СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы МБДОУ г.Керчи РК "Детский сад №15"Дельфин" по теме "Коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через организацию различных форм физического воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическое воспитание есть огромный, прекрасный, но таинственный Космос, через постижение которого можно приблизиться к Истине и Счастью!

Просмотр содержимого документа
«Система работы МБДОУ г.Керчи РК "Детский сад №15"Дельфин" по теме "Коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через организацию различных форм физического воспитания"»

Физическое воспитание есть огромный, прекрасный,

но таинственный Космос, через постижение которого можно приблизиться к Истине и Счастью!

Н.Н. Ефименко



Неоспоримо, что роль физического развития в дошкольном детстве переоценить невозможно: оно не только оказывает огромное влияние на психоэмоциональное здоровье ребенка, но и в значительной степени способствует его всестороннему развитию, ускоряя динамику изменений в контексте содержания других образовательных областей, обозначенных во ФГОС.

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного учреждения. Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.



С этой целью с 2010 года в МБДОУ № 15 создана и работает творческая группа по физкультурно – оздоровительной работе. Руководителем творческой группы является инструктор по физическому воспитанию Блохина Н.В., в состав входят педагоги возрастных групп. На основании планов работы творческих групп работа в ДОУ проводится в трех направлениях:

- Работа с педагогическим коллективом по освоению способов снятия эмоционального напряжения и возможностей улучшения показателей собственного здоровья; освоению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми; - Активное взаимодействие с детьми, с целью формирования ответственности за свое здоровье и освоение способов сохранения физического и психического здоровья;

- Работа с родителями с целью осмысления важности создания здоровьесберегающих условий в семье. Выход в свет примерной основной программы «Диалог» предоставил новые, интересные перспективы развития педагогики дошкольного детства, в числе которых первостепенное – физическое направление образовательной деятельности. Авторская программа «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников» предлагает новые методические подходы в физкультурно – оздоровительной работе с детьми в ДОУ, которые во многом отличаются от традиционных. Эти инновации отбирались автором и его коллегами на протяжении 30 лет (1983-2013) и являются результатом глубоких научных изысканий и ежедневной практики в детском саду.

Нам приятно сотрудничество с авторским педагогическим центром – центром реабилитации движением Николая Ефименко, база которого находится в Одессе (Украина). Николай Николаевич является создателем и руководителем авторского Центра, которому уже исполнилось 25 лет. Сегодня Центр имеет множество общественных филиалов в различных городах Украины и России, в числе которых Симферополь, Москва, Санкт – Петербург, Ростов – на Дону, Краснодар, Новороссийск, Волгоград, Армавир, Екатеринбург, Киев, Одесса, Харьков, Днепропетровск др. Инструктором по физическому воспитанию Н.В. Блохиной прослушан ряд авторских семинаров доктора педагогических наук, доцента, профессора кафедры ортопедагогики и реабилитологии Института коррекционной педагогики и психологии Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова Ефименко Николая Николаевича в разных городах России и Украины:

А, именно:

- «Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей в норме и при патологии»

- «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»

- «Как по-новому планировать физическое воспитание и оздоровление детей»

- «Плантография – или о чем говорят отпечатки детских стоп»

- «Материально – техническое обеспечение в физическом воспитании и оздоровлении детей»

- «Роль физического воспитания в речевом развитии детей дошкольного возраста(включая коррекционный аспект)»

- «Особенности физического развития дошкольников, рожденных при помощи кесарева сечения (инклюзивный аспект ФГОС ДО)»




В этой связи коллектив муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Детский сад № 15 «Дельфин» самостоятельно определил наиболее адекватные для своего ДОУ формы и варианты физического воспитания и оздоровления дошкольников, обеспечивая необходимый минимум в соответствии с СанПиНом, а также стандартами дошкольного образования, приближая ребенка к достижению целевых ориентиров. Особое внимание уделено содержанию физкультурно – оздоровительной работы и коррекции эмоционального состояния детей, формированию и закреплению положительных эмоций в процессе занятий двигательной деятельностью, создание мотиваций к ней, выработка правильных эмоциональных реакций на те, или иные двигательные (игровые) ситуации. С этой целью педагогами дошкольного образовательного учреждения активно используются как традиционные (НОД по физкультуре, самостоятельная игровая деятельность детей, физкультурные минутки, паузы, эстафеты, соревнования), так и малые инновационные формы физического воспитания (гимнастика пробуждения после ночного и дневного сна, забавные физкультуринки, физкультурные коррекционные этюды, дыхательные упражнения, физкультурные сказки, а так же оздоровительные тренинги по пластик – шоу для детей и сотрудников ДОУ).


Варианты использования тех или иных форм физического воспитания в нашем дошкольном образовательном учре ДОУ зависят от регионального компонента, т.е. от конкретных условий в дошкольном учреждении. С целью оснащения предметно – пространственной спортивной среды в обновленный физкультурный зал приобретены мягкие модули, спортивные маты, предусмотрено относительно обособленное место для расположения тренажерного комплекса, в котором находятся напольные и навесные современные детские тренажеры отвечающие следующим основным требованиям:

- доступные

- небольшие по размеру и практически не тяжелые

- простые в конструкции и понятные в эксплуатации

- образно – игровые (по типу тренажера – игрушки)

- универсальные (по полу, по возрасту, уровню физического развития и двигательной подготовленности)

- безопасные (предусматривающие все виды системы безопасности)

- экологичные (соблюдение экологических норм)

- привлекательные (оформленным в соответствующей цветовой гамме)


С помощью тренажеров у дошкольников можно развивать:

- вестибулярные реакции

- зрительно – моторную координацию

- чувство « схемы собственного тела»

- ориентировку в малом и большом пространствах

- силу мышц плечевого пояса и рук

- кистевой захват

- опороспособность нижних конечностей

- функцию прямостояния

- шаговые движения и функцию ходьбы

Мы проводим множество консультаций с руководителем Центра Н.Н.Ефименко и его заместителем Могой Николаем Даниловичем по апробации уникальной педагогической системы по созданию новых тренажерных конструкций согласно требованиям ФГОС ДО для физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста. Н.Д. Мога – кандидат педагогических наук, ведущий специалист по коррекционному физическому воспитанию и двигательной реабилитации детей авторского педагогического центра Н.Ефименко. В течение всего времени под руководством Н.Ефименко занимается разработкой и внедрением материально – технического оборудования (МТО) для физического воспитания детей дошкольного возраста.

Особое место в ряду форм организации двигательной активности занимает самостоятельная двигательная активность. Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного ее осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные. Следовательно, этот процесс активизирует мысль, проявление настойчивости, целеустремленности. Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастных групп служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий, создание физкультурного уголка.



Далее перейдем к более детальному ознакомлению с формами (особенно новыми) физического воспитания детей в нашем дошкольном учреждении.

Гимнастика пробуждения утренняя, чаще проводится в зале или на улице, и дневная ГП - в условиях спальни, на кроватях или у кроватей. В основу гимнастики пробуждения положена сюжетная игра, позволяющая не только тренировать тело, но и развивать интеллект, а также формировать у малышей необходимые духовные качества. Воспитатели создают такие двигательно – игровые условия, при которых дети могут естественным образом перейти от состояния сна к бодрствованию, при этом используется музыкальное сопровождение – спокойные, плавные мелодии, ласково обращаясь к малышам, осуществляют пробуждение, сохраняя эмоциональный комфорт, а значит и психическое здоровье. При этом важно не забывать, что всех детей – дошкольников по особенностям их сна можно условно разделить на три подгруппы:

- «живчики»-не спящие вообще

- «партизаны» - спящие вполглаза

- «сони – просони» - крепко спящие и не желающие быстро вставать

Дети, легко проснувшиеся и активизировавшиеся, могут уже начинать выполнять первые упражнения гимнастики пробуждения, остальные подопечные, постепенно пробуждаясь, присоединяются к игре. Частота сменяемости одного комплекса на другой зависит от педагога, от артистического умения играть с детьми, от эмоциональности, выразительности, фантазии. Это также зависит и от детей – насколько интересна будет для них предложенная тема. Как только уголки рта ребенка начинают опускаться вниз – это первый признак того, что надо что – то менять в проведении гимнастики пробуждения. И наоборот, улыбки на детских лицах и звучащий смех радости и удовольствия подскажут, что тема не исчерпала своего игрового потенциала.


Забавные физкультуринки – это новая малая форма физического воспитания дошкольников, которая родилась из самой практики. Она предполагает, что иногда в работе с детьми можно отходить от единого сказочного сюжета. Одной из таких ситуаций является различный во времени утренний приход детей в детский сад, особенно во время проведения гимнастики пробуждения, когда для опоздавших приходится повторять сюжет. Выходом из ситуации стали забавные физкультуринки, отдельные игровые упражнения не связанные друг с другом по сюжету, с веселыми, юмористическими названиями («Снежные комочки», «Колбаса Ивановна», «Блинчики на сковородке», «Пес Барбос – мокрый нос» , «Кот Сметанкин» и др.) Отпала необходимость всякий раз заново объяснять детям суть игры – они просто включались в процесс с определенного веселого игрового упражнения. Дети активно самостоятельно придумывают новые физкультуринки. К тому же веселые, юмористические названия упражнений сразу располагают к двигательно – игровой активности, создают положительный эмоциональный фон, доставляют удовольствие и снимают психическое напряжение. Физкультуринки можно использовать и в качестве традиционного домашнего задания.


Еще одной интересной малой формой физического воспитания дошкольников являются физкультурные развлечения, которые очень похожи на забавные физкультуринки, но имеют свою методическую специфику. Во – первых, они предполагают обязательный состязательный, соревновательный момент между детьми или подгруппами детей. Каждое предполагаемое здесь упражнение в своей основе должно предусматривать оценку по типу: кто быстрее, точнее, координирование, устойчивее. Во – вторых, физкультурные развлечения желательно проводить с применением каких – либо предметов. В- третьих, физкультурные развлечения должны иметь тематический сюжет. Особенностью физкультурных развлечений является присутствие состязательности между детьми, единый игровой сюжет, а также наличие предметности в их двигательных действиях.


Физкультурные сказки – занятия, в отличие от традиционной физкультуры напоминают спектакль, сказочное действие с участие сказочных персонажей (детей и взрослых) с присутствием эстафет и соревнований. Проводятся под музыку, что способствует их эмоциональной насыщенности.

Физкультурный праздник обычно проводится 1 раз в квартал и является своеобразным методическим и тематическим итогом проделанной физкультурно – оздоровительной работы. Его содержание должно подчиняться эволюционным методическим канонам, сформулированных в 8 авторских (Ефименко) золотых формулах двигательного развития детей. Главная из них заключается в следующем: в начале праздника необходимо провести эстафеты в положении лежа и ползании, а завершить праздник беговой и прыжковой эстафетами.



Еще одной, малой инновационной формой физического воспитания дошкольников являются физкультурные (оздоровительные) коррекционные этюды, представляющие собой части полноценного занятия по физическому воспитанию, направленные на полное или частичное решение хотя бы одной из коррекционных двигательных задач (для профилактики и коррекции сутулости, снятия напряжения в шейно – воротниковой зоне, стимуляция вялых подошвенных мышц и др.). Данная форма реализуется как на занятиях в зале, так и в группе, на улице, при первой возникшей паузе: непогоде, отмене занятия и др. В основном комплексы коррекционных этюдов составляются на основе подражательных движений сопровождаются произношением звуков. Такие коррекционные упражнения способствуют улучшению эмоционального состояния ребенка. Для детей старшего дошкольного возраста этюды не сложны и интересны.

Физкультурные коррекционные этюды это удачная форма индивидуально – дифференцированного подхода в физическом развитии и оздоровлении детей, поскольку на фронтальном занятии с большим количеством детей до 20-25 и более такая методическая возможность сведена к минимуму. Обычно это 2-4 упражнения, направленные на решение соответствующей коррекционной задачи, эти упражнения имеют игровые образы, но при этом единый сюжет для них не обязателен.


Физминутка является важным фактором оптимизации функционального состояния организма занимающихся детей. Она способствует поддержанию высокого уровня работоспособности, повышает уровень двигательной активности. Термином «физминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых для активного отдыха. Физминутку проводят зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа, помогающими восстанавливать работоспособность детей. Полезны упражнения направленные на выработку рационального дыхания и расслабляющие, коррекционные упражнения для мышц, испытывающих большое напряжение, например мышц шеи.Обязательное условие эффективного проведения физминутки – положительный эмоциональный фон. Поэтому не следует предъявлять особых требований к технике выполнения упражнений при проведении физминутки, лучше акцентировать внимание на моменте расслабления, активном отдыхе.

Разработка и популяризация «Театра физического воспитания и оздоровления дошкольников» как нового стиля работы с детьми открывает все новые и новые аспекты, всестороннее изучение которых, несомненно, обогатит педагогику дошкольного детства, сделав ее более действенной и перспективной. К числу новаций относится о так называемом разнополом физическом воспитании малышей, подразумевающем реализацию в педагогическом процессе мужественного начала для мальчиков и женственного для девочек. Гендерное воспитание дошкольников чрезвычайно важно как для педагогики, так и в широком смысле для становления подрастающего поколения, взрослого будущего нашей страны. Один из методов гендерного воспитания – раздельные занятия по физической культуре для мальчиков и девочек. Поэтому воспитатели и инструктор по физическому воспитанию должны видеть мальчиков и девочек и всегда дифференцировать педагогический процесс в соответствии с этим. Техника движений дошкольников должна быть различной для девочек и мальчиков. Двигательной активности мальчиков присущи простые, угловатые атлетического стиля движения, отсутствие эстетической завершенности. Движения же девочек чаще бывают относительно спокойными, аккуратными, пластичными, эстетически богатыми, легкими, более связанными с музыкой, танцами; в преобладающем координационном стиле, в противовес силовому у мальчиков, как бы говорящим» посмотрите, вот я какая!». Однако, проводя идею разделительного подхода к физическому воспитанию мальчиков и девочек, нельзя не затронуть обратную сторону- естественное притяжение этих двух начал. Из сформулированных выше основных идей вытекают конкретные методические советы по гендерному воспитанию на занятиях по физической культуре:

1. В процессе всего занятия или в отдельных его частях желательно делить детей на «мальчиковую» и «девчачью» подгруппы, т.е. сразу выделяем и несколько обосабливаем эти два начала: мужественное и женственное


2. Подбирать такие двигательно- игровые ситуации, в которых мальчики и девочки постепенно сближались друг с другом, встречались, взаимодействовали ( визуально, при помощи диалога, пальцами, ладошками удерживая совместно предметы)


3. При выполнении упражнений в парах роль лидера должна принадлежать мальчику. Именно он задет темп упражнению


4. При преодолении препятствий первым выступает мальчик


5. Независимо от роста детей при построении впереди всегда должны стоять мальчики


6. Тренажеры переносят только мальчики, девочки собирают и складывают мелкий инвентарь


7. Предоставлять мальчику, а в некоторых случаях девочке самостоятельно выбрать себе партнеров для выполнения упражнений на основе личных симпатий.


Таким образом, уже с дошкольного возраста, активно формируем соответствующее полоролевое поведение мальчиков и девочек на занятиях физическими упражнениями, что значительно повышает качество и эффективность физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.


Наряду с разными формами физического воспитания активно используются в воспитательно – образовательном процессе для развития двигательной и эмоциональной сфер детей связанные с активным включением движений музыкальные развлечения, досуги, дни Здоровья. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники, развлечения, подвижные игры, эстафеты, детские спартакиады военно – патриотического направления. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определенной темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями средствами физической культуры.

Одним из ведущих условий успешной реализации идей здоровьесбережения и физического развития в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения мы рассматриваем профессиональную компетентность воспитателя, его личную культуру здоровья, поскольку содержание зоровьесберегающей, здоровьеформирующей деятельности современного воспитателя – огромный объем работы разного уровня и характера сложности. Исследователи (Н.Л. Маленкова, Л.М. Митина) отмечают, что культура здоровья педагога является важным ресурсом успешности педагогической деятельности, поскольку, только педагог, как носитель культуры здоровья, может воспитать ответственное отношение у ребенка к своему личному здоровью и здоровью окружающих.

Профессиональная деятельность педагога насыщена разнообразными напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования, такими как, большое количество контактов с различными социальными субъектами (детьми, родителями, сотрудниками и др.) в течение рабочего дня; повышенной нагрузкой на зрительный, голосовой, слуховой аппараты; интенсивным характером общения с детьми и др., что зачастую приводит к возникновению в процессе деятельности напряжения и дискомфорта.

Синдром эмоционального , профессионального выгорания, по определению Н.К. Смирнова, выражается в состоянии физического утомления и разочарования, истощения и износа, которое происходит в результате сильно завышенных требований к собственным ресурсам и силам и которое возникает в профессиональных сферах «человек – человек».

Ученый выделяет следующие симптомы эмоционального выгорания:


- снижение работоспособности, продуктивности

- непреходящее чувство усталости, истощения

- «трудоголизм» - тотальное посвящение себя работе, когда работа фактически становится заменителем нормальной жизни

- чувство невостребованности, ощущение неспособности изменить свою судьбу

- частые головные боли, бессоница и нарушения сна, изменение веса (снижение или увеличение)

- рост ролевых и эмоциональных конфликтов

- обида и разочарование, легко возникающие приступы гнева и раздражительности, подсознательное чувство вины

- стремление сократить или формализировать взаимодействие с другими людьми (коллегами, воспитанниками, родственниками_

- постоянное ожидание не вознаграждения от выполняемой работы, а наказания, уличения в недостаточной компетентности

-разнообразные поведенческие изменения (закрытость к изменениям, потому что они требуют энергии и риска, являясь большой угрозой для истощения личности

Эти проявления постепенно нарастают в течение 3- 10 лет и более.

Необходимо отметить, что зачастую при проявлении первых признаков эмоционального выгорания педагогу бывает достаточно самопомощи, изучения соответствующей литературы, поддержки близких. Поэтому в работе с педагогами дошкольного образовательного учреждения педагогом – психологом применяются социально- психологические тренинги, а так же разнообразные игровые технологии, всевозможные упражнения, которые способствуют развитию личностных качеств педагога.

С 2015 года в дошкольном учреждении плодотворно идет работа по новому физкультурно – эстетическому направлению. Нашу творческую группу заинтересовала новаторская система физического воспитания, спортивного тренинга, коррекции эмоциональной сферы, оздоровления и творческого самовыражения детей и взрослых! Нашими учителями в этом уникальном направлении совершенствования тела, разума и души через систему пластических движений стали Ефименко Н.Н. – создатель и руководитель «Театра горизонтального пластического балета» (Пластик – шоу) и Ефименко Юлия Владимировна (Джулия), инструктор – преподаватель пластик – шоу, ассистент – референт. Один раз в неделю инструктором по физическому воспитанию проводятся оздоровительные тренировки для сотрудников дошкольного учреждения горизонтального пластического балета с целью предупреждения возникновения и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.

Основы здоровья физического и эмоционального закладываются в семье, недостатки же семейного воспитания оборачиваются для ребенка соматическими и нервно – психическими заболеваниями (А.И.Захаров, О.М.Дьяченко, Т.В. Лавреньтьева). Поэтому, решить столь сложную проблему сохранения физического и психического здоровья детей в дошкольном учреждении возможно лишь при активном взаимодействии с семьей. Только при таком условии, возможно обеспечить эмоциональный комфорт, содержательную и интересную жизнь ребенка в детском саду и дома. Большое значение для создания психологического климата имеют традиции. В дошкольном учреждении во многих возрастных группах существуют традиции семейных праздников – «посиделок» с традиционным угощением на масленицу, Рождество, День Святого Николая с целью помочь избавиться детям от накопившегося напряжения и успокоиться, почувствовать себя нужными и любимыми сверстниками , воспитателем и родителями. Тематика совместных тематических праздников разнообразна: «День Матери», День защитника Отечества, День Победы и др. При проведении совместных мероприятий с родителями (законными представителями) широко используются конкурсы стихов, игры, эстафеты-соревнования, устраиваются спектакли.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!