СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системы объектов.Состав и структура системы.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок.На этом уроке ведется фронтальный опрос темы Системы объектов и изучается новый материал "Состав иструктура системы"

Просмотр содержимого документа
«Системы объектов.Состав и структура системы.»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12 »





ОТКРЫТЫЙ УРОК

в 6 классе по Информатике



на тему:

« Системы объектов. Состав и структура системы.»









Учитель Информатики:

Гусейнова А.М.













Избербаш 2019










Урок №8 (6 класс)

Тема: Системы объектов. Состав и структура системы.


Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – понятия системы, её состава и структуры;

  • метапредметные – ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода;

  • личностные – понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни.

Решаемые учебные задачи:

  • расширить и обобщить представления школьников о системах объектов;

  • освоить новые приемы создания текстовых объектов.

Основные понятия:

  • объект;

  • система;

  • структура;

  • состав;

  • системный подход;

  • системный эффект.

Оборудование: презентация к уроку.


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Проверка схемы в тетради.

(три тетради на проверку)

  1. Беседа по вопросам.

- Приведите примеры объектов, состоящих из более мелких частей.

- Что отражает схема состава?

(отражает не только составные части, но и тот порядок, в котором предмет разбирался на части)

Назови части, из которых состоят объекты:

- А что произойдет, если у объекта «компьютер» убрать какую - то часть?

- А что произойдет, если у объекта «дом» будет отсутствовать какая-то часть?

- Сделай вывод о взаимодействии частей объекта.



- Разгадай ребус и узнаешь, как называют множество взаимодейстующих частей сложного объекта.

- Вот мы и подошли к теме нашего урока: если объекты состоит из взаимосвязанных частей, то их называют: «Системами объектов»

Назови цели урока:

- узнать : о видах систем и их структуре;

научиться: выделять подсистемы и надсистемы сложных систем




III. Работа над новым материалом.

- Тема сегодняшнего урока «Системы объектов. Состав и структура системы».

- Ребята, давайте вспомним какие объекты бывают

//простые и сложные



- Почему некоторые объекты называют сложными?

Посмотрите на слайд, здесь представлен сложный объект – ЭЛЕКТРОПОЕЗД

Давайте рассмотрим его состояние, от исправности вагонов и электровоза зависит вся работа состава.

Состояние сложного объекта определяется не только его признаками, но и состоянием объектов-частей.

А теперь давайте посмотрим на мой объект, который я нарисовала и распечатала, и поднесу его к камере, посмотрите на доску, что изменится???

Мой объект будет сложным? Он будет являться системой?

Итак, мы подошли к первому определению:

Системный подход. Итак , что это… Системный подход – это подход к описанию сложного объекта, при котором называют его составные части, рассматривают их взаимодействие и взаимовлияние. Сложный объект принято называть системой, а его составные частикомпонентами системы.

Система – это любой объект, состоящий из множества взаимосвязанных элементов и существующий как единое целое.

Например, цветок состоит из стебля, листочков, лепестков и сердцевины. В данном случае система – это цветок, а стебель, листочки, лепестки и сердцевина – это компоненты системы.

Так как все объекты разные, то мы их можем классифицировать, (т.е. разбить на разные группы).



Природные системы – это системы, созданные природой. Например, животное, растение, море и так далее.

Технические системы – это системы, созданные руками человека. К ним относятся компьютеры, машины и другие.

Нематериальные системы – это системы, которые нельзя ощутить. Например, английский язык, химический язык и так далее.

Смешанные системы – это системы, которые содержат в себе материальные и нематериальные элементы. Здесь можно выделить социальные системы, то есть это системы, которые образуют люди, объединённые чем-то общим. В качестве примера можно взять школу. Здесь присутствуют как материальные системы: школьное здание, оборудование, учебники и так далее, так и нематериальные системы: расписание уроков, звонков и прочее.


Система определяется не только набором и признаками её элементов, но также взаимосвязями между элементами. Одни и те же элементы могут образовывать различные по своим свойствам системы. Это зависит от взаимосвязей, которые их объединяют. Например, из мяса и картошки можно приготовить разные блюда: тушёную картошку с мясом или пюре и жареное мясо. Или с помощью круга и треугольника можно нарисовать как мальчика, так и девочку.

Ребята, ответьте мне на вопрос

Любой сложный объект строится беспорядочно? Или все таки в каком то порядке, последовательности собираются наши объекты?


Этот порядок есть, правильно, и называется он СТРУКТУРА – это…..

Структура – это порядок, в котором объединились элементы, составляющие систему.

С помощью схемы состава описываются состав и структура системы. В состав системы может входить другая система. Итак, система в состав которой входит ещё одна система, называется надсистемой, а система, которая входит в состав, называется подсистемой. Так же, как и с множествами, имя надсистемы находится в схеме состава выше, чем имена подсистем, которые в неё входят. В состав подсистемы может входить ещё одна или несколько подсистем. Таким образом, получается многоуровневая структура системы, в которой один и тот же элемент может быть, как надсистемой, так и подсистемой.

Для большей наглядности разберёмся на примере. В состав компьютера входят системный блок, монитор, клавиатура, мышь, колонки.

Итак, системный блок, монитор, клавиатура, мышь и колонки в свою очередь так же являются системами, так как каждый из этих элементов состоит из множества взаимосвязанный частей. Например, в состав системного блока входят процессор, блок питания, материнская плата, жёсткий диск и так далее. Имеем следующее: компьютер – это система. Системный блок, монитор, клавиатура, мышь и колонки в свою очередь являются подсистемами и надсистемами одновременно, так как в их состав входят множество элементов. Как говорилось ранее в системный блок входят процессор, блок питания, материнская плата, жёсткий диск и другие элементы.

Главное свойство любой системы – возникновение системного эффекта, то есть при объединении элементов системы, у неё появляются новые признаки, которыми до этого не обладал ни один элемент в отдельности.

Например, системный блок компьютера. Как говорилось ранее, он состоит из множества элементов: процессор, блок питания, материнская плата, жёсткий диск и так далее.

Но если из этого списка убрать хотя бы один элемент, то системный блок работать не будет. Так, например, если убрать блок питания, то системный блок не запуститься. Если мы уберём материнскую плата, а как известно это важнейший элемент системного блока, то компьютер так же не будет


IV. Закрепление материала:

1.Что называется системой?

Система - это целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой.

Части, образующие систему, называются её элементами.

2.Что мы называем системным подходом?

Системный подход - рассмотрение составных частей сложного объекта в их взаимодействии и взаимовлиянии

- Изобразите схему.

3.Структура системы –это…

Структура системы – это порядок объединения элементов, составляющих систему.

  1. Какие ситемы существуют?

4.Что называется системным эффектом?

Системный эффект – ни один элемент системы в отдельности не обладает теми качествами, которыми обладает вся система в целом.

  1. Физминутка.

  1. Домашнее задание.

с. 33 – 36, №7 в тетради


VI. Итог урока.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!