СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ситуация успеха как средство формирования интереса к урокам физической культуры.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационный проект учителя физической культуры по алгоритму создания успеха.

Просмотр содержимого документа
«Ситуация успеха как средство формирования интереса к урокам физической культуры.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Вёшковская основная школа имени Героя Советского Союза Григория

Николаевича Фокина» Угранского района Смоленской области.

















Ситуация успеха как средство формирования интереса к урокам физической культуры

(информационный проект учителя физической культуры первой квалификационной категории

Степановой Т.Ю.)

.





































Д.Вёшки

2016-2017 уч.год.



Современная отечественная педагогика характеризуется поиском новых средств развития познавательных интересов учащихся в условиях ориентации на школьника как субъекта учебно-познавательной деятельности. Эффективным средством формирования интереса школьников к физической культуре может быть ситуация успеха.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что строгой единой классификации ситуации успеха нет. Поскольку нас интересует ситуация успеха в плоскости отношений учитель — ученик, обратимся к анализу понятия «педагогическая ситуация». В научной литературе это понятие широко представлено во многих исследованиях (О.С.Богданова, В.И.Загвязинский, В.И.Перова, Е.А.Крюкова, Л.Ф.Спирин, В.В.Сериков и др.) и характеризуется через совокупность условий и обстоятельств, специально создаваемых как учителем, так и естественно возникающих в педагогическом процессе. Педагогическая ситуация должна обеспечивать единство деятельности учителя и учащихся, а также направленность на достижение позитивных изменений в личности ученика.

В структуре ситуации исследователи выделяют такие компоненты, как постановка задач, содержание, методы и формы обучения и воспитания, взаимоотношения учителя и учащихся, обосновывают требования к ним.

Данные компоненты учитываются и в ситуации успеха. В них заложены воспитывающие и развивающие личность возможности. Но они проявляются в результате их скоординированности в педагогической ситуации в единое целое, создаваемое для реализации более сложных целей, чем усвоение знаний и формирование отдельных свойств личности.

Опираясь на типологию педагогических ситуаций, разработанную В.А.Павловым и пользуясь терминологией А.С.Белкина, выделяем следующие виды ситуации успеха как средства формирования интереса подростков к урокам физической культуры: а) «авансирование похвалой», имеющая своей функцией создание у подростков установки на необходимость занятий физической культурой; б) «неожиданная радость», имеющая своей функцией эффективное включение подростков в занятия физической культурой; в) «высокий полет», ориентированная на включение учащихся в самостоятельные занятия физической культурой.

Ситуация успеха, обеспеченная правильностью объяснения нового материала, упражнения, демонстрации его выполнения способствует включению всех учащихся в деятельность, стимулирует сознательное отношение к занятиям физической культурой.

При проектировании ситуации успеха на уроках физической культуры я обратилась к таким формам урока, где создается наибольшая возможность создания ситуации успеха для большинства учащихся. Одна из таких форм, реализованная в педагогическом эксперименте — игровая рационализация уроков.

Детерминантами ситуаций успеха типа «высокий полет» являются уроки контроля после обучения основных тем программы.

Экспериментальная апробация описанных выше условий проектирования и применения ситуации успеха подтвердила их эффективность.

  • Основным педагогическим инструментарием создания ситуации успеха первого вида мы выделяем разные виды поощрения: одобрительное слово педагога, благодарность, объявленная в присутствии в присутствии товарищей; грамотное преодолением трудностей, выбранных самим учащимся → осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления → формирование устойчивой потребности в самообразовании.







Создание ситуации успеха на уроке

1. Основы создания ситуации успеха в учебной деятельности.

Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат ситуации организованной учителем.

Создание ситуации успеха позитивно сказывается на результатах учебной деятельности:

  • переживание успеха внушает учащемуся уверенность в собственных силах;

  • появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;

  • положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Ситуацию успеха в учебной деятельности создаю поэтапно, в виде последовательной цепи:

  • установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи);

  • обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного решения);

  • сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).



    1. Этапы и алгоритм создания ситуации успеха на уроке



Этап

Педагогическая задача

Дифференциация учащихся

Деятельность учителя

1.Мотиваци

онноцелевой

Сформировать мотив достижения; настроить на успешное выполнение задания

Учащиеся, имевшие

в прошлом неуспех

в выполнении аналогичного задания

Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание выполнимо и по силам

Учащиеся, незнакомые с заданиями подобного рода

Предвосхитить положительную эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха

Учащиеся, успешно, выполнившие задания подобного рода

Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе

2.Организа

ционный

Обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом

Учащиеся, требующие организационного контроля

Организационный контроль начала и завершения

работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы

Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы

Эмоциональное ободрением эмоциональная стимуляция учебной деятельности

Учащиеся, работающие активно и самостоя-

тельно


Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности

3.Итоговый

Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности

Результат, адекватный усилиям

Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки

Необходимое возвращение к мотивационно-целевому этапу, повтор всей цели с исходных позиций

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки

Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую и успешную работу

Результат, не адекватный усилиям

Учащиеся, получившие

неудовлетворительные

отметки

Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа

по преодолению пробелов в знаниях и умениях

Учащиеся, получившие

хорошие и отличные отметки

Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности



    1. Мотивационный этап.



На уроке ставлю задачу сформировать у учащегося установку на успешное выполнение учебного задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, сформировать мотив достижения.

Но здесь бывают ситуации, когда сталкиваюсь совершенно с различной реакцией ученического коллектива: кто-то уже выполнял подобное задание, результаты его оказались неудачными, и у этой категории учащихся уже сформировано отрицательное отношение к предлагаемому заданию. Вторая группа школьников не сталкивалась с такой работой, поэтому они не знают, чего можно ожидать от будущей деятельности. Третья группа, уже выполнявшая подобные задания и успешно справившаяся с ними, находится в состоянии мобилизованности, готовности приступить к выполнению учебной задачи.

Опираясь на эмоциональную память успеха / неуспеха, на данном этапе мне проще всего работать с третьей группой, где необходимо только актуализировать положительные эмоции, пережитые детьми ранее. У второй группы детей нужно предвосхитить эмоциональную реакцию. Нарисовать перспективу удачного выполнения задания, связав ее с теми или иными условиями деятельности, которые в прошлом обеспечивали радость, успех. Наиболее трудоемкой оказывается работа с первой группой. Прежде всего необходимо нейтрализовать память от эмоции неуспеха в предыдущей деятельности, а затем создать перспективу для новой.

Делаю это, например, с помощью сильного эмоционального подкрепления («Уверена, что у тебя сегодня все получится»), но лучше, если эмоции будут иметь и деятельное основание. Напоминаю, что ученик уже поработал над своими ошибками, и результаты будут лучше, чем в прошлый раз, или что задание носит иной характер по сравнению с предыдущим и пр.

Формируя мотив достижения (успеха, результата), предлагаю различные варианты мотивов:

- стремление самостоятельно найти решение интересной проблемы;

- попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым;

- рассматривать свою деятельность с точки зрения других людей;

- установить новые контакты в ходе выполнения и т.д.

Таким образом, опираясь на эмоциональную память учащихся, организую определенные ситуации с целью актуализации или нейтрализации эмоций для предстоящей деятельности. Здесь ситуация успеха в большей степени определяется психологическими аспектами.



    1. Организационный этап.



Моя задача на уроке: обеспечить учащемуся условия для успешного выполнения задания (с учетом индивидуальных способностей и личностных качеств), заинтересовать ученика самим познавательным процессом.

На этом этапе у некоторых детей непосредственный интерес к работе переживает состояние конфликта: с одной стороны, необходимость выполнить работу, а с другой – недостаток условий для реализации задачи. Психологи и педагоги к таким условиям относят четыре аспекта: недостаток способностей, трудность задания, отсутствия везения, слабость волевых усилий. Первые два условия учитываю заранее, стоит лишь подобрать задачи в соответствии с индивидуальными способностями ученика.

Везение зависит от внешних условий, в то время как волевые усилия являются фактором подконтрольным (прежде всего для самого субъекта деятельности), в отличие от способностей, везения и трудности задания. Следовательно, волевое усилие, или самоорганизация, является единственной контролируемой попыткой улучшить результат деятельности. Здесь организую специальную ситуацию, которая помогает учащемуся правильно включиться в работу, преодолеть утомление, усталость, сомнения.



    1. Итоговый этап.

Конкретные обстоятельства обуславливают использование тех или иных приемов ситуации успеха. В частности, на уроке использую эмоциональную разгрузку, смену задания по желанию учащегося, помощь класса; обращаюсь к более сильному ученику и пр.; «подсказку» (работу с учебником) и т.п.

Но эффективными бывают и такие простые педагогические приемы, как контроль времени: без нажима напоминаю учащимся (особенно тем, кто с трудом включается в работу, часто отвлекается от нее), что до конца работы осталось 7, 5, 2 минуты; подхожу к отдельным учащимся (обязательно меняя зоны общения!), уточняю, все ли в порядке, нет ли затруднений и т.д. Для тех, кто так и не выполнил задание, использую прием «даю шанс»: сейчас нужно сдать работу, но после уроков можно прийти и дописать (однако учащиеся должны быть готовы и к выполнению дополнительного задания, поскольку имеют возможность уточнить нужные ответы у одноклассников).



Перед собой ставлю задачу организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания. На практике результативный этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Ученик часто ждет, что оценят не только итог работы, но и его усилия в процессе деятельности. Очень важно отметить достижения учащегося, показать свое уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше.

Таким образом, результативный этап деятельности учителя является диагностирующим в его работе, определяющим прогнозы на будущее. Ученик также корректирует свою деятельность с помощью учителя. Его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности.

Итоговый этап, синтезируя черты первых двух, носит психолого-педагогический характер, поскольку логически следует из результатов исполнительного этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности. Особое внимание уделяю здесь слабоуспевающим ученикам, к которым можно применить завышенную, или авансированную оценку, позитивное рецензирование и т.п., соблюдая при этом чувство меры, чтобы ученик при этом не переоценил свой способности.

Как показала практика, в силу индивидуальных различий учащиеся по-разному реагируют на предложенные ситуации. Для некоторых групп школьников ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор пока не реализуется основная задача: ученик испытывает чувство удовлетворения не только от итога деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями.

Таблица. Цикличность алгоритма ситуации успеха

Циклы

Этапы создания ситуации успеха

Результат

Мотивация

Операции

Итог


I

Учитель формирует у учащегося мотив к достижению успеха в конкретной учебной ситуации

Педагог обеспечивает ученика заданием, соответствующим способностям; при необходимости оказывает помощь в ходе выполнения

Ученик испытывает положительные эмоции в результате успешно выполнено-

го задания

Положительные эмоции внушают уверенность в своих силах, мотивируют ученика на выполнение нового задания

II

Ученик испытывает желание вновь достичь успеха в учебной деятельности, готов на определенные усилия для этого

Учитель предлагает задание, решение которого требует определенных волевых усилий и/или напряженной мыслительной деятельности

Ученик оценивает результат своих усилий, сравнивает свою оценку с оценкой педагога, уточняет причины расхождения

Удовлетворение от преодоления трудностей оставляет более глубокое впечатление и закрепляет успех; появляется желание подтвердить и упрочить положительные результаты

III

Мотив достижения из внешнего побуждения становится внутренним стимулом; учащегося начинает привлекать процесс поиска истины

Из предлагаемых педагогом вариантов учащийся сам определяет себе объем и степень трудности учебной задачи, формируя индивидуальный стиль деятельности

Воспитывается осознанное отношение к учению, формируется объективное отношение к результатам работы; выявляются сильные и слабые стороны стиля учения

Осознание уровня своих знаний, умений, возможностей; понимание необходимости совершенствования своего образовательно-

го уровня

IV

Внутренняя потребность в самообразовании и самосовершенствовании

Самостоятельное обеспечение себя условиями для достижения успеха в деятельности

Ученик оценивает свои действия как основу для дальнейшего позитивного развития

Умение самостоятельно ставить себе задачи для дальнейшего совершенствования и создание ситуации успеха в деятельности как самому себе, так и окружающим

Ситуация успеха на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций в отношении предстоящей деятельности; на организационном – обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося; на результативном – усиливает активное отношение к учению, обращая его мотив для новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение.

Эффективность ситуации успеха в учебной деятельности проверяется не только наличием активного отношения к учебе, но и умением самого школьника создавать себе условия для успешной деятельности.

Таким образом, ситуация успеха только тогда становится действенным средством оптимизации образовательного процесса, когда она:

  • организуется на всех этапах учебного процесса;

  • усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе;

  • реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что находит свое отражение в подборе приемов и средств в работе с конкретным учеником;

формирует у субъекта деятельности положительные эмоции в деятельности → чувство успеха, вызванное преодолением трудностей, предложенных учителем → эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач → удовлетворение, вызванное преодолением трудностей

    1. Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры.



Физическая культура, спорт – обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий, в воспитании цельной, разносторонней личности обратили внимание еще великие греки – философы: Сократ, Платон, Аристотель и другие. 
В 21-ом веке проходят радикальные перемены в жизни нашего общества, которые влекут за собой большие изменения в мировоззрении и идеологии, в культуре и образовании. Новое мышление выдвигает на первый план общечеловеческие ценности. 

В деятельности учителя я вижу три направления:

1. Оздоровление. 
2. Обучение. 
3. Воспитание, развитие
.


Ведущей педагогической идеей в работе с младшими школьниками определяю формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях и на необходимости занятий физическими упражнениями; создание ситуации успеха в учебной деятельности по предмету физическая культура. 

Воспитательными задачами является воспитание нравственных качеств: сопереживания, взаимопомощи, соучастия, сдержанности, умения побеждать и проигрывать. Формирование чувства красоты и эстетического вкуса. 

Главенствующей образовательной технологией выбираю технологию обучения в игре. Игра – естественный спутник жизни ребенка, и поэтому отвечает закону природы. Результат игры – радость и эмоциональный подъем. Положительная эмоция творчества – важнейшие факторы оздоровления. 

Следует особо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста. Детский организм подвержен различным влияниям окружающей среды, а также быстрой утомленности. Внимание детей в этом возрасте недостаточно устойчиво. Ребенок часто отвлекается на то, что в данный момент ему кажется более интересным. Воля развита слабо, поэтому игры следует использовать с небольшим количеством правил. Так как мышление в этом возрасте является образным и предметным, сюжетные игры как нельзя лучше способствуют развитию творческого воображения детей и воспитанию личностных качеств. Сюжетно-ролевые игры ценны в педагогическом отношении, поскольку они оказывают большое влияние на развитие мышления, формирование характера, развитие воли, нравственных качеств, физически укрепляют ребенка, создают духовный настрой на позитивную учебную деятельность.



    1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

    2. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес  к   уроку.

    3. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.



7. Список используемой литературы:

1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье. Н.М. Амосов. з-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 2008. 64 с.

2. Айдаралиев, А.А. Комплексная оценка функциональных резервов организма [Текст] А.А. Айдаралиев, Р.Л. Баевский, А.К. Барсенева и др. Фру

3. Ананьева, Н.А. Здоровье и развитие современных школьников [Текст] Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская //Школа здоровья. 2001. Т. 1. 1. С 13-18.

4. . Белов, В.И. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие [Текст] В.И. Белов, Ф.Ф. Михайлович М.: «Недра Коммюникейшенс Лтд», 2009. -664 с.















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!