Просмотр содержимого документа
«Система подготовки учащихся к выполнению задания 3 ОГЭ по русскому языку»
Система подготовки учащихся к выполнению задания 3 ОГЭ
Задание 3 спецификации ОГЭ по русскому языку предполагает проверку знания учащимися выразительных средств лексики и фразеологии, а также владения анализом средств выразительности (базовый уровень знаний).
Взяв во внимание то, что в курсе русского языка 5-9 уделялось внимание изучению основных средств выразительности, анализу средств выразительности при изучении литературных произведений, работу по подготовке к выполнению задания на ГИА организую следующим образом:
Проводим классификацию изобразительных средств, которыми достигается образность художественной речи (на основе имеющихся базовых знаний): тропы (образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении) и стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее выразительность слова).
Результатом классификации является таблица, в которой отражены выразительные средства, их толкование и пример из художественного текста, демонстрирующий выразительное средство.
Образное средство | Толкование | Пример |
Тропы |
Эпитет | Образное определение, подчеркивает свойства предмета. | Ужасная судьба отца и сына : Жить розно и в разлуке умереть. |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. Слова-указатели сравнения: точно, словно, как или похож на… | Мухи тучей носились над столом. |
Метафора, развёрнутая метафора | Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. | Руки милой- пара лебедей- В золоте волос моих ныряют. |
Олицетворение | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ : способностью мыслить и чувствовать, говорить. | Руки милой- пара лебедей- В золоте волос моих ныряют |
Метонимия | Замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями (по смежности). | Читал Пушкина. |
Синекдоха | Разновидность метонимии. Замена названия одного явления названием его части или, называя целое, подразумевают его часть. | И слышно было до рассвета, как ликовал француз. |
Гипербола | Образное преувеличение (в силе, размере) | В сто сорок солнц закат пылал. |
Литота | Художественное преуменьшение | Мужичок с ноготок, мальчик с пальчик. |
Перифраз | Троп, состоящий в замене названия лица описанием признаков. | Царь зверей вместо лев Царица полей вместо пехота. |
Стилистические фигуры |
Антитеза | Резкое противопоставление предметов, их свойств, явлений. | Они сошлись: Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень. |
Оксюморон | Соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих сущность изображаемого. | Ветер веселый и зол и рад. |
Парцелляция | Членение предложения, при котором высказывание реализуется в нескольких интонационно-смысловых единицах, следующих дна за другой после разделительной паузы | У Елены беда стряслась. Большая. Неожиданная. |
Риторический вопрос | Оборот речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме. | Русь-тройка! Куда несешься ты? |
Лексические сочетания |
Фразеологизмы | Неделимое, целостное по значению словосочетание | Бить баклуши, закадычный друг, тут как тут. |
Контекстные антонимы | Выразительное средство создания контраста в условиях контекста | Отцы и дети, мир ваш неделим. |
В условиях подготовки к ОГЭ на первоначальном этапе проверяется теоретическая подготовка учащихся (знание троп, фигур речи). Практическая подготовка осуществляется за счет выполнения упражнений разного уровня сложности, заключительным из которых является решение тестовых заданий в формате ОГЭ.
Примерные упражнения для отработки
Прием «Домино»: левый квадрат - понятие, правый – его толкование; левый – понятие, правый – пример.
ЛИТОТА
Художественное преуменьшение
Понятийный диктант: по толкованию понятия укажите выразительное средство, приведите и запишите пример.
Из сборника стихотворений С.А. Есенина выпишите эпитеты, метафоры и др. выразительные средства.
Выберите из сборников пословиц и поговорок 5 пословиц или поговорок, построенных по принципу антитезы.
Лабораторное исследование по проблемам: « Средства достижения русского национального колорита в баснях И.А. Крылова», «Метафоричность поэзии С.А. Есенина», « Образность поэзии В. Маяковского» (на примере стихотворения «Чрезвычайное происшествие…») и др.
Создать интерактивный тест на тему «Средства художественной выразительности».
Отобрать из лирических отступлений поэмы «Мертвые души» Н.В Гоголя выразительные средства.
«Лингвистическая эстафета»: каждому ряду выдается лист с дидактическим материалом по теме. Задача: определить троп и передать лист следующему. Выполняется на время. Например:
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора.
*****
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям.
И березам и тополям.
*****
Хорошо и тепло, как зимой у печки.
И березы стоят, как большие свечки.
*****
А по двору метелица ковром шелковым стелется.
*****
Не кукушки загрустили – плачет Танина родня.
*****
И пускай со звонами плачут глухари.
Есть тоска веселая в алостях зари.
*****
Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик.
*****
Туча кружево в роще связала.
*****
Дымом половодье зализало ил.
Желтые поводья месяц уронил
*****
Никнут шелковые травы, пахнет смолистой смолой.
*****
Дремлет взрытая дорога, ей сегодня примечталось…
*****
Вечер синею свечкой звезду над дорогой моей засветил.
*****
Проплясал, проплакал дождь весенний , замерла гроза..
*****
Тихо. Еду. Слышны звоны под копытом на снегу.
Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде.
*****
Облетает моя голова, куст волос золотистый вянет.
Отработка тематических тестов в режиме onlain
Решение тестов из открытого банка заданий ФИПИ.