Системы счисления
Автор:
Ушакова Валентина Васильевна
МАОУ «Лицей №4» г. Рязани
Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир .
Иоганн Гете
Как вы понимаете слова эпиграфа?
Цели урока:
- повторить, обобщить и привести в систему теоретический материал по теме «Системы счисления» ;
- совершенствовать навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую ;
- подготовиться к контрольной работе по данной теме .
Разминка
Поставьте в соответствие:
Символы для изображения чисел
Двоичное кодирование
Кодирование, которое представлено с помощью последовательности нулей и единиц
Непозиционная система счисления
Система счисления, в которой значение цифры не зависит от её позиции в записи числа
Цифры
Система счисления, в которой количественное значение цифры зависит от её позиции в записи числа
Система счисления
Знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью знаков некоторого алфавита
Позиционная система счисления
Заполните таблицу:
Система счисления
Основание
Десятичная
10
8
Алфавит
0;1;2;3;4;5;6;7;8;9
16
0; 1
(взаимопроверка) 6 баллов
Найдите ошибку: определите число, для которого неверно определено основание системы счисления
- 123 4
- 10101010 3
- 4561 6
- 10А12С 16
- 15F 10
- 357 8
- Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счета?
Да
- Верно ли, что в Древнем Риме нельзя было делить числа «в столбик»?
Да
- Верно ли, что римская СС была непозиционной?
Да
- Верно ли, что на Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с титлом?
Да
- Верно ли, что 2 10 = 10 2 ?
Да
- Верно ли, что 8 10 = 8 16 ?
Да
- Сколько лет было Красной Шапочке?
(подсказка – 1000 2 )
8
Задания для группы «ИСТОРИКИ»
1
Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы? Если нет, то откуда они «родом»?
2
Запишите число 2018 в древнеегипетской, римской и славянской системах счисления.
3
На гранитном постаменте памятника Петру I в Санкт-Петербурге есть римское число MDCCLXXXII. Это год
открытия памятника. Какой?
Выполните операцию сложения римских чисел. Ответ запишите в той же системе.
CMXLIV + LXIX
Выполните операцию вычитания римских чисел. Ответ запишите в той же системе.
DCCXLII – CDLXVII
Задания для группы «ПРАКТИКИ»
1
Переведите число 171 10 в шестнадцатеричную систему счисления.
2
Переведите число 245,4 10 в восьмеричную систему счисления.
3
Переведите число 453,2 6 в десятичную систему счисления.
Найдите сумму чисел 77 8 + 44 5 . Ответ запишите в десятичной системе счисления.
Найдите сумму чисел 1D 16 + 32 4 . Ответ запишите в девятеричной системе счисления.
Задания для группы «ВЫЧИСЛИТЕЛИ»
1
Переведите число 99 10 в двоичную систему счисления
2
Переведите число 31,25 10 в двоичную систему счисления
3
Переведите число 111010,11 2 в десятичную систему счисления
Выполните операцию сложения в двоичной системе счисления:
10111010 2 + 1011101 2
Выполните операцию умножения в двоичной системе счисления:
11011 2 × 101 2
ИТОГИ
№ группы
Роль: «Историки»
Роль: «Практики»
1
Роль: «Вычислители»
2
Итого-вый балл
3
Итого-вая оцена
Сколько лет девочке? ( А.Стариков)
Ей было 1100 лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила.
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно.
На станет все совсем обычно,
Когда поймете наш рассказ!
Девочке 12 лет,
она ходила в 5-й класс.
У собаки 4 ноги.
А ушей и рук у девочки по паре .
Рефлексия:
- Какое задание было самым интересным?
- Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
- С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
- Какие задания по данной теме вы могли бы предложить?
Домашнее задание
Запишите дату своего рождения (число, месяц и год) в двоичной и восьмеричной системе счисления.
Спасибо за урок, дети!