Администрация города Томска
Департамент образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 42 г. Томска
Елизаровых ул., д. 47, Томск, 634012, тел.: (3822) 54-07-79, факс: (3822) 54-07-79 , e-mail: [email protected]
Система инклюзивного образования МАОУ СОШ№42 г. Томска. Деятельность педагога-психолога по профессиональному самоопределению учащихся в условиях инклюзивной школы. Опыт инновационной площадки.
Педагог-психолог МАОУ СОШ №42
Дегтерева Н.И.
- “ Приоритетным направлением модернизации является … создание системы поиска и сопровождения молодежи, которая обладает современным инновационным мышлением, и способна в будущем развивать умную экономику, основанную на знаниях ” Д.А. Медведев
Условия формирования иновационного проекта
Контингент
- Учащиеся с ОВЗ общеобразовательных классов.
- Учащиеся коррекционных классов V вида.
- Дети-инвалиды, обучающиеся на домашнем обучении.
- Дети-инвалиды, обучающиеся дистанционно.
Дистанционное обучение
Контингент:
- Дети, имеющие инвалидность;
- Сохранный интеллект;
- Рекомендации к индивидуальному обучению.
- Дети, для обучения которых требуются специальные условия и соответствующее оборудование.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УСТАНОВКА ОБОРУДОВАНИЯ
СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ
КОРРЕКТИРОВКА И МОДИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Воспитательная работа:
Внеурочная деятельность;
Психологическое сопровождение;
Профориентация;
Поддержка одаренности.
6
Ресурсы Условия формирования инновационных площадок
Автоматизированная информационная система «Школа»
- АИС «Обучающиеся».
- АИС «Кадры».
- АИС «ТехОбеспечение».
- АИС «Мониторинг» (отчеты кл.руководителя, уч. предметников, анкета ИКТ).
- АИС «Документы» (запущена в тестовом режиме).
- АИС «П-служба», «Логопедическая служба».
- АИС «П-тестирование» (один из блоков Профориентация).
- АИС «Справочное» (запущена в тестовом режиме).
- АИС «Расписание» (запущена в тестовом режиме).
Ресурсы МАОУ СОШ№42 в рамках «Цифровой школы»
компьютерный класс
9 компьютеров + АРМ учителя, интерактивная доска
кабинет дистанционного обучения
20 АРМ учителя (Macbook, принтер, наушники, микрофон, графический планшет, веб-камера, сканер)
АРМ учителей
26 АРМ учителей, 26 интерактивных досок,
библиотека
1 компьютер, интерактивная доска
мобильный класс
24 нетбука – трансформера, 6 комплектов пультов для голосования, цифровой микроскоп
учительская
2 компьютера, принтер, ксерокс, сканер
Создание единой информационной сети школы
Электронная сетевая библиотека школы – медиатека как средство накопления
и распространения информационных
и методических ресурсов .
Создание банка интернет-ресурсов
Каталог полезных ссылок
Банк собственных ресурсов
Интерактивные игры, викторины, кроссворды...
Презентации к внеклассным мероприятиям
Система работы по профессиональному самоопределению в МАОУ СОШ№42
Работа с учащимися с ОВЗ и детьми-инвалидами в общеобразовательных классах
Индивидуальная работа с детьми-инвалидами, обучающимися дистанционно
Система поддержки одаренных школьников
Программа «Психолого-педагогическое сопровождения профильной и предпрофиль-ной подготовки».
Курс «Основы социали-зации личности».
Расширение воспитатель-ных мероприятий направлен-ных на профориентацию
Индивидуаль-ная диагностика с помощью автоматизи-рованной программы «Ориентир»
Профильная и предпрофильная подготовка
Модель взаимодействия внутри системы
ПЕДАГОГИ
РОДИТЕЛИ
Обучение в общеобразовательных классах
ИНДИВИДУАЛЬНО
Программа «Психолого-педагогическое сопровождения профильной и предпрофильной подготовки».
Работа с детьми-инвалидами, обучающимися дистанционно
Элементы курса «Основы социализации личности»
РЕБЕНОК
ИНДИВИДУАЛЬНО
Автоматизированная программа «Ориентир»
Курс «Основы социализации личности»
ИНДИВИДУАЛЬНО
Профконсультации
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
Поддержка одаренных
Профориентация с 1 класса
Материально-техническое оснащение службы сопровождения профориентационной работы
17
Автоматизированная информационная система «Психологическая служба. Профориентация».
Автоматизированная информационная система «Психологическая служба. Профориентация»
Проведе-ние профдиагности-ческой работы
Системати-зация и хранение полученной информации в течение всего периода обучения
Статисти-ческая обработка и анализ
Отслеживание динамики изменения показате-лей в течение времени обучения
Сбор информации по множеству показателей, отражающих психологичес-кое состояние субьектов образовательного процесса
Вход в систему
Тестирование
Результаты тестирования по классу за четверть (таблица)
Результаты тестирования по классу за четверть (диаграмма)
Курс «Основы социализации личности» (для всех категорий учащихся)
Цель курса:
актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения, включающего в себя получение знаний о себе.
Изучение и развитие интересов, склонностей и индивидуальных особенностей всех категорий учащихся
8 КЛАСС
Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся
8 КЛАСС
Знакомство с правилами выбора профессии
9 КЛАСС
Курс «Основы социализации личности» (для всех категорий учащихся)
Знакомство с социальными, экономическими, психологическими и медицинскими аспектами различных профессий
9 КЛАСС
ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В результате по окончанию 9 класса, ученик самостоятельно составляет собственное портфолио, где отражены разделы:
- Общая информация о подростке, с учетом индивидуальных особенностей личности и профессиональных предпочтений, составленная на основе проведенной диагностической работы;
- Официальные документы, это грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения, сертификаты и другие наградные документы.
- Творческие работы и социальная практика, где отражены опыт творческих и проектных работ участие в научно-практических конференциях, конкурсах, образовательных лагерях и другие формы творческой активности.
- Отзывы педагогов ОУ и УДО на творческие работы, исследовательские проекты, социальные практики, участие в конференциях, спортивных мероприятиях.
- Сводная итоговая ведомость с опорой на официальные документы, курсы по выбору, творческие и социальные практики, по избираемому профилю.
.
Поддержка и сопровождение одаренных школьников (исследовательская деятельность, конференции, олимпиады, конкурсы)
Проект «Кем быть?»
Призер межрегионального конкурса по профессиональной ориентации детей и молодежи «Выбор профессии – путевка в жизнь!»
Призер Конференции
Юные дарования.
Клуб старшеклассников
Классный час с психологом «Кем быть?!»
- Подготовка к выбору профессионального пути.
- Содействие школьной адаптации учащихся .
Психологическое сопровождение детей-инвалидов обучающихся с помощью дистанционных технологий
Психологи-
ческая диагностика
Профориентация
- Профиагностика с помощью программы Ориентир
-Индивидуальные консультации
Психологичес-кая коррекция
Психологичес-кое консульти-рование
Проведение индивидуальных психологических и коррекционно-развивающих занятий с учащимися с использованием программы Skype
Используемые ресурсы
- http:// мой-ориентир.рф
- http://divo.tomsk.ru/html/abiturient.htm
- http://psihologtomsk.ucoz.com/
- учительский сайт/ Дегтерева-Наталья-Ивановна
Участие выпускников-инвалидов в дистанционных олимпиадах
Выпускники 9-х общеобразовательных классов
Все учащиеся с ОВЗ (2013-2015 г.г.) получили аттестат и поступили в среднеспециальные ОУ г. Томска
Выпускники 9-11-х обучающиеся дистанционно
Все выпускники-инвалиды (2013-2015 г.г.) получили аттестат и поступили в среднеспециальные и высшие ОУ.
Основные сложности в работе по профессиональному самоопределению:
- Отсутствие системности и согласованности в работе всех специалистов в ОУ;
- Низкий уровень профориентационной работы в начальной школе;
- Сложности у выпускников и их родителей после окончания 9 класса;
- Отсутствие у подростков самостоятельности в принятии решений (выбор профессии под прямым или косвенным влиянием родителей или товарищей) ;
- Недооценка своих физических особенностей, недостатков, которые являются существенными при выборе профессии;
- Неумение разбираться в своих личностных качествах и особенностях своего характера;
- Незнание учащимися основных правил при решении вопроса о выборе профессии.
Анализируя проблемы и учитывая ресурсы ОУ
Инновационный проект «Цифровая школа – школа 21 века»
Инновационный проект «Организация профориента-ционной работы учащихся в рамках инклюзивного образования в МАОУ СОШ№42 г. Томска»
Инновационный проект
« МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Проект «Интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство школы через использование технологий дистанционного обучения»
Актуальность инновационного проекта
- В Концепции модернизации российской системы образования приоритетным является обучение и воспитанияе детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов министерства образовании Российской Федерации.
- В Концепции модернизации российской системы образования приоритетным является обучение и воспитанияе детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов министерства образовании Российской Федерации.
Работа с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
- Развиваются отрасли хозяйства, возникают новые технологии труда, изменяется экономика и социальная ситуация в обществе, в данной ситуации необходима организация целенаправленной, комплексной и систематической профориентационной работы на протяжении всего периода обучения в школе
- Развиваются отрасли хозяйства, возникают новые технологии труда, изменяется экономика и социальная ситуация в обществе, в данной ситуации необходима организация целенаправленной, комплексной и систематической профориентационной работы на протяжении всего периода обучения в школе
Профориентация
школьников в целом
Цель проекта
создание и внедрение системы профориентации, способствующей формированию у учащихся способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями и индивидуальными особенностями здоровья каждого ребенка.
Задачи:
- Создать и внедрить систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
- Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
- Обеспечить профориентацию всех категорий учащихся: дети-инвалиды, дети с ОВЗ.
- Использовать ресурсы «Цифровой школы» для повышения эффективности процесса профориентации учащихся.
- Сформировать единое информационное пространство по вопросам профессионального самоопределения обучающихся.
- Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
Новизной данного проекта является:
1). Разработка и внедрение в МАОУ СОШ № 42 модели профориентации для всех категорий учащихся (нормотипичных детей, детей с ОВЗ и детей-инвалидов).
Комплексное осуществление профориентационной деятельности.
2). Использование ИКТ – технологий в профориентационной работе.
- Использование интерактивных и мультимедиа разработок в классно-урочной системе.
- Использование Skype –технологий.
- Работа Автоматизированной информационной системы «Школа», раздел «АИС – Профориентация».
- Функционирование персональных сайтов и страниц в рамах сетевых сообществ http://multiurok.ru и http://infourok.ru . Размещение публикаций на сайтах, позволяет эффективно и продуктивно взаимодействовать с коллегами, учащимися и родителями.
- Создан электронный адрес [email protected] с помощью которого организовано профконсультирование.
- Использование в проектной деятельности медиа-презентаций , которые дети не только предъявляют как проектные продукты, но и развивают умения планирования и отбора информации, коммуникативные навыки.
Этапы реализации проекта: 2015 - 2019 годы .
I этап: подготовительный – 2015 -2016 учебный год.
создание технических, нормативно - правовых, научно-методических, организационных условий для реализации инновационной программы.
II этап: практический – 2016-2017, 2017-2018 учебные годы.
основной практический этап, включающий реализацию, обобщение результатов повседневной работы и организационной инновационной деятельности по программе.
III этап: аналитический –2018 -2019 год.
анализ результатов, обобщение и представление опыта.
Ожидаемый продукт
Функционирование модели профориентации, которая содействует формированию у учащихся способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями и индивидуальными особенностями здоровья каждого ребенка.
Основные направления работы в рамках проекта:
Профпросвещение
Профдиагностическая работа
Профконсультативная работа
Профессиональные пробы
1.
- Профпросвещение с учащимися, педагогами и родителями вооружение школьников определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях разных профессий;
- Профпросвещение с учащимися, педагогами и родителями
- вооружение школьников определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях разных профессий;
2.
- Информирование об условиях правильного выбора одной из них; сведений о каналах трудоустройства, требований к приему на работу; Систематизируются сведения о содержании и перспективах современных профессий, форме и условиях овладения разными специальностями, состоянии и потребностях рынка труда;
- Информирование об условиях правильного выбора одной из них; сведений о каналах трудоустройства, требований к приему на работу;
- Систематизируются сведения о содержании и перспективах современных профессий, форме и условиях овладения разными специальностями, состоянии и потребностях рынка труда;
3.
- Эта работа проводится в рамках уроков, дистанционных уроков, на внеклассных мероприятиях, уроках-экскурсиях, классных часах, встречах с представителями профессий и ОУ; Используются электронные ресурсы (страничка на школьном сайте, личные сайты педагогов, возможности медиатеки).
- Эта работа проводится в рамках уроков, дистанционных уроков, на внеклассных мероприятиях, уроках-экскурсиях, классных часах, встречах с представителями профессий и ОУ;
- Используются электронные ресурсы (страничка на школьном сайте, личные сайты педагогов, возможности медиатеки).
Профпросвещение
«Учите детей через жизнь»
(Аристотель).
Профдиагностическая работа
На основе результатов тестирования:
- Учащиеся получают информацию о своих индивидуальных особенностях (тип темперамента, тип нервной системы, самооценка, мотивация и т.д.) Учащимся рекомендованы типы и классы профессий;
- Учащиеся получают информацию о своих индивидуальных особенностях (тип темперамента, тип нервной системы, самооценка, мотивация и т.д.)
- Учащимся рекомендованы типы и классы профессий;
- Учащимся рекомендованы профессии соответствующие представлениям подростка о своих способностях;
- Учащимся рекомендованы профессии соответствующие представлениям подростка о своих способностях;
- Компьютерное тестирование, в рамках АИС – Психологическая служба и при помощи Автоматизированного тестирования «Ориентир».
- Компьютерное тестирование, в рамках АИС – Психологическая служба и при помощи Автоматизированного тестирования «Ориентир».
- Учащимся обозначены профессии, пользующиеся высоким и устойчивым спросом на рынке труда; Учащимся дано описание профессий, с указанием медицинских противопоказаний. Учащимся рекомендован список профессий, соответствующий интересам и склонностям школьника;
- Учащимся обозначены профессии, пользующиеся высоким и устойчивым спросом на рынке труда;
- Учащимся дано описание профессий, с указанием медицинских противопоказаний.
- Учащимся рекомендован список профессий, соответствующий интересам и склонностям школьника;
Тестирование
Рекомендации
Профконсультативная работа
Оказание помощи школьнику в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психофизиологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества. Данная работа включает в себя обобщение результатов диагностических исследований и практической работы учащихся в различных профнаправлениях.
Очно, при индивидуальной работе с консультантом
С использованием компьютерных технологий (программа Skype)
Усилия психолога-консультанта с возможностями современных информационных технологий)
Исследуются индивидуальные психологические характеристики, профессиональные интересы ученика
Проводится работа, направленная на определение пригодности к отдельным видам профессиональной деятельности
Рекомендуем посетить врачебно-профессиональную консультацию, которая включает изучение состояния здоровья учащихся и рекомендации при выборе профессии и специальности в соответствии с состоянием его здоровья .
Диагностика общих и специальных профессионально важных качеств
Сопоставление собственных индивидуально-психологических качеств по отношению к сфере профессиональной деятельности .
Результатом профессиональной пробы может являться получение знаний о собственных личностных качествах, о мире профессий и конкретной профессии, знакомство с представителями данной профессии или выполнение функциональных обязанностей профессионала
Профессиональные пробы
Формирование у школьников целостного представления о конкретных профессиях и группах родственных профессий
Профессиональная проба – средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьника.
Планируемые результаты реализации проекта:
- Повышение уровня компетентности учащихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ, о видах труда и путях приобретения профессии;
- Понимание личных профессиональных предпочтений, интересов, склонностей (представление о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных личностных и индивидуальных особенностей, возможностей, потребностей);
- Умение проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями ;
- Осуществление учёта запроса общественных интересов и рынка труда (знание общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона);
- Способность осуществить осознанный выбор будущей профессии и жизненного пути .
Спасибо за внимание!