МОУ «Школа имени Евгения Родионова»
Система профориентационной работы
(5-11 классы)
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАРТ.
ВСЕ В НАШИХ РУКАХ!»
Кл. руководитель: Курочкина О.А.
Зачем ?
Почему?
Где?
Кто ?
Мой путь в профессию
Куда ?
Как?
ПРОБЛЕМА
как правильно выбрать профессию выпускнику общеобразовательной школы
Цель проекта
помочь выпускникам школы в профессиональном самоопределении
Объект исследования
профессиональная карьера выпускника
Предмет исследования
процесс выбора профессии выпускником школы
Гипотеза исследования
процесс выбора профессии выпускником школы будет успешным, если использовать различные формы и методы работы: учебные занятия, тесты, экскурсии, консультации в центре занятости населения
План выбора профессии
В жизни каждого человека наступает время, когда он должен сделать выбор:
или он будет заниматься тем, к чему лежит его душа,
или позволит решать за себя другим. Крис Уайднер
- помочь моим школьникам выбрать именно ту профессию, в которой требования, предъявляемые к работающему, совпали с его личностными качествами и возможностями.
- Идеальный вариант: построить эту работу так, чтобы каждый выпускник, вчерашний школьник, четко отвечал на важнейшие вопросы: «кто Я?», «чего Я хочу?», «что Я могу?».
Цель профориентационной работы в классе:
- Разрабатывая систему, я учитывала возрастные особенности учащихся, а все мероприятия подчиняла формированию у школьников ценностного отношения к труду, смысла подготовки к приобретению профессии, исходя из персональных возможностей и способностей, а также с учетом требований рынка труда.
Человек охотно учится тому, в чём заинтересован, что его интригует, что необходимо для достижения цели.
Дети стремятся понять и легко запоминают то, что им интересно.
5 класс «Труд на радость себе и людям»
1.Проект «Профессии моей семьи»:
- Профессии наших мам.
- Профессии наших пап.
- Профессии наших бабушек и дедушек.
Цель: пропаганда проф.образования
Составление презентаций по плану:
- Образование нашей семьи.
- Профессии в нашей семье. (Если менялись, то почему) – профессиональное древо.
- Где получали профессию.
- Что необходимо знать и уметь для получения данной профессии.
- + и – профессии.
- Вывод:
2.Сочинение «Мое профессиональное будущее».
3.Встречи с интересными людьми
4.Лексика деловых бумаг (заявление, объяснительная записка, деловое письмо)
6 класс «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
1.Исследование: «Профессии, которые делают нас…» (здоровыми, умными, сытыми, помогают сохранять и оберегать мир, делают нас красивыми, помогают следить за чистотой, расширяют наш кругозор, делают нас счастливыми)
2. Защита женских и мужских профессий «Самая нужная профессия».
3. «Профессия защищать Родину».
4. Журналистская практика.
5. Встречи с интересными людьми.
6. Деловая лексика (профессионализмы, отзыв, рецензия, аннотация, отчет о… командировке, поездке, дневник путешественника)
7 класс «Призвание, профессия, специальность, должность»
- Диспут: Профессия и специальность – это одно и тоже?
- Викторина: Профессия военный, а специальность?
- Русский язык : Проект «Профессиональная лексика», «устаревшие и современные профессии.»
- Встречи с интересными людьми
- Проект, совместный с родителями «Профессии будущего»
- Деловая лексика ( Этические нормы в деловом общении. Проведение переговоров. Особенности психологического взаимодействия при деловом общении )
Профессии будущего
Наблюдатель мира
Предсказател ь
Целитель эмбрионов
Специалист взаимодействия
робот-человек
Хакер мозга
Инженер внутренних органов
8 класс «Мой путь к будущей профессии»
- Анкета – исследование «Профессии, которые мы выбираем»
- Защита своих будущих профессий по плану: профессия (специальности), чем интересна, где получить (не менее 2-х уч.з) , какие профессиональные качества требуются, противопоказания.
- Практикум: Выстраивание профессиональной лестницы (что нужно сделать, чтобы получить любимую профессию)
- Проект «Какие школьные предметы необходимы мне для получения будущей профессии». Публичная защита.
- Игра «Этика и этикет делового общения
- Встречи с интересными людьми
- Практикум «Мои финансовые затраты на обучение».
- Деловая лексика:
Работа со словарем , финал : игра « Слова-иностранцы в деловой лексике»
ЗАДАНИЕ: Постройте свой путь от себя «здесь и сейчас» до того момента, когда вы закончите институт и приобретете выбранную профессию. Какой он, этот ваш путь? Как вы планируете достичь своей цели? Как вы её собираетесь реализовать?
Профессиональная лестница: ( построения личностно-ресурсной карты)
МОЯ КАРЬЕРНАЯ ЛЕСТНИЦА
Выбор профессий кадетами
военный
военный
спасатель
Бирюлина В.
Воротников А.
механик
5/8 класс
5/8 класс
Учитель, воспитатель, военный (госслужащий)
Голопупенко Е.
Полицейский, Кинолог
военный
военный
Гришин Е.
5/8 класс
парикмахер
Ионова А.
5/8 класс
???
5/8 класс
военный
механик
Кутынцев А.
спасатель
Коновалова А.
5/8 класс
полицейский
5/8 класс
военный
Матусевич Д.
Мастер по маникюру, парикмахер
Слудный Е.
5/8 класс
5/8 класс
Военный переводчик
Водитель, инспектор ГИБДД
9 класс «Формула успеха – труд по призванию».
- Защита проекта «Из истории моей профессии».
- Посещение учебных заведений , выбранных школьниками.
- Курс лекций «Профессиональная этика».
- Занятие – рассуждение « Контроль и анализ- кому это нужно?»
- Сбор портфолио : (участие в конкурсах, олимпиадах)
- Деловая игра – тренинг «Как устроиться на работу»
- Проф. игра «Суд над профессиональными пороками».
- Встречи с интересными людьми
- Лексика деловых бумаг (характеристики, резюме, автобиография, особенности использования в профессиональной деятельности. Исследования основных принципов делового стиля речи на примерах исследования деловых бумаг. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи. Требования к оформлению реквизитов документов. Унификация языка деловых бумаг. Новые тенденции в практике русского делового письма. Особенности русской и зарубежной школ делового письма. )
- Практикум «Планирование своего рабочего дня»
- Дебаты «В президенты б я пошел, пусть меня научат!»
- Составление кодекса «Как стать хорошим руководителем?»
- Прогнозирование и отслеживание профессиональной подготовки, сбор портфолио ;
- Этика начальника и подчиненного.
- Знакомство с Трудовым кодексом.
- Встречи с интересными людьми
- Изучение спроса на бирже труда . (экскурсия).
- Деловая лексика (Стандартизация языка деловых бумаг. Состав реквизитов деловой документации и порядок их расположения. Основные жанры письменной деловой речи: договоры; деловые письма; меморандумы; телеграммы; телефаксы и прочее.)
11 класс
- ПРАКТИКУМ «Мой бизнес-план».
- Деловые тренинги : «Я – госслужащий», « Я- индивидуальный предприниматель», « Я – работодатель», «Я – арендодатель», «Я – работник».
- Система налогообложения.
- Дебаты: «Кредит мне в помощь?»
- Встречи с интересными людьми.
- Деловая лексика
Встречи с интересными людьми:
Работа с родителями
- Участие в проекте «Профессии моей семьи» (5 класс)
- Диагностика обучающихся вместе с родителями «Кем мечтает быть и кем будет?»(5 класс, 8 класс)
- Проведение мастер – классов «Эти руки золотые» (5-9 класс)
- Родительское собрание «Роль семьи в развитии профессиональных интересов ребенка, построение его планов на будущее» (6 класс)
- Беседа «Привитие жизненных навыков» ( 7 класс)
- Родительское собрание «Координация усилий семьи и школы в профессиональном определении выпускника». (7 класс)
- Родительское собрание «А нам уже 14!» (Трудоустройство. Документы, необходимые для трудоустройства. Ответственность.) (8 класс)
Моей заслугой будет, если мой выпускник никогда не задаст себе вопросы :
«Правильно ли я поступил?», «Ту ли профессию выбрал?», «Зачем я здесь?»