человека – ничто не проходит бесследно).

  6. Давайте обратимся к эпиграфу повести «Метель». Прочитаем его выразительно. Какова его роль? ( Определяет главную мысль, готовит читателя к восприятию тайного, к рассказу о событиях повести).

Итог урока: Мы проследили сюжет повести. На следующем уроке поговорим о героях повести.

Рефлексия.


  1. Домашнее задание: описание метели (выразительное чтение отрывка наизусть).

В конце урока прослушаем еще одну музыкальную композицию Свиридова к «Метели» - «Вальс». К какому эпизоду повести вы бы отнесли его?


Объявление оценок учащимся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!