Система подготовки к Единому государственному экзамену школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла.
В разработке системы подготовки к данному виду итоговой аттестации методического объединения учителей гуманитарного цикла нашей школы можно условно выделить несколько этапов:
1 этап – до начала сдачи первого экзамена;
2 этап - анализ результатов первого экзамена;
3 этап - анализ школьных программ с целью разработки методических приемов подготовки к экзамену;
4 этап - комплексный анализ учебного процесса с целью создания единых требований при подготовке к ЕГЭ.
Проведение анализа предложенной структуры ЕГЭ, сопоставление его
с курсом школьной программы по русскому языку, принятие следующих
решений:
1) В 10-11-м классах проводить обязательные полугодовые и итоговые зачеты по русскому языку в форме тестов ЕГЭ.
2) Ежегодно проводить репетиционное тестирование выпускников с созданием условий, приближенных к ЕГЭ.
3) Активно вводить тесты как форму проверки знаний учащихся на уроках русского языка и литературы, начиная с 5 класса с целью адаптации учащихся к данному виду работы.
2. Анализ первых результатов показал, что задания ЕГЭ синтезируют в себе весь учебный материал по русскому языку с 5 по 9 классы (основное изучение русского языка заканчивается в 9 классе), а в 10-11-м классах стало традиционным повторение изученного материала.
Таким образом, необходимой стала задача организации наиболее эффективного повторения на последнем этапе обучения, а на предшествующем – создание единых требований к рабочим программам учителей и оценке умений, навыков учащихся.
Анализ также показал, что наибольшую трудность вызывает у учащихся выполнение задания части С, ориентированное на интерпретацию научно-популярного, публицистического или художественного текста и написание сочинения-рассуждения на него, поэтому было принято решение об изучении методических разработок по подготовке части С.
3.Создание методическим объединением контрольно-измерительных материалов, с опорой на банк заданий ЕГЭ и ГИА, по проверке освоения обучающимися образовательного стандарта, итоговых контрольных работ в форме тестов, начиная с 5-го класса с последующим подробным анализом результатов с целью принятия дальнейшей стратегии обучения.
Создание методических рекомендаций по интегрированной подготовке к ЕГЭ, т.е. с использованием возможностей в области преподавания литературы, создание КИМов в форме тестов и заданий для зачетов с целью подготовки к части С.
Оформление уголков с информационными материалами.
5. Разработка единой методической базы (тесты) по всем классам.
На сегодняшний день все рабочие программы педагогов-филологов соответствуют единым требованиям разработанного в школе Положения о рабочей программе педагога и включают в себя не только календарно-тематическое планирование, но и виды контроля,
используемые учителем на уроке, цели и задачи, которые ставит педагог.
Программы оснащены контрольно-измерительными материалами на весь учебный год по предмету, имеется список литературы для обучающихся.
Каждый педагог владеет едиными требованиями, предъявляемыми к знаниям, умениям и навыкам обучающихся на определенном этапе, а также едиными нормами оценок знаний учеников.
С целью проведения качественной экспертизы знаний удалось прийти к соглашению между учителями русского языка и литературы об использовании единого учебно-методического обеспечения. Так, все преподаватели литературы работают по Программе В.П.Журавлева и В.Я.Коровиной. Преподавание русского языка в старших классах осуществляется по Программе Власенковой и Рыбченкова, а в остальных параллелях используется Программу по русскому языку для общеобразовательных школ под редакцией М.М.Разумовской и В.В.Львова.
Все контрольно-измерительные материалы по проверке освоения обучающимися образовательного стандарта созданы в форме тестов из банка ЕГЭ являются едиными для всех школьников, комплекты собраны в количестве, необходимом для индивидуальной работы ученика. Сейчас ведется работа по систематизации тестовых материалов по годам обучения с тем, чтобы у каждого учителя имелся комплект тестовых материалов по русскому языку и литературе с целью проведения единой экспертизы знаний по мере прохождения промежуточных тем.
Репетиционное тестирование проводится на бланках, идентичных бланкам ЕГЭ, с целью отработки навыков их быстрого и правильного заполнения.
На данном этапе разрабатывается целевая программа подготовки обучающихся к написанию сочинения части С. Осуществление её предполагается на всех этапах обучения: с пятого по одиннадцатый класс и предполагает также и подготовку к малому ЕГЭ в девятом классе.
Анализ результатов показывает, что необходима также и разработка систему подготовки слабых обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА.