СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система методических приемов для проведения уроков литературы по теме "Модернизм". Урок первый

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даны рекомендации к проведению уроков литературы по теме "Модернизм", также приведены примеры заданий к первому уроку по теме.

Просмотр содержимого документа
«Система методических приемов для проведения уроков литературы по теме "Модернизм". Урок первый»

Методические рекомендации к проведению уроков по теме «Модернизм»

Первый урок


На наш взгляд, изучать модернистские течения эффективнее в сопоставлении. Это позволит учащимся без труда увидеть различия и особенности каждого направления. В связи с этим целесообразно провести первый урок по модели «Перевернутый класс»: основные теоретические сведения школьники изучают самостоятельно в качестве домашней работы (желательно дать учащимся как можно больше времени для подготовки к уроку). Для этого учителю необходимо подготовить инструкцию к выполнению задания, список вопросов (тем) для изучения, список литературы. Список вопросов (тем) может быть следующим:

  1. Теоретические основы, философские трактаты, способствующие возникновению каждого из модернистских течений.

  2. Манифесты, декларации символистов, акмеистов, футуристов, имажинистов.

  3. Эстетика каждого из течений.

  4. Ключевые понятия символистов, акмеистов, футуристов, имажинистов.

  5. Основные представители каждого течения.

  6. Период существования и развития каждого течения.

  7. Семантика названия модернистских течений.

Для более наглядного обобщения и анализа информации можно предложить учащимся использовать таблицу, где они смогут систематизировать материал.


Таблица №1. Шаблон для работы по теме «Сопоставление модернистских течений»


Символизм

Акмеизм

Футуризм

Имажинизм

Основные представители





Теоретическая основа, философия





Манифесты





Эстетика, основные постулаты





Ключевые понятия





Период существования





Семантика названия







Модель «Перевернутый класс» имеет преимущество в том, что на уроке исчезает необходимость чтения лекции, записи основных теоретических понятий. Учащиеся 11 класса уже могут самостоятельно работать с разными источниками информации, трансформировать полученную информацию в тезисы, таблицы, кластеры.

Итогом таблицы должен быть вывод о том, что объединяет все течения модернизма и в чем заключаются их существенные различия. Выводы на этапе домашнего задания могут быть не обязательны. Можно подвести итоги работы на следующем уроке после обсуждения вопросов (тем) с учениками.

Пример заполнения таблицы (более полная информация). Учитель может использовать данные таблицы на следующем этапе работы по теме «Модернизм».


Таблица№2. Сопоставление модернистских течений.


Символизм

Акмеизм

Футуризм

Имажинизм

Основные представители

Старшие символисты: В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

Младосимволисты: А. Блок, А. Белый, В. Иванов, Юргис Балтрушайтис

«Цех поэтов» - 1911г.

Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут

Кубофутуристы: Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, А. Кручёных, В. Каменский.

Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

«Мезонин поэзии»: В. Шершеневич, Л. Зак, Рюрик Ивнев.

«Центрифуга»: Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, К. Большаков

В. Шершеневич,

А. Мариенгоф, С. Есенин, Р. Ивнев, И. Грузинов, А. Кусиков, М. Ройзман.

Теоретическая основа, философия

Зарождался как новая форма романтизма.

Морис Метерлинк «Синяя птица»,

Владимир Соловьев «Кризис западной философии. Против позитивистов»,

Дмитрий Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»

В противопоставление символизму. Цель – возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение ее красоты.

Журнал «Аполлон», декларации акмеистической группы «Наследие символизма и акмеизм» (Гумилев, Городецкий)

С. Городецкий "Некоторые течения в современной русской поэзии" (журнал "Аполлон").

Философской основой футуризма явилось учение Ницше. Главное, что привлекало футуристов у Ницше - это его нигилизм, критика традиционной буржуазной культуры, христианской морали, истории. 

Первоначально возник как школа живописи (1909 г. группа художников и поэтов «Гилея» («Будетляне»)). Оказала влияние итальянская авангардистская поэзия начала 20 века.

На основе футуризма.

Англоязычная поэтическая школа (Т.Э. Хьюм, Э. Паунд, Т. Элиот, Р. Олдингтон). 

Имажинизм обозначил конечной целью своей борьбы «преодоление футуризма», с которым он, по сути, состоял в родственных отношениях. 

Манифесты

Жан Мореас, манифест «Le Symbolisme»

Литературным манифестам акмеистов 

предшествовала статья М. Кузмина "О прекрасной ясности»

Ф. Маринетти «Обоснование и манифест футуризма»,

«Пощёчина общественному вкусу» Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников

И. Грузинов «Имажинизма основное»

В. Шершеневич «Декларация» имажинистов

Эстетика, основные постулаты

Исходит из существования второго, высшего мира. Красота — единственно возможный язык, с помощью которого можно этот высший мир постичь. Даже из простых жизненных фактов следует извлекать «удивительное», иначе нет смысла в искусстве.

«Окружающий мир, «мир вещей», является лишь несовершенным и некрасивым отражением потустороннего мира абсолютной гармонии и красоты, мира прекрасных вечных идей» (В. Соловьев).

Главным в стихе было не слово как таковое, а музыкальное звучание всего стиха.

Символистов интересует потусторонний мир, они стремятся познать тайный смысл бытия.

Акмеисты вернули интерес к слову. Они провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеистов интересует реальный мир, красота в ее конкретно-чувственных проявлениях. У акмеистов мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. Ориентировались на пространственное искусство: архитектура, скульптура, живопись.

Традиции В. Шекспира, Ф. Рабле, Ф. Вийона, Т. Готье.

Черты акмеизма: гедонизм, адамизм, кларизм.


Для русского футуризма важнейшим было отношение к языку, развитие русского поэтического языка. Поэты-футуристы стремились к точности выражения, а шли к ней через революционную ломку языка.

«Нужно учиться писать «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми, хитрыми сочетаниями» (А. Крученых, В. Хлебников)

Поэзия футуристов ориентировалась на эпатаж, на скандал, провоцировала и задевала читателя.

Главенство образа как такового; 
Трактовка поэтического творчества как процесса развития языка через метафору. 

Имажинисты объявляли «смерть глаголу»: ведь «поэзия образна, глагол безличен, поэтому глаголу нечего делать». Метафора — основа не только поэзии, но и любого движения. Композиция образа важнее ритма, подчиняет его себе. 


Ключевые понятия

Слово-символ с бесконечным количеством значений.

Тайна,

неразгаданность,

мистика,

интуиция,

тени, сумрак,

«тайнопись неизреченного».


 Слово-название вещи.

Четкость,

конкретность,

ясность,

реальность.

предметность,


Слово-звук. 

Экспрессия,

эпатаж,

отрицание гармонии, традиций

«заумный язык»

«самовитое слово»,

культ техники,

ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат,

бунт против норм синтаксиса, рифмовки, ритма

Слово-метафора.

Эпитет – сумма метафор.

Стихотворение – каталог образов, оно должно читаться одинаково с начала и с конца.


Период существования

1890-1900 гг.

1911-1913

1910-1920

1919-1924

Семантика названия

Символ – «мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности» (Д. Мережковский)


Акме – «остриё, высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора». В.А. Пяст видел истоки названия в псевдониме А. Ахматовой «akmatus».

Акмеизм – Адамизм


Futurum (лат.) – будущее, искусство будущего

Image (анг. и фр.) - образ



Выводы:

  1. Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Символисты по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей.

  2. Акмеизм возник как оппозиция символизму. С одной стороны, «молодые» стремились научиться у старших коллег стихотворной технике, но с другой, - хотели бы преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий. Акмеизм (по мнению Н. Гумилева) есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от «целомудренного» стремления символистов познать непознаваемое. Гуманистический смысл акмеизма был значителен – возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение ее красоты. В сравнении с другими поэтическими направлениями акмеизм по многим признакам видится явлением национальным. В других европейских литературах аналогов ему нет.

  3. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом 20 века. Футуристы противопоставляли себя классической поэзии, они старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего. Деформируя действительность, футуристы стремились подчеркнуть дисгармонию мира. Однако энергия разрушения привела к тому, что искусство футуризма стало носить античеловеческий характер. Слишком радикальные высказывания футуристов отпугивали широкого читателя, а «заумный язык», который они изобретали, так и не стал языком будущего. Для русского футуризма важнейшим было отношение к языку, развитие русского поэтического языка. Поэты-футуристы стремились к точности выражения, а шли к ней через революционную ломку языка.

  4. Русский имажинизм сыграл в литературном процессе заметную роль. Образовавшаяся группа имажинистов делала ставку на образность как главную черту поэтического творчества. Среди литературоведов до сих пор идут споры о том, следует ли поместить имажинизм в один ряд с символизмом, акмеизмом и футуризмом, или правильнее было бы рассматривать это явление в ряду многочисленных литературных течений 20-х годов ХХ века. Однако значительный вклад имажинистов в культуру рифмования, требование лирического единства композиции стихотворения и иные настойчивые поиски в области обновления поэтики, неординарность метафорического мышления явились актуальными в 1920-е годы и стали ориентиром для некоторых авторов второй половины ХХ века, развивающих традиции модернизма.

  5. Модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.

  6. Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии искусства и культуры.

  7. Подходы у поэтических течений были разные, однако их объединяло стремление к разрыву с традицией ХIX века, к утверждению новых начал в искусстве, к непрерывному обновлению художественных форм (учебник).

Следующий этап (работа в классе) по модели «Перевернуты класс» организуется в форме урока-семинара, урока-диспута. Учащиеся делятся на группы по направлениям:

  1. Приверженцы/защитники символизма.

  2. Приверженцы/защитники акмеизма.

  3. Приверженцы/защитники футуризма.

  4. Приверженцы/защитники имажинизма.

  5. Ученый совет (если учащихся много, то можно сформировать группу из «сильных» учеников).

Каждая группа выступает по своему направлению (последовательность изложения по таблице). Остальные группы имеют возможность дополнять, комментировать, задавать вопросы.

Ученый совет также может задавать вопросы и отмечать в зачетном листе ответы членов групп. Роль учителя на данном этапе - организующая, координационная. Также учитель может подготовить фотопрезентацию с портретами поэтов каждого направления модернизма. Итогом урока могут быть выводы о том, что объединяет все течения модернизма и в чем заключаются их существенные различия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!