СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системы счисления

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок информатики в 8 классе

на тему «Системы счисления»

Просмотр содержимого документа
«Системы счисления»














Обобщающий урок информатики в 8 классе

на тему «Системы счисления»























Учитель информатики МАОУ «Лицей №4» г. Рязани

Ушакова Валентина Васильевна



Обобщающий урок по теме «Системы счисления» в 8 классе

Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.

Задачи урока:

  • актуализация знаний по теме «Системы счисления»;

  • развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;

  • развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;

  • развитие коммуникационной компетентности у учащихся;

  • повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;

  • формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;

  • формирование навыков самоорганизации и инициативы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.



1 слайд: Тема урока «Системы счисления

Три группы, которые по очереди будут выступать в ролях: историки, теоретики, практики.

На столе:

  1. Задания для выполнения каждой группе с одновременным заполнением соответствующей таблицы.

  1. Работа с непозиционными системами счисления.

  2. Перевод чисел из десятичной и в десятичную с.с.

  3. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика


Ребята! Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления». Вы уже знаете историю систем счисления, способы перевода чисел из одной позиционной СС в другую, правила сложения двоичных чисел. Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке?


Правильно, мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по заданной теме, чтобы лучше подготовиться к контрольной работе.


2 слайд: Цели урока: углубление, обобщение и систематизация знаний по теме «СС»


Ваша задача: показать теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и правила выполнения арифметических операций в двоичной СС.


Вы сами разделились на 3 группы.

За столом «историки» - группа №1, «практики» - группа №2, «вычислители» - группа №3. Списки членов группы сдайте мне, пожалуйста.

Как только группа закончит решать все задачи и впишет ответы в лежащую на столе таблицу, один из вас выйдет к доске и заполнит соответствующую таблицу на доске, а заполненную сдаст мне.

Далее, по кругу: историки – практики – вычислители.

На выполнение всех заданий группе отводится не более 10 минут


То есть, наш урок будет состоять из нескольких этапов, каждый из которых будет оцениваться. По окончании работы сравним результаты и выставим оценки. Суммарная оценка группы: 3 оценки/3.


Таким образом вы повторите все три изученные темы.


Вы имеете право пользоваться учебником и своими конспектами.

Кстати, «историкам» предоставляется небольшая поблажка: для ответов на вопросы они могут воспользоваться Интернетом либо на наших компьютерах, либо войти туда со своего смартфона. В группах практиков и вычислителей все технические средства запрещены! За пользование ими будут сниматься баллы со всей группы.



Разминка


  1. Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счета?

  2. Верно ли, что в Древнем Риме нельзя было делить числа «в столбик»?

  3. Верно ли, что римская СС была непозиционной?

  4. Верно ли, что на Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с титлом?

  5. Верно ли, что число 34 263 может быть записано в пятеричной СС?

  6. Верно ли, что 210 = 102 ?

  7. Верно ли, что 810 = 816 ?

  8. Сколько лет было Красной Шапочке? Слайд










Задания для групп:


  1. ИСТОРИКИ

  1. Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы? Если нет, то откуда они «родом»? (Индия)

  2. Запишите число 2018 в древнеегипетской, римской и славянской системах счисления. (ММХVIII,

  3. На гранитном постаменте памятника Петру I в Санкт-Петербурге есть римское число MDCCLXXXII. Это год открытия памятника. Какой? (1782)

  4. Выполните операцию сложения римских чисел. Ответ запишите в той же системе.

CMXLIV + LXIX = MXIII

  1. Выполните операцию вычитания римских чисел. Ответ запишите в той же системе.

DCCXLII – CDLXVII = CCLXXV



  1. ПРАКТИКИ

  1. Переведите число 17110 в шестнадцатеричную СС (АВ16)

  2. Переведите число 245,410 в восьмеричную систему счисления (365,58)

  3. Переведите число 453,26 в десятичную систему счисления (78,510)

  4. Найдите сумму чисел 778 + 445. Ответ запишите в десятичной СС (8710)

  5. Найдите сумму чисел 1D16 + 324. Ответ запишите в девятеричной СС (4310 = 479)



  1. ВЫЧИСЛИТЕЛИ

  1. Переведите число 9910 в двоичную систему счисления (11000112)

  2. Переведите число 31,2510 в двоичную систему счисления (11111,012)

  3. Переведите число 111010,112 в десятичную систему счисления (58,7510)

  4. Выполните операцию сложения в двоичной системе счисления:

101110102 + 10111012 = 1000101112

  1. Выполните операцию умножения в двоичной системе счисления:

110112 × 1012 = 100001112






ИСТОРИКИ (группа №1)


Задание

Ответ

1

Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы? Если нет, то откуда они «родом»?



2

Запишите число 2018 в древнеегипетской, римской и славянской системах счисления.






3

На гранитном постаменте памятника Петру I в Санкт-Петербурге есть римское число MDCCLXXXII. Это год открытия памятника. Какой?



4

Выполните операцию сложения римских чисел. Ответ запишите в той же системе.

CMXLIV + LXIX





5

Выполните операцию вычитания римских чисел. Ответ запишите в той же системе.

DCCXLII – CDLXVII







ПРАКТИКИ (группа №2)


Задание

Ответ

1

Переведите число 17110 в шестнадцатеричную систему счисления.



2

Переведите число 245,410 в восьмеричную систему счисления.



3

Переведите число 453,26 в десятичную систему счисления.



4

Найдите сумму чисел 778 + 445. Ответ запишите в десятичной системе счисления.



5

Найдите сумму чисел 1D16 + 324. Ответ запишите в девятеричной системе счисления.








ВЫЧИСЛИТЕЛИ (группа №3)


Задание

Ответ

1

Переведите число 9910 в двоичную систему счисления



2

Переведите число 31,2510 в двоичную систему счисления



3

Переведите число 111010,112 в десятичную систему счисления



4

Выполните операцию сложения в двоичной системе счисления:

101110102 + 10111012



5

Выполните операцию умножения в двоичной системе счисления:

110112 × 1012




























ИСТОРИКИ










ПРАКТИКИ









ВЫЧИСЛИТЕЛИ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!