СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с одаренными детьми в условиях введения ФГОС. Как подготовить ученика к выступлению в научной конференции?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время в школах широкую популярность приобрёл метод проектов. Современный ученик должен уметь понимать смысл своей работы, грамотно ставить цели, последовательно идти к их достижению. Все эти и многие другие качества могут органично развиваться при использовании проектной технологии обучения, как в классе, так и во внеурочной деятельности.     

Просмотр содержимого документа
«Система работы с одаренными детьми в условиях введения ФГОС. Как подготовить ученика к выступлению в научной конференции?»


Система работы с одаренными детьми в условиях введения ФГОС.

Как подготовить ученика к выступлению в научной конференции?

Сенькина Н.Н., учитель биологии сош. №14.


«Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе». Галилей «Нет детей одарённых и неодарённых, талантливых и обычных.
Одарены, талантливы все без исключения дети»
В.А. Сухомлинский


В последнее время в школах широкую популярность приобрёл метод проектов. Современный ученик должен уметь понимать смысл своей работы, грамотно ставить цели, последовательно идти к их достижению. Все эти и многие другие качества могут органично развиваться при использовании проектной технологии обучения, как в классе, так и во внеурочной деятельности.

Правильная организация работы — важная составляющая метода. Без планирования и последовательного выполнения этапов не добиться качественного конечного результата, который бы удовлетворил и участников проекта, и зрителей, которые его будут оценивать.

Участие обучающихся в научно-практических конференциях и конкурсах по биологии и другим предметным областям имеет свою специфику, несколько отличную от участия в предметной олимпиаде. Это обусловлено тем, что специфика подготовки участника к конференции или конкурсу предполагает его компетентность не во всех областях биологического знания, а лишь в отдельной, хорошо изученной области, в рамках которой и лежит основной спектр его интересов. При этом участник подобного интеллектуального состязания должен обладать определенными навыками в реализации своего творческого потенциала через методологию проектной (на первом этапе) и исследовательской (на последующих этапах) деятельности. Это имеет ряд своих сложностей, но и положительных черт одновременно.

Основная положительная черта данного вида работы с одаренными детьми позволяет достаточно среднему ребенку развить свои потенциальные возможности на практически любом этапе учебной деятельности в школе при изучении той или иной части учебной дисциплины. В биологии это, как нельзя более показательно, так как курсы биологии – это отдельные области биологического знания: 6 класс – ботаника, 7 – класс – зоология, 8 класс – анатомия и физиология человека, 9 –11 классы – общая биология. Как нетрудно заметить, ученик может проявить свои способности в исследовательской деятельности на каждом из этих этапов, выбрав для себя наиболее предпочтительный, любимый предмет.

При подготовке к исследовательской деятельности уже не так важна «энциклопедичность» знаний во всех областях биологии, а более необходимой является способность к глубокому познанию той области науки, в которой находится объект исследования. Здесь важно погружение в предметную сферу, усвоение и свободное владение терминологией выбранной области, методологией, также – наличие коммуникативных умений и навыков для реализации и представления своего исследования на конкурсе или конференции.

Кроме этого, юный исследователь должен пройти все этапы проектирования своей деятельности и это приводит его к необходимости изучения проектной и исследовательской технологии в реализации своего собственного исследования. И здесь мы видим еще одно принципиальное отличие «олимпиадника» от «исследователя» в том, что второй сужает область своих интересов, углубляясь в нее, и его путь в процессе исследования заключается в прохождения всех этапов проектной методологии.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы), развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Этот подход органично сочетается с групповым и индивидуальным подходом к обучению. Исследовательская проектная деятельность является обучением в сотрудничестве.

Подготовка к исследованию и его реализация на последнем этапе очень тесно связано с вопросами профориентации, ведь, зачастую, учащийся начинает планировать свою будущую творческую траекторию, связывая ее с определенной областью своих интересов и определенным учреждением высшей школы.

В связи со всем вышесказанным, можно выделить особую стратегию, подготовки учащихся к исследовательской деятельности, которая характеризуется:

Необходимое условие:

  • Усвоением преимущественно специфического объема знаний по одному из направлений науки (в биологии)

  • Освоение проектной и исследовательской методологии, где обязательной является структура подачи результатов исследования, а не путь получения этих результатов;

Цель участия в исследовательской деятельности (научно-практической конференции):

- Творческий поиск решения проблемы, самореализация и социализация в определенной области знания, поступление в ВУЗ по выбранному направлению исследовательской деятельности.

Как подготовить выступление на конференции  

Выступление на конференции является завершающим этапом исследовательской деятельности. Типичное выступление на конференции занимает 7-10 минут. Это оптимальное время для того, чтобы рассказать об одном завершённом исследовании, успев раскрыть наиболее важные технические детали.

В вашем выступлении должны быть отражены:

актуальность выбранной темы, проблема которую вы хотите решить, цели и задачи работы, методика, полученные вами результаты, выводы к которым вы пришли в ходе работы и их обсуждение (соотнести свои выводы с данными других исследователей), а также практическая значимость работы (в каких сферах деятельности можно использовать полученные вами результаты)

Сделайте план многоуровневым — это  поможет вам подготовить слайды презентации, и не забыть важных вещей во время доклада.

Обратите внимание, что рассказ об актуальности работы и выводы не должны занимать много времени — оптимально, если вы уделите по минуте на каждый из этих пунктов во время доклада.

После вашего выступления у членов жюри должно сложиться четкое представление о том какую проблему вы пытались решить, какие результаты были получены и к каким выводам в итоге Вы пришли. Излишняя популяризация и вступительные фразы не несущие информацию о самой работе, неоправданно большое внимание уделяемое анализу научных трудов других авторов неуместны.

В коротком выступлении нельзя повторять одну и ту же мысль, пусть даже другими словами — время дорого.  Любая фраза должна говориться зачем-то. Не просто потому, что Вы этим занимались в процессе работы. Каждая фраза должна логично подводить к следующим фразам, быть для них посылкой, и в конечном итоге всё выступление должно быть подчинено главной цели — донести до аудитории две–три по-настоящему ценных мысли. Тогда выступление будет цельным и оставит хорошее впечатление.

Степень детализации объяснения собственных результатов должна определяться тем, насколько подготовлена аудитория к восприятию данного материала. Старайтесь вводить только те обозначения и понятия, без которых понимание основных идей доклада невозможно. Любое обозначение должно быть объяснено до его первого использования (как и в статьях). Если объяснение некоторого результата требует цепочки из 20 определений, то необходимо найти способ объяснить это короче. Над каждой фразой надо критически подумать: поймут ли её слушатели; достаточно ли у них специальных знаний, чтобы её понять? Непонятные фразы следует безжалостно изымать из презентации.

Желательно, чтобы каждый слайд и каждая идея были поняты хотя бы половиной аудитории. Пара шуток в течение доклада, подчёркивающих Вашу индивидуальность и вносящих некоторое оживление, вполне уместны.

Хочу поделиться опытом подготовки учащихся к научно-практическим конференциям. Таким образом, речь пойдёт об исследовательских конструктивных проектах. Особенностью такой работы является получение на выходе конечного продукта в виде презентации, экскурсии, сценария и т. д.

  1. Выбираем тему. Всё начинается с выбора темы. Тут самый главный совет такой — избегайте банальности.

Предпочтительны темы узкой направленности, в которых звучат конкретные имена, адреса. Неплохо разработать проект на основе личного опыта учащихся, такая тема будет близка, понятна и интересна.

  1. Формируем рабочую группу. Грамотно сформировать рабочую группу проекта. Она может быть минимальной — преподаватель и ученик — если проект индивидуальный, и большой — если проект групповой.

  2. Презентация проекта. Мало провести исследование, работу нужно грамотно и презентабельно оформить и, наконец, представить на суд публике так, чтобы она осталась в памяти и заслужила высокую оценку.

  3. Выбор ученика. Выбрать учеников, которые способны с головой уйти в исследование интересной темы, способны работать в коллективе, которых легко воодушевить. Главные качества — коммуникабельность, артистичность, ответственность и хорошая дикция.

  4. Планирование работы. Обычно сроки для её выполнения довольно жёсткие, если учитывать, что проводить исследование придётся без отрыва от основной учебной деятельности. Собирать материал для подготовки проекта лучше всем по отдельности, у каждого обнаружится свой взгляд на проблему, очевиден будет оригинальный подход к использованию ресурсов для поиска.

  5. Координация проекта. Координировать такую работу учитель, как руководитель проекта, он следить за соответствием работы всем требованиям, которые выдвигают организаторы проекта, как в оформлении, так и в содержании.

Не поленитесь тщательно изучить общие положения проекта, проверить, соответствует ли утверждённая вами тема общей цели конференции, обратите внимание на требования к конечному продукту.

Дети — исполнители, основная ответственность будет лежать на вас.

  1. Сбор информации. На сбор информации не следует давать слишком много времени, детали, необходимые для разработки проекта, вы найдёте в ходе самого исследования. Недели вполне достаточно.

  2. Формулируем цели и задачи. Далее следует последовательно поставить цель или цели, разработать задачи, чтобы учащиеся чётко понимали свою дальнейшую работу. Кроме того, шапку проекта можно оформить уже на данном этапе, не оставлять на потом.

  3. Обсуждение проекта. Регулярные обсуждения проекта с детьми даёт хорошие результаты, здесь интересно мнение каждого. Часто на этапе «сырого» проекта мы делимся своими наработками со всем классом, а иногда ходим и в классы постарше. Взгляд со стороны помогает избежать ошибок, добавить что-то интересное.

Этот этап работы занимает ещё неделю.

  1. Продукт проекта. Теперь создаём конечный продукт проекта. На мой взгляд, это самое важное, потому как результат работы увидят все, и от его качества зависит напрямую финальная оценка.

  2. Работа над презентацией. Учим текст, начинаем репетиции и параллельно работаем над презентацией. Этой работе я уделяю гораздо больше времени, она является самой интересной и продуктивной. Так как особенностью проектов, которыми я занимаюсь с учащимися, является их выполнение на иностранном языке, особое внимание мы уделяем тексту. Уверенность, произношение и отсутствие ошибок — наш козырь.

Ещё один важный момент в презентации конечного продукта — интерактивность. Представьте себе зрительный зал, который смотрит двадцать презентаций подряд, пытаясь вникнуть в их суть. В лучшем положении оказывается первая пятёрка выступающих. Затем усталость, разговоры... Нужно включить зал в свою работу: «Обратите внимание

  1. Продолжительность выступления. Ну, и последнее — лимит вашего выступления. Когда проект написан, «выстрадан» и оформлен, перед вами двадцать листов печатного текста, сократить его до пятиминутного выступления кажется немыслимым, ведь важно всё.

К презентации работы нужно отнестись как к рекламе.

Ваша цель — заинтересовать, воодушевить, ничего более. Надеюсь, мои рекомендации по подготовке детей к выступлениям на научных конференциях будут полезными для учителей, разных предметов.

При подготовке презентации необходимо помнить несколько простых правил:

  • Презентация является иллюстрацией, дополнением к докладу, текста. Поэтому необходимо исходить из того, что главное требование к презентации — наглядность. От того, насколько просто и доступно вы представите результат своей работы, зависит больше половины успеха.

  • Не перегружайте слайд текстом — вы его и так читаете в своем докладе. Оставьте слова себе, а графику — презентации. Можно несколько кадров отвести для текста, когда это становится совершенно необходимым. Распространённая ошибка — читать слайд дословно. Лучше всего, если на слайде будет написана подробная информация (определения, теоремы, формулы), а словами будет рассказываться их содержательный смысл. Информация на слайде может быть более формальной и строго изложенной, чем в речи.

  • Не отвлекайте слушателей своей же презентацией. Яркие краски, аляповатые построения, излишняя анимация, выпрыгивающие и бегающие зайчики, лисички и собачки — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Если же вы водите текст, дополняющий или поясняющий ваши положения, позаботьтесь о легкости его восприятия.

  • Для правильного использования и компоновки цветов воспользуемся дизайнерским понятием цветовой гаммы. Причем цвета могут быть гармонирующими или дополняющими. И тот, и другой подход имеют право на существование. В основе создания цветовой гаммы лежит круг Гесса.

  • Презентация должна идти синхронно с текстом доклада. Ваша речь должна пояснять иллюстрации, представленные в презентации. А презентация, в свою очередь, должна содержать тот наглядный материал, который невозможно выразить словами (схемы, таблицы, графики, фотографии и так далее).

  • Оптимальное число строк на слайде — от 6 до 11. Шрифт должен быть не менее 24 размера. Перегруженность и мелкий шрифт тяжелы для восприятия. Недогруженность оставляет впечатление, что выступление поверхностно и плохо подготовлено.

  • Пункты перечней должны быть короткими фразами; максимум — две строки на фразу, оптимально — одна строка. Чтение длинной фразы отвлекает внимание от речи. Короткая фраза легче запоминается визуально.

  • Не проговаривайте формулы словами — это долго и может отвлечь внимание от основной мысли выступления. Это делается только во время лекций или семинаров, когда слушатели одновременно записывают конспект. На защите или на конференции это неуместно.

  • Оптимальная скорость переключения — один слайд за 1–2 минуты. Для кратких выступлений допустимо два слайда в минуту, но не быстрее.

В то же время, на слайдах некоторые детали и трудные для понимания моменты, без которых невозможно в полной мере представить работу, могут быть подробно показаны в виде формул, таблиц, графиков. Рекомендуется цветом или жирным шрифтом выделять те их ключевые фрагменты, на которых Вы останавливаетесь в своем выступлении.

На защитах обязательно надо подчёркивать, что именно в работе предложено лично автором. С другой стороны, здесь не место для излишнего самовыражения. Высказывания вроде «Я решил», «Я сделал» не подходят для научной работы. Речь, тем более у детей, идет о совместной работе в группе со взрослыми. Кто-то дал идею работы. Кто-то методику. В научных кругах принято говорить: «Мы провели исследования», «Мы сделали выводы» и т.п.

Методически грамотно считается, что обучающиеся должны рассказывать свой доклад, а не читать по бумажке. Причем не нужно пересказывать всю свою работу, присланную на конкурс от начала до конца.

Составив детализированный план доклада, презентацию затем подготовить будет легче. Для этого необходимо по каждому пункту и подпункту плана создать слайд, иллюстрирующий содержание данного подпункта/пункта. Тогда и слайды будут информативны, и рассказывать вам будет удобно, и сама очередность слайдов поможет не сбиваться с мыслей. Речь и слайды не должны совпадать, тогда презентация станет «объёмной». Речь должна быть не перегружена специальной терминологией, а слайды должны содержать больше технических подробностей: формулы, схемы, таблицы, графики. В коротком выступлении к ним можно обращаться по ходу изложения, но при этом не надо останавливаться на объяснении всех нюансов.


Литература

1. Братанова,Т.А.. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками [Текст]

2. Братанова,Т.А// Начальная школа. – 2008. - № 5. – С. 41.

3. Каирова, Л.А.. К вопросу о формировании исследовательской культуры учителя [Текст] Л.А.Каирова.// Начальная школа. – 2007. - № 6. – С. 15.

4. Новолодская, Е.Г.. Реализация творческих проектов при изучении природоведения [Текст]/ Е.Г.Новолодская, С.Н.Яковлева // Начальная школа. – 2008. - № 1. – С. 94.

5. Саломатова, О.С.. Становление коммуникативной компетентности школь-ников в ходе проектно-исследовательской деятельности [Текст] / О.С.Саломатова.// Начальная школа. – 2007. - № 7. – С. 40.

6. Тимофеева, В.П.. Исследовательская работа в начальной школе [Текст] /В.П.Тимофеева Начальная школа. – 2008. - № 2. – С. 9.








































ПРИЛОЖЕНИЕ


Памятка

Организация исследования


  • Подумать самостоятельно и выбрать тему исследования.

  • Что я об этом знаю?

  • Какие мысли я могу высказать про это?

  • Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

  • Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

  • Записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

  • Спросить у других людей.

  • Записать интересную информацию, полученную от других людей.

  •  Использовать Интернет.

  • Записать то новое, что узнал с помощью компьютера.

  • Понаблюдать.

  • Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений.

  • По возможности сделать фотографии.

  • Провести эксперимент.

  • Записать план и результаты эксперимента.




































Как лучше подготовиться к выступлению?

Подготовить текст доклада желательно заранее с тем, чтобы успеть несколько раз отрепетировать выступление. В процессе репетиции следует обратить внимание на возможные трудные для чтения или восприятия слушателями места в тексте. Их следует изменить или оформить более четко, например, выделить (подчеркнуть) ключевые слова, на которые следует сделать ударения в процессе выступления. Во время репетиций и, особенно, во время доклада нужно делать паузы при ссылках на наглядные материалы, чтобы дать время слушателям обратить на них внимание. Речь докладчика должна иметь эмоциональную окраску.

Для улучшения восприятия слушателями следует повышать голос в начале предложения, при перечислении и перед союзами в сложных предложениях, понижать голос в конце предложения, а также делать краткие паузы между предложениями и более длительные – в конце абзаца.

При подготовке выступления следует предварительно узнать о временных лимитах и во время репетиций засекать продолжительность чтения доклада. Будьте готовы к тому, что время, предназначенное для выступлений, может быть сокращено в последний момент. В этой связи может оказаться полезным сделать заранее пометки, выделив важнейшие части доклада для того, чтобы сократить доклад по ходу выступления без серьезного ущерба для содержания, если регламент выступлений не позволит зачитать текст полностью.

Объем доклада зависит от времени, отпущенного организаторами для выступления, индивидуальных речевых особенностей докладчика и способа изложения доклада (чтение по распечатке, рассказ по памяти, выступление «не по бумажке»).

В случае если в ходе репетиций Вы не можете уложиться во временные рамки, следует сократить текст доклада.

Если Вы предпочитаете выступать «не по бумажке», то и тогда полезно подготовиться к выступлению. Необходимо подготовить тезисы доклада и перечень дополнительных материалов, следить за своей речью, чтобы избегать использования «слов-паразитов».

Учтите, что «экспромт хорош, когда он хорошо подготовлен», поэтому, в любом случае, следует провести тренировку на время.

Подробнее о подготовке к публичным выступлениям Вы можете прочесть в электронной версии книги Ганса Селье «От мечты к открытию: как стать ученым»

(http://www.lib.ru/PSIHO/SELYE/otkrytie.txt).

При любом способе выступления важно суметь коротко и ясно изложить Ваши мысли в интересной для слушателя форме. За один-два дня перед выступлением было бы полезно провести генеральную репетицию, сделав доклад перед знакомыми, чтобы они оценили качество Вашего выступления (не забудьте делать паузы при ссылках на наглядный материал и контролировать время).

Каких ошибок следует избегать в процессе выступления, и каким образом?

Не следует увлекаться псевдонаучной терминологией. Не все слушатели могут быть с ней знакомы и, либо они не поймут смысл сказанного Вами, либо Вы будете вынуждены тратить свое и чужое время на разъяснение.

Другая ошибка, встречающаяся у некоторых докладчиков, состоит в использовании терминов, точное значение которых они и сами не знают. Лучше не используйте термины, если не знаете их определения.

Не забывайте, что Ваша речь должна быть внятной, поэтому говорите громко, четко проговаривая слова (в том числе и на репетиции, чтобы потом не сорвать голос на середине выступления и уложиться в отведенное время).

Чем лучше Вы подготовитесь, тем спокойнее и увереннее Вы будете чувствовать себя во время выступления. Нервное напряжение может помешать, Вам сосредоточиться, поэтому лучше улыбнитесь и скажите себе: «Я прекрасно знаю то, о чем буду сейчас говорить».

Если Вы вдруг запнулись или оговорились, не пугайтесь, сохраняйте спокойствие. Ошибка может произойти с каждым, а лучшим выходом в данной ситуации может стать улыбка и продолжение доклада, как ни в чем не бывало.



Этапы подготовки учащихся к научно-практической конференции


  1. Выбираем тему. Всё начинается с выбора темы. Тут самый главный совет такой — избегайте банальности.

Предпочтительны темы узкой направленности, в которых звучат конкретные имена, адреса. Неплохо разработать проект на основе личного опыта учащихся, такая тема будет близка, понятна и интересна.

  1. Формируем рабочую группу. Грамотно сформировать рабочую группу проекта. Она может быть минимальной — преподаватель и ученик — если проект индивидуальный, и большой — если проект групповой.

  2. Презентация проекта. Мало провести исследование, работу нужно грамотно и презентабельно оформить и, наконец, представить на суд публике так, чтобы она осталась в памяти и заслужила высокую оценку.

  3. Выбор ученика. Выбрать учеников, которые способны с головой уйти в исследование интересной темы, способны работать в коллективе, которых легко воодушевить. Главные качества — коммуникабельность, артистичность, ответственность и хорошая дикция.

  4. Планирование работы. Обычно сроки для её выполнения довольно жёсткие, если учитывать, что проводить исследование придётся без отрыва от основной учебной деятельности. Собирать материал для подготовки проекта лучше всем по отдельности, у каждого обнаружится свой взгляд на проблему, очевиден будет оригинальный подход к использованию ресурсов для поиска.

  5. Координация проекта. Координировать такую работу учитель, как руководитель проекта, он следить за соответствием работы всем требованиям, которые выдвигают организаторы проекта, как в оформлении, так и в содержании.

Не поленитесь тщательно изучить общие положения проекта, проверить, соответствует ли утверждённая вами тема общей цели конференции, обратите внимание на требования к конечному продукту.

Дети — исполнители, основная ответственность будет лежать на вас.

  1. Сбор информации. На сбор информации не следует давать слишком много времени, детали, необходимые для разработки проекта, вы найдёте в ходе самого исследования. Недели вполне достаточно.

  2. Формулируем цели и задачи. Далее следует последовательно поставить цель или цели, разработать задачи, чтобы учащиеся чётко понимали свою дальнейшую работу. Кроме того, шапку проекта можно оформить уже на данном этапе, не оставлять на потом.

  3. Обсуждение проекта. Регулярные обсуждения проекта с детьми даёт хорошие результаты, здесь интересно мнение каждого. Часто на этапе «сырого» проекта мы делимся своими наработками со всем классом, а иногда ходим и в классы постарше. Взгляд со стороны помогает избежать ошибок, добавить что-то интересное.

Этот этап работы занимает ещё неделю.

  1. Продукт проекта. Теперь создаём конечный продукт проекта. На мой взгляд, это самое важное, потому как результат работы увидят все, и от его качества зависит напрямую финальная оценка.

  2. Работа над презентацией. Учим текст, начинаем репетиции и параллельно работаем над презентацией. Этой работе я уделяю гораздо больше времени, она является самой интересной и продуктивной. Так как особенностью проектов, которыми я занимаюсь с учащимися, является их выполнение на иностранном языке, особое внимание мы уделяем тексту. Уверенность, произношение и отсутствие ошибок — наш козырь.

Ещё один важный момент в презентации конечного продукта — интерактивность. Представьте себе зрительный зал, который смотрит двадцать презентаций подряд, пытаясь вникнуть в их суть. В лучшем положении оказывается первая пятёрка выступающих. Затем усталость, разговоры... Нужно включить зал в свою работу.

  1. Продолжительность выступления. Ну, и последнее — лимит вашего выступления. Когда проект написан, «выстрадан» и оформлен, перед вами двадцать листов печатного текста, сократить его до пятиминутного выступления кажется немыслимым, ведь важно всё.

К презентации работы нужно отнестись как к рекламе.

Ваша цель — заинтересовать, воодушевить, ничего более.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!