Система работы со слабоуспевающими учащимися по физике.
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Моя главная задача как учителя – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Система работы со слабоуспевающими учащимися.
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года.
Особенности неуспевающих учащихся
низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
отсутствие познавательного интереса
не сформированы элементарные организационные навыки
учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
дети, в основном, из асоциальных семей
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Причинами неуспеваемости являются:
Несоответствие интеллектуальной системы ребенка и системы обучения в школе.
Неблагоприятная наследственность.
Общая неспособность к интеллектуальному труду.
Боязнь учителей, школы.
Миграция.
Социально-экономическая
ситуация в стране.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика:
Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
Индивидуальный подход к каждому ученику.
Специальная система домашних заданий.
Усиление работы с родителями.
Привлечение ученического актива к работе по повышению ответственности ученика за учение.
Совместная работа учителя-предметника с классным руководителем.
Приемы педагогической поддержки, применяемые на уроке.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
В процессе контроля над подготовленностью учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. |
| Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. |
| Предложение учащимся примерного плана ответа. |
| Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими ученику отвечать на поставленный вопрос. |
| Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой. |
При изложении нового материала | Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. |
| Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. |
| привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. |
В ходе самостоятельной работы | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. |
| Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. |
| Напоминание способа и приема выполнения задания. |
| Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. |
| Более тщательный контроль над деятельностью, указание на ошибки. |
Виды работ со слабоуспевающими учениками
Карточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором ответа.
Дифференцированные задания.
Карточки - тренажеры.
Творческие задания.
“карточки-с образцами решения”,
“карточки-конспекты”.
"разрезная азбука"
Каждому из нас понятно, что у многих слабоуспевающих учеников существуют проблемы с запоминанием. Предлагаю вашему вниманию "разрезную азбуку". Работа с "разрезной азбукой" способствует развитию зрительной памяти ребёнка, она может быть организована и в классе и дома.
Сила тока | | I=q/t |
Напряжение | njkbg | U=A/q |
Сопротивление | R | R=ρl/s |
Работа над определениями, правилами и формулами.
Например, рассмотрим определение конвекция.
Конвекция – это теплопередача, при которой перенос энергии происходит при переносе вещества. Склад, из которого мы имеем право брать объекты, отыскивая конвекции, заполнен всеми возможными видами теплопередачи.
Способ решения вопроса о том, является или нет рассматриваемый вид теплопередачи искомым, в соответствии с определением, заключается в проверке, переносится энергия с помощью вещества или нет.
Такая работа с определением позволяет осознанно и легко усваивать новые понятия.
Или, например, при изучении формул можно применять следующий принцип обучения
· При изучении правил ищите смысл
· Минимизируйте объем запоминаемого материала
· Не отвлекайтесь на посторонние детали
· Отводите время для собственного воспроизведения
· Используйте краткое содержание и методы повторного цитирования для самопроверки
· Делайте перерывы
· Начинайте обучение по частям
-Тщательно изучите составляющие навыка
-Ищите хорошие модели с такими же чертами что и нужный навык, и способность узнать результаты
· Концентрируйте внимание на изучаемом материале.
Для облегчения запоминания пользуюсь мнемоническими приемами:
Архимедова сила равна «ро же аш» - «аш какая рожа»
плотность вещества равна «масса на объем» - «чистоплотность = чисто масса на чисто объем»
Интересные факты: если задуманное человеком к высказыванию принять за 100%, то в словесную форму облекается лишь 90%, а высказывается – 80%. Выслушивается из задуманного в лучшем случае 70, понимается – 60, запоминается – не более 30%. Вот почему для правильного понимания и запоминания вашей мысли необходимо минимум троекратное повторение сказанного в различных вариантах.
10 правил работы со «слабоуспевающими»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
3. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
4. Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.
5. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
6. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
9. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
10. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».