СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков по изучению рассказа Л.Н.Толстого "После бала" (8 класс, учебник под редакцией авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №1 - "Л.Н.Толстой «После бала»: проблема и герои"

Цель урока: краткий рассказ о писателе, истории создания рассказа «После бала»

Урок №2 -"Л.Н.Толстой Л.Н.Толстой «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа"

Цель урока: контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Развитие представления об антитезе. Роль антитезы в композиции произведения. Смысловая роль художественных деталей в рассказе

Просмотр содержимого документа
«8_Толстой_После бала_проблема и герои»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30 г. Шахты Ростовской области

8 класс

Литература

Учитель: Кудашева М.В.

Урок № 61

Дата проведения: 08.02.2016

Тема:Л.Н.Толстой «После бала»: проблема и герои

Цель урока: Краткий рассказ о писателе, истории создания рассказа «После бала»

Теория литературы: художественная деталь, антитеза, композиция, роль антитезы в композиции произвдения

Оборудование: учебник «Литература.8 класс» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, м., «Просвещение», 2011 г.),

доска с записями, портрет Толстого кисти Ге

Инфоурок:

http://yandex.ru/video/search?text=%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%20%D0%BB%D0%B5%D0%B2%20%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizard&parent-reqid=1455119715527346-1439020411356561958763626-sas1-5655&filmId=azg1FDicUXI&redircnt=1455119732.1



Ход урока


1.ОНУ

2.Проверка домашнего задания: проверка и анализ письменных рассуждений по рассказу Н.С.Лескова «Старый гений»

3.Вступительное слово учителя:

Л.Н.Толстой прожил большую жизнь, был свидетелем многих исторических событий, отразил в своих произведениях русскую жизнь за целое столетие, что в творениях Толстого правдиво показан быт и характеры русских крестьян, помещиков, великосветских дворян, генералов, офицеров, солдат, крупных и мелких чиновников. Вот лишь несколько подобных произведений: «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы», «Поликушка», «Хаджи Мурат» и др.

Кто же этот удивительный человек? Какую жизнь он прожил?

4.Изучение биографии писателя:

4.1.Работа с портретом Толстого кисти Н.Н.Ге

Задание: озвучьте, каким предстаёт писатель на картине?

«Представьте себе поздний вечер… комната погружена в полумрак… Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступной всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Свечи ярко освещают лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника»

4.2.Проект «Инфоурок»

4.3.Изучение статьи учебника-хрестоматии (с.27-29)

4.4.Вопросы на восприятие (У., с.29):

  • Что нового вы узнали, прочитав статью о писателе

  • Какие произведения, прочитанные вами ранее, рассказывали об исторических событиях, происходивших в России?

  • О чем мечтал писатель для совершенствования общества?

5.Сообщение «История создания рассказа «После бала»

На рубеже двух эпох Толстой создал ряд произведений, одно из которых — рассказ «После бала», написанный в 1903 году

Сюжетной основой рассказа «После бала» явилось действительное событие, которое произошло со старшим братом писателя, Сергеем Николаевичем Толстым. Варвара Андреевна Корейшн была дочерью воинского начальника в Казани. Сам писатель знал и её и отца. Чувство Сергея Николаевича к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда стал известен Льву Николаевичу. Но в дневнике от 18 июня 1903 года Толстой, определяя сюжет рассказа, делает запись от первого лица: «Веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу… танцую с ней; её красавец – отец ласково берет её и идет мазурку. И наутро после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить». 9 августа 1903 года Толстой отметил в дневнике: «Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно». До 20 августа писатель исправлял, совершенствовал текст рассказа. Известно, что Толстой читал его друзьям и близким, и в его чтении слышалось сочувствие молодому Ивану Васильевичу. Впервые рассказ «После бала» был опубликован лишь после смерти писателя.

6.Слово учителя

С рассказом вы уже познакомились. Первый вариант названия был «А вы говорите».

-А почему, на ваш взгляд, Толстой изменил название рассказа?

(уже хотел подтолкнуть читателя к поиску идеи)

Естественно, вторая часть, хоть и маленькая по объему, несет большую смысловую нагрузку.

7.Сообщение ученика «Историческая эпоха, отраженная в рассказе»

В рассказе (посредством такой интересной формы как «рассказ в рассказе») слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы 19 века, время Николая 1) , и той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку философских, социальных вопросов (900-е годы).

Подробнее об этих двух эпохах

Экзекуция — так называлось страшное наказание, распространенное в первой половине девятнадцатого века в армии во время царствования Николая первого. Солдата прогоняли сквозь строй и били палками или прутьями. «Недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки! Палки! У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище»,- вспоминает старый 95-летний солдат, герой статьи Толстого «Николай Палкин». В 1866 году недалеко от Ясной Поляны, имения Толстого, был казнен солдат, ударивший офицера, издевавшегося над ним. Толстой взял на себя защиту солдата перед судом, но ничего не смог добиться. Суд над солдатом и казнь произвели на писателя тяжелейшее впечатление. «Случай этот», — писал впоследствии Толстой, — имел на всю мою жизнь гораздо более влияния, чем все кажущиеся более важными события жизни». Писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о реформировании армии, где выступал против варварского наказания — «прогнания сквозь строй».

В основу рассказа легли две идеи:

Идея взаимной любви и согласия в обществе

Идея сословных разделений

8.Чтение или слушание начала рассказа:

Вопрос перед чтением: - каковы особенности композиции рассказа?

9.Проверка восприятия:

Изучая рассказ, мы должны дать правильную оценку героям, событиям, нарисованным великим писателем и понять, какие идеи вложил писатель в произведение- вот конечная цель изучения рассказа

-Какое впечатление, чувства и размышления произвел на вас этот рассказ?

-Какие эпизоды вам особенно запомнились и почему?

--Кто его главные герои?

-От чьего лица ведется рассказ?

-О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич?

(бал у губернского предводителя, влюбленность героя, разочарование, потрясение от жестокости случившегося после бала)

Создавая художественное произведение, писатель продумывает его композицию. Давайте вспомним, что называется композицией художественного произведения?

В чем особенность композиции произведения? – вот вопрос на следующий урок

10.Задавание домашнего задания:

Практическая работа -Подбор цитат на тему «Две России в рассказе».

На какие части можно разделить рассказ? (составить сложный план )

































муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30 г. Шахты Ростовской области

8 класс

Литература

Учитель: Кудашева М.В.

Урок № 62

Дата проведения: ___.02.2016

Тема:Л.Н.Толстой Л.Н.Толстой «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа

Цель урока: контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Развитие представления об антитезе. Роль антитезы в композиции произведения. Смысловая роль художественных деталей в рассказе

Теория литературы: художественная деталь, антитеза, композиция, роль антитезы в композиции произведения

Словарная работа:

1. Шомпол – стержень для чистки и смазки ствола ружья или, в старину, для забивания заряда в ружьях, заряжаемых с дула. Дать шомполов – наказать, нанося удары такими стержнями

2. Плац – площадь для военных парадов и строевых занятий

Оборудование: учебник «Литература.8 класс» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, м., «Просвещение», 2011 г.),

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b046c5e1-6be2-45df-a453-ca817602e19a/%5BLI8RK_8-02%5D_%5BIL_01%5D.htm - иллюстрация художника Пчёлко

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e7ecb633-482c-4a05-8bf7-e14cbc8adb3c/%5BLI8RK_8-02%5D_%5BIL_03%5D.htm иллюстрация Кардовский


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8c7c39fc-e574-40b2-b7ed-dc810db6d659/%5BLI8RK_8-02%5D_%5BTE_01%5D.htm - концовка рассказа



Ход урока

1.ОНУ

2.Актуализация знаний:

2.1.Создание проблемной ситуации:

Продолжаем работу над рассказом Л.Н.Толстого «После бала». Являясь вдумчивыми читателями, найдем ответы на следующие «проблемные» вопросы (вывешиваются на доску):

-Какие идеи «учителя» легли в основу рассказа? Так с чего же надо начинать, по мнению Л. Толстого: с изменения «внешних условий», «среды» или себя

-Чего достигает Л.Н.Толсктой композицией? Какой прием лежит в ее основе?

2.2.Слово учителя:

Рассказ «После бала» написан в 1903 году, когда писателю было уже далеко за семьдесят лет, но впервые он был напечатан лишь в посмертном собрании сочинений Л. Толстого. В рассказе отразились жизненные впечатления писателя более чем полувековой давности. Это 40-е годы XIX века, время царствования Николая I («Николая Палкина», как его прозвали). Крепостное право тогда еще не отменили, в рекруты уходили на 25 лет, в войсках поддерживалась палочная дисциплина. Солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй»: под барабанную дробь несчастного тащили между рядов солдат и каждый был обязан ударить палкой или ружейным шомполом1 по голому телу. Человека нередко забивали насмерть. Юный Толстой жил в те годы в Казани, в аристократической семье своих родственников, учился в Казанском университете. Об этом времени писатель вспоминал в статье «Николай Палкин», написанной ещё в 1886 году (статья была запрещена в России). Толстой рассказывал, что знал одного полковника-командира, «который накануне с красавицей дочерью танцовал мазурку на бале и уезжал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонянием насмерть сквозь строй бежавшего солдата-татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью». К этому воспоминанию Л. Толстой возвратился в рассказе «После бала».

Рассказ как бы вставлен в «раму» – это краткие вступление и заключение, из которых мы узнаем о повествователе. Сам же рассказ Ивана Васильевича состоит из двух частей: бал и после бала. Вторая часть – «после бала» - производит самое сильное впечатление, именно ради этой второй части и был написан рассказ, что подчеркивает само его название. Но Толстой не мог обойтись и без первой части

-Зачем вторя часть так была необходима Толстому?

Покажем на конкретных примерах прием антитезы в рассказе, обратившись к его тексту, проявляя внимание к его языку

2.3.Запись литературного понятия:

Антитеза – в переводе с греческого языка означает резко выраженное противопоставление понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказанную с её помощью мысль. Иногда, как это наблюдается в рассказе «После бала», антитеза становится композиционным приемом. В этом случае по принципу антитезы строится не отдельное высказывание, а всё произведение

3.Аналитическая работа над текстом:

3.1. Составление таблицы «Описания, связанные с событиями на балу и после бала»

Задание: выделите основные части рассказа

(запись в тетрадях учащихся)

Бал

После бала

Хозяева бала

Солдаты:

Зал у предводителя


Описание улицы:


Варенька:

Наказываемый:

Полковник:

Полковник:

Чувства Ивана Васильевича:

Чувства Ивана Васильевича:

3.2.Эврестическая беседа:

-С чего начинается сцена бала? (Описание хозяев бала)

Прочитайте, выделите ключевые слова. Если мы говорим об описании, то какой частью речи должны быть ключевые слова? Какие слова вам непонятны?

-А теперь найдите и прочитайте описание людей в сцене «После бала». Какое слово повторяет рассказчик и для чего?

-Прочитайте описание зала. Выпишите ключевые слова в тетрадь. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор? Какова их роль в произведении?

-Где происходит действие в сцене «После бала»? Прочитайте описание улицы. Назовите ключевые слова.

-Как рассказчик описывает Вареньку? Какое значение имеет подчеркнутое выделение белого цвета в ее облике? (Эта деталь будет иметь значение в дальнейшем.)

-Ощущение счастья у героя сохраняется даже на улице. И вдруг… Что же происходит «вдруг»? Что заставляет насторожиться? Какое имеют значение «что-то большое, черное» и «нехорошая музыка»?(несчастный)

 При каждом ударе несчастный «оскаливает белые зубы». Как вы объясните эту деталь?

-Как изображается отец Вареньки на балу? Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала. Какие чувства испытывает к нему Иван Васильевич во время бала (деталь «четвероугольные носки сапог»)

- Что переживает герой, расставшись с Варенькой? Какие слова наиболее емко характеризуют психологическое состояние героя во время счастливого бала?

(На балу Иван Васильевич влюблён в Вареньку, испытывает к её отцу «какое-то восторженное, нежное чувство». Но впечатление Ивана Васильевича оказывается обманчивым. Вторая часть рассказа словно выворачивает наизнанку первую. Противоположен теперь не только облик полковника, но и слова, которые подбирает Иван Васильевич, чтобы выразить свои чувства и впечатления от облика полковника)

-Как объяснить поведение отца Вареньки после бала – его характером или порядками в тогдашней армии?

-Можно ли сказать, что Толстой открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?

-Какие чувства овладели героем после увиденного жестокого наказания татарина? Выпишите слова, которые передают состояние Ивана Васильевича как свидетеля наказания.

Примерная запись, сделанная в ходе анализа.

Бал

После бала

Хозяева: добродушные, хлебосольные

добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны,

Солдаты: черные

Зала у предводителя: прекрасная, бал чудесный.

Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки

Улица:

пустынный переулок

Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана

Варенька:

белое платье, милые глаза, разрумянившееся лицо, плавные движения

была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она. всегда необыкновенно прямо, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа…

Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках.

Наказываемый: оголенный по пояс, спина — что-то мокрое, красное, неестественное, двигаясь всем телом, то опрокидываясь назад, то падая вперед.

Полковник: красивый, статный, высокий, свежий, с блестящими глазами, радостной улыбкой.

Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I 4 подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки…

натянув замшевую перчатку на правую руку, — «надо всё по закону»,

Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков, Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные»..

Полковник: в военной шинели, твердая, подрагивающая походка

И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина…

он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся

Иван Васильевич: доволен, счастлив, добр, нежное чувство

Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.

Иван Васильевич: физическая, доходившая до тошноты тоска, ужас от зрелища, досада

Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой.

В душе у меня все время пело, и слышался мотив мазурки

Другая, жесткая, нехорошая музыка. Повторяли неприятную, визгливую мелодию.

-Какие выводы можно сделать на основании наших наблюдений? (Сцены противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий — это основа композиции рассказа. С какой целью Толстой использует в рассказе контрастное изображение?

(Подчеркнуть чувства главного героя рассказа Ивана Васильевича. Нравственное чувство Ивана Васильевича, отвращение, которое в нём вызвал полковник, заставило его отшатнуться от прежде привлекавшего семейства, угасило и любовное чувство рассказчика. Является средством воплощения идеи рассказа)

-Какова же идея рассказа? Какие мысли вложил Толстой в своё произведение?

3.3.Работа с черновым вариантом концовки рассказа:

Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Почему, по вашему мнению, автор изменил историю жизни Ивана Васильевича? (Приложение №1)

Черновой вариант

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, – я так называл это, – как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

   

Окончательный вариант

«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», – думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

В окончательной редакции сильнее выражено чувство ответственности героя за несправедливость, царящую в мире. Человек не должен быть равнодушным к жизни «близких» и дальних своих. Сила художественного произведения заключается в том, что этим отвращением заражается и читатель. И у читателя открываются глаза, гневом загорается сердце на бесчеловечность, противоестественность того, что кажется нормальным, обычным, правильным полковнику. Проблема ответственности человека за окружающее

-Как вы считает, прав ли Иван Васильевич, посчитавший и Вареньку, причастной к злу, совершенному ее отцом? (учащиеся выражают разные мнения по данному вопросу)


4.Итог:

— Так с чего же надо начинать, по мнению Л. Толстого: с изменения «внешних условий», «среды» или себя? А вы как думаете?

      Напомним, что рассказ начинается именно с этого: с разговора о том, что для личного совершенствования необходимо изменение условий жизни людей, т. е. окружающей среды. Это один из коренных вопросов любой эпохи и любого общества: изменится ли среда, если люди будут сами себя совершенствовать, или же с теми людьми, которые есть, следует изменять эту среду, потому что иначе «среда заедает».

-Какой ответ на поставленный в начале рассказа вопрос даёт Л.Н.Толстой в своем рассказе?


5.Задавание домашнего задания:

Подготовиться к сочинению:

1.Утро, изменившее жизнь.

2.Полковник на балу и после бала.

3.Что такое честь, долг, совесть в моем понимании.


























Приложение №1

Работа с черновым вариантом концовки рассказа:


Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Почему, по вашему мнению, автор изменил историю жизни Ивана Васильевича?

Черновой вариант

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, – я так называл это, – как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

   

Окончательный вариант

«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», – думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

Работа с черновым вариантом концовки рассказа:


Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Почему, по вашему мнению, автор изменил историю жизни Ивана Васильевича?

Черновой вариант

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, – я так называл это, – как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

   

Окончательный вариант

«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», – думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

Работа с черновым вариантом концовки рассказа:


Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Почему, по вашему мнению, автор изменил историю жизни Ивана Васильевича?

Черновой вариант

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, – я так называл это, – как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

   

Окончательный вариант

«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», – думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!