Тема: Системы счисления. Двоичная СС.
Цели: Познакомить учащихся с историей возникновения и развития систем счисления; указать на основные недостатки и преимущества непозиционных систем счисления.
Программно – дидактическое обеспечение:
О.Л. Соколова «Поурочные разработки по информатике 10 кл.» урок 11 стр. 71
Презентация
Ход урока.
I . Постановка целей урока.
Сколько существует систем счисления? Какая была самая первая и почему?
Римские числа. Что они выражают?
II. Изложение нового материала
Лозунг «Все есть число».
Так говорили древние пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности. Современный человек каждый день запоминает номера машин и телефонов, в магазине подсчитывает стоимость покупок и т.д. Числа, цифры…они с нами везде
Люди всегда считали и записывали числа, даже пять тысяч лет назад. Но записывали они их совершенно по-другому, по другим правилам. Но в любом случае число изображалось с помощью каких то символов, которые называли цифрами.
Цифры – это символы, участвующие в записи числа и составляющие некоторый алфавит.
Для того,чтобы записывать цифры, а из них составлять числа, нужно использовать какую – либо систему счисления.
Система счисления – это способ записи чисел с помощью цифр.
Все известные системы счисления делятся на позиционные и непозиционные.
Непозиционной называется такая СС у которой количественный эквивалент («вес») цифры не зависит от ее местоположения в записи числа.
Например, римское число VVV. В десятичной системе счисления это число 15. При записи числа VVV использовались одинаковые «цифры» -V. И если сравнить их между собой, то получим абсолютное равенство. Т.е. на каком бы месте ни стояла цифра в записи числа, ее «вес» всегда один и тот же. В данном примере он равен 5.
Другие непозиционные системы счисления.
Единичная СС.
В древние времена, когда люди начали считать, появилась потребность в записи чисел. Количество предметов, например мешков, изображалось нанесением черточек или засечек на какой – либо твердой поверхности: камне, глине, дереве (до изобретения бумаги было еще далеко).
Ученые назвали этот способ записи чисел единичной или унарной СС. Неудобства такой СС очевидны: чем больше число надо записать, тем больше надо нарисовать палочек.
Поэтому позже эти значки стали объединять в группы по 3, 5 и 10 палочек. Таким образом возникали уже более удобные системы счисления. Отголоски единичной системы счисления встречаются и сегодня. Например, малыши на пальцах показывают свой возраст.
Римская СС
В ней для обозначения чисел используют знаки I (один палец) для числа 1, V(раскрытая ладонь) для числа 5, X(две сложенные ладони) для 10, а для чисел 50, 100, 500 и 1000 используют заглавные латинские буквы C – 100, D- 500, M-1000.
I-1 V- 5 X- 10 L-50 C-100 D-500 M-1000
Правила составления числа в римской СС:
Число равно:
сумме значений, идущих подряд нескольких одинаковых «цифр»;
разности значений двух «цифр», если слева от большей «цифры» стоит меньшая. В этом случает от значения большей «цифры» отнимается значение меньшей «цифры».
Например: Записать число 444 в римской системе счисления:
4 44
4 00 + 40 + 4
(D-C) (L – X) (V – I)
CDXLIV
Например: Записать число 1986 в римской СС
1 986
1 000 + 900 + 50 + 30 + 6
M + (M-C) + L + (X + X + X) + V + I
MCMLXXXVI
Позиционные системы счисления.
Позиционной называется такая СС, в которой количественный эквивалент («вес») цифры зависит от ее местоположения в записи числа.
Например: Рассмотрим число 222
В записи этого числа используется трижды цифра 2. Но вклад каждой цифры в величину числа разный. Первая 2 означает число сотен, вторая – число десятков, третья – число единиц.
Основные достоинства любой позиционной системы счисления:
Простота выполнения арифметических операций.
Ограниченное число символов, необходимых для записи числа.
Рассказ о других системах счисления.
Обычно мы используем десятичную систему счисления. В ней любое число записывается с помощью десяти цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
Количество цифр в системе счисления называется ее основанием.
Основание десятичной системы счисления равно 10.
Десятичная система счисления возникла потому, что в древности люди использовали для счета десять пальцев.
В ЭВМ для записи чисел используется двоичная система счисления. В этой системе всего две цифры 0 и 1 основание системы равно2. Двоичная система счисления используется в компьютерах потому, что электрическими сигналами легко обозначить двоичные цифры: 0 – нет сигнала, 1 – есть сигнал (напряжение или ток).
Данные о некоторых системах счисления запишем в таблицу:
Название | Основание | Цифры | Где используется |
Двоичная | 2 | 0,1 | В ЭВМ |
Восьмеричная | 8 | 0,1,2,3,4,5,6,7 | В ЭВМ |
Шестнадцатеричная | 16 | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A10 B11 C12 D13 E14 F15 | В ЭВМ |
Десятичная | 10 | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 | В жизни |
Двенадцатеричная | 12 | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,знак,знак | В мире до первой трети XX века. |
Пятеричная | 5 | 0,1,2,3,4 | В Китае |
IV. Итоги урока. Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.
V. Домашнее задание.
Выучить основные определения.Знать виды систем счислений.
Тема: Развернутая форма числа. Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную.
Цели: сформировать у учащихся навыки и умения перевода чисел из любой системы счисления в десятичную.
Программно – дидактическое обеспечение:
О.Л. Соколова «Поурочные разработки по информатике 10 кл.» урок 12 стр. 81, урок 13 стр. 83
Презентация
Ход урока.
I . Постановка целей урока.
II. Проверка домашнего задания
Тест для фронтального опроса (стр. 372)
III. Изложение нового материала.
При записи чисел значение каждой цифры зависит от ее местоположения в числе. Место для цифры называется разрядом, а количество цифр в числе – разрядностью числа. Разряды нумеруются справа налево и каждому разряду соответствует степень основания:
РАЗРЯД 3 2 1 0 Название Степень
Ч ИСЛО 1 9 9 9 разряда основания
Единицы 100
Десятки 101
Сотни 102
Тысячи 103
Развернутая форма числа
В позиционной системе счисления любое вещественное число может быть представлено в форме:
Aq = +-(an-1*qn-1 + an-2 * qn-2 +….+a0* q0 + a-1*q-1 + a-2*q-2 + … + am * qm)
Здесь:
А – само число
q – основание системы счисления
ai - цифры данной системы счисления (an-2; an-1 и др.)
n – число разрядов целой части числа
m – число разрядов дробной части числа
Пример 1: Записать в развернутом виде число А10 = 4718,63
Пример 2. Записать в развернутом виде число А8 = 7764,1
Пример 3. Записать в развернутом виде число А16 = 3AF
Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную.
Правило:
Представьте число в развернутой форме.
Найдите сумму ряда. Полученное число является значением числа в десятичной системе счисления.
Пример 4.
Переведем число 11112 в десятичную систему счисления.
Запишем число в развернутой форме:
Найдем сумму ряда: 23+22+21+20=1510
Пример 5.
Переведем число 0,1235
Запишем число в развернутой форме:
Найдем сумму ряда: 0,2+0,08+0,024=0,30410
Пример 6.
Переведем число 16,48
Запишем число в развернутой форме:
Найдем сумму ряда: 8+6+0,5=14,510
IV. Решение задач.
Упражнение 1.
Запишите в развернутом виде следующие числа:
А) А10 = 3457,78
Б) А5 = 231,44
В) А16 = Е23С,1А
Г) А2 2 = 11001,101
Упражнение 2.
Запишите в свернутой форме следующие числа:
А)
Б)
Упражнение 3
Запишите в десятичной системе счисления следующие числа:
А9=7688; А5 = 432,1; А3 = 120 ; А4 = 102,31
Ответ: 76889 = 566910; 432,15 = 117,210; 1203 = 1510 ; 102,314 = 2,912510
Упражнение 4.
Представьте в десятичной системе счисления число 101,1, считая записанным в системах счисления от двоичной до девятеричной.
Ответ: 101,12 = 5,510
101,13 = 10,310
101,14 = 17,2510
101,15 = 26,210
101,16 = 37,1610
101,17 = 50,110
101,18 = 65,12510
101,19 = 82,110
V. Закрепление изученного
Выберите самостоятельно любое число из любой системы счисления и предложите соседу по парте перевести его в десятичную систему счисления. Ответы сравнить. (Работа в парах)
VI. Итоги урока
Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.
Домашнее задание
Выучить правило перевода чисел из любой системы счисления в десятичную.
Знать развернутую форму записи числа.
Задача №1.
Сравните числа:
А) 510 и 58
Ответ 510 = 58
Б) 11112 и 11118
Ответ: 11112 8
Задача №2.
Запишите в развернутой форме следующие числа: 7465,76210;2345,216;ACF3.B16
Задача №3
В коробке лежит 318 шар. Среди них 128 красных и 178 желтых. Докажите что здесь нет ошибки.
Док-во:
318 = 2510
128 = 1010
1510+1010=2510
Задача №4
В классе 11112 девочек и 10102 мальчиков. Сколько учеников в классе.
Ответ:
11112 = 1510
10102 = 1010
15+10=25 учеников.