СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки учащихся к выполнению задания 3 ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья носит рекомендательный характер для учителей русского языка, работающих в девятых классах и представляет собой обмен опытом по подготовке учащихся к успешному выполнению задания 3 ОГЭ в 2016 году. Система работы заключается в пошаговом подходе: от освоения теории до практической отработки. В статье демонстрируются приемы, за счет которых можно осуществить овладение учащимися теоретическими знаниями , а также предлагаются примерные упражнения для отработки навыа выполнения задания 3.

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки учащихся к выполнению задания 3 ОГЭ по русскому языку»

Система подготовки учащихся к выполнению задания 3 ОГЭ


Задание 3 спецификации ОГЭ по русскому языку предполагает проверку знания учащимися выразительных средств лексики и фразеологии, а также владения анализом средств выразительности (базовый уровень знаний).

Взяв во внимание то, что в курсе русского языка 5-9 уделялось внимание изучению основных средств выразительности, анализу средств выразительности при изучении литературных произведений, работу по подготовке к выполнению задания на ГИА организую следующим образом:

  1. Проводим классификацию изобразительных средств, которыми достигается образность художественной речи (на основе имеющихся базовых знаний): тропы (образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении) и стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее выразительность слова).

Результатом классификации является таблица, в которой отражены выразительные средства, их толкование и пример из художественного текста, демонстрирующий выразительное средство.


Образное средство

Толкование

Пример

Тропы

Эпитет

Образное определение, подчеркивает свойства предмета.

Ужасная судьба отца и сына :

Жить розно и в разлуке умереть.

Сравнение

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

Слова-указатели сравнения: точно, словно, как или похож на…

Мухи тучей носились над столом.

Метафора,

развёрнутая

метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.

Руки милой- пара лебедей-

В золоте волос моих ныряют.

Олицетворение

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ : способностью мыслить и чувствовать, говорить.

Руки милой- пара лебедей-

В золоте волос моих ныряют

Метонимия

Замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями (по смежности).

Читал Пушкина.

Синекдоха

Разновидность метонимии. Замена названия одного явления названием его части или, называя целое, подразумевают его часть.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

Гипербола

Образное преувеличение (в силе, размере)

В сто сорок солнц закат пылал.

Литота

Художественное преуменьшение

Мужичок с ноготок, мальчик с пальчик.

Перифраз

Троп, состоящий в замене названия лица описанием признаков.

Царь зверей вместо лев

Царица полей вместо пехота.

Стилистические фигуры

Антитеза

Резкое противопоставление предметов, их свойств, явлений.

Они сошлись:

Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень.

Оксюморон

Соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих сущность изображаемого.

Ветер веселый и зол и рад.

Парцелляция

Членение предложения, при котором высказывание реализуется в нескольких интонационно-смысловых единицах, следующих дна за другой после разделительной паузы

У Елены беда стряслась. Большая. Неожиданная.

Риторический вопрос

Оборот речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме.

Русь-тройка! Куда несешься ты?

Лексические сочетания

Фразеологизмы

Неделимое, целостное по значению словосочетание

Бить баклуши, закадычный друг, тут как тут.

Контекстные антонимы

Выразительное средство создания контраста в условиях контекста

Отцы и дети, мир ваш неделим.

  1. В условиях подготовки к ОГЭ на первоначальном этапе проверяется теоретическая подготовка учащихся (знание троп, фигур речи). Практическая подготовка осуществляется за счет выполнения упражнений разного уровня сложности, заключительным из которых является решение тестовых заданий в формате ОГЭ.


Примерные упражнения для отработки

  1. Прием «Домино»: левый квадрат - понятие, правый – его толкование; левый – понятие, правый – пример.




ЛИТОТА

Художественное преуменьшение

  1. Понятийный диктант: по толкованию понятия укажите выразительное средство, приведите и запишите пример.

  2. Из сборника стихотворений С.А. Есенина выпишите эпитеты, метафоры и др. выразительные средства.


  1. Выберите из сборников пословиц и поговорок 5 пословиц или поговорок, построенных по принципу антитезы.


  1. Лабораторное исследование по проблемам: « Средства достижения русского национального колорита в баснях И.А. Крылова», «Метафоричность поэзии С.А. Есенина», « Образность поэзии В. Маяковского» (на примере стихотворения «Чрезвычайное происшествие…») и др.


  1. Создать интерактивный тест на тему «Средства художественной выразительности».


  1. Отобрать из лирических отступлений поэмы «Мертвые души» Н.В Гоголя выразительные средства.


  1. «Лингвистическая эстафета»: каждому ряду выдается лист с дидактическим материалом по теме. Задача: определить троп и передать лист следующему. Выполняется на время. Например:

И Русь все также будет жить,

Плясать и плакать у забора.

*****

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям.

И березам и тополям.

*****

Хорошо и тепло, как зимой у печки.

И березы стоят, как большие свечки.

*****


А по двору метелица ковром шелковым стелется.

*****


Не кукушки загрустили – плачет Танина родня.

*****


И пускай со звонами плачут глухари.

Есть тоска веселая в алостях зари.

*****


Погадала красна девица в семик.

Расплела волна венок из повилик.

*****


Туча кружево в роще связала.

*****


Дымом половодье зализало ил.

Желтые поводья месяц уронил

*****


Никнут шелковые травы, пахнет смолистой смолой.

*****


Дремлет взрытая дорога, ей сегодня примечталось…

*****


Вечер синею свечкой звезду над дорогой моей засветил.

*****


Проплясал, проплакал дождь весенний , замерла гроза..

*****


Тихо. Еду. Слышны звоны под копытом на снегу.

Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде.

*****


Облетает моя голова, куст волос золотистый вянет.



  1. Отработка тематических тестов в режиме onlain

  2. Решение тестов из открытого банка заданий ФИПИ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!