СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системо - деятельностный подход (Платонова Светлана Кууларовна)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентаци показаны общие рекомендации к составлению технолдогических карт уроков по географии

Просмотр содержимого документа
«Системо - деятельностный подход (Платонова Светлана Кууларовна)»

Мы не учим их;  мы создаем условия, в которых они учатся.     С. Паперт

Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт

Вопросы, возникающие при составлении проекта (сценария урока) Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; Какие методы и средства выбрать; Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников; Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Вопросы, возникающие при составлении проекта (сценария урока)

  • Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
  • Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
  • Какие методы и средства выбрать;
  • Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
  • Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Компоненты овладения знаниями при системно-деятельностном подходе в обучении Восприятие информации Анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации) Запоминание (создание образа) Самооценивание

Компоненты овладения знаниями при системно-деятельностном подходе в обучении

  • Восприятие информации
  • Анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации)
  • Запоминание (создание образа)
  • Самооценивание
Что необходимо знать для взаимодействия учителя и ученика 1) Принципы построения уроков 2) Типы уроков 3) Структура урока

Что необходимо знать для взаимодействия учителя и ученика

  • 1) Принципы построения уроков
  • 2) Типы уроков
  • 3) Структура урока
Система принципов для построения уроков в рамках системно-деятельностного подхода: 1) Принцип деятельности 2) Принцип непрерывности 3) Принцип целостности 4) Принцип минимакса 5) Принцип психологической комфортности 6) Принцип вариативности 7) Принцип творчества

Система принципов для построения

уроков в рамках системно-деятельностного подхода:

1) Принцип деятельности

2) Принцип непрерывности

3) Принцип целостности

4) Принцип минимакса

5) Принцип психологической комфортности

6) Принцип вариативности

7) Принцип творчества

Классификация уроков: Традиционное обучение: *урок ознакомления с новым материалом *урок обобщения и систематизации изученного *комбинированный урок *урок закрепления умений и навыков *урок проверки знаний Развивающее обучение:  *урок «открытия» нового знания (постановки учебной задачи) *урок рефлексии *урок общеметодологической направленности *урок развивающего контроля

Классификация уроков:

Традиционное обучение:

*урок ознакомления с новым материалом

*урок обобщения и систематизации изученного

*комбинированный урок

*урок закрепления умений и навыков

*урок проверки знаний

Развивающее обучение:

*урок «открытия» нового знания (постановки учебной задачи)

*урок рефлексии

*урок общеметодологической направленности

*урок развивающего контроля

 Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении - создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении - создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Системообразующие цели уроков каждого типа

1. Урок «открытия»нового знания. Деятельностная цель формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

  • Содержательная цель - расширение ПОНЯТИЙНОЙ базы за счет включения в нее новых элементов

2. Урок рефлексии.

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
  • Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

  • Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля.

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
  • Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Отличие современного урока от традиционного по способу передачи знаний Объяснительно-иллюстративный метод Проблемный метод Репродуктивные методы Частично-поисковый метод Исследовательский метод

Отличие современного урока от традиционного по способу передачи знаний

Объяснительно-иллюстративный метод

Проблемный метод

Репродуктивные методы

Частично-поисковый метод

Исследовательский метод

Элементы сравнения Системно-деятельностный подход: Послушайте сказку. Чтение сказки   про карту в масштабе 1:1 и определите Как изобразить большую территорию на листе бумаги? Почему картографы не могли выполнить задание короля? Что нужно сделать картографам, чтобы поместить всё королевство на карту? При изображении земной поверхности на карте мы уменьшаем расстояния между объектами, и помогает нам в этом .....    Традиционный подход: Работа со словарем Проверю, как вы справились с заданием Сегодня на уроке мы узнаем что такое масштаб и его виды

Элементы сравнения

Системно-деятельностный подход:

  • Послушайте сказку. Чтение сказки   про карту в масштабе 1:1 и определите
  • Как изобразить большую территорию на листе бумаги? Почему картографы не могли выполнить задание короля?
  • Что нужно сделать картографам, чтобы поместить всё королевство на карту?
  • При изображении земной поверхности на карте мы уменьшаем расстояния между объектами, и помогает нам в этом .....

Традиционный подход:

  • Работа со словарем
  • Проверю, как вы справились с заданием
  • Сегодня на уроке мы узнаем что такое масштаб и его виды
Особенности урока в рамках деятельного подхода Элементы сравнения Традиционный урок Формулировка темы урока Урок в режиме деятельности Учитель сообщает учащимся Постановка целей и задач Формулируют сами учащиеся Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Планирование Формулируют сами учащиеся, определяют границы знания и незнания Учитель сообщает учащимся какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цель Практическая деятельность учащихся Планирование учащимися способов достижения цели Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану(применяется групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

Особенности урока в рамках деятельного подхода

Элементы сравнения

Традиционный урок

Формулировка темы урока

Урок в режиме деятельности

Учитель сообщает учащимся

Постановка целей и задач

Формулируют сами учащиеся

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Формулируют сами учащиеся, определяют границы знания и незнания

Учитель сообщает учащимся какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цель

Практическая деятельность учащихся

Планирование учащимися способов достижения цели

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану(применяется групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

Элементы сравнения Осуществление контроля Традиционный урок Осуществление коррекции Урок в режиме деятельности Учитель осуществляет контроль за выполнением практической работы Оценивание Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащихся осуществляет коррекцию Учащиеся осуществляют контроль( применение формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону) Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Итог урока Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценочной деятельности по ее результату(самооценивание, результат деятельности товарищей) Учитель выясняет у учащихся что они запомнили Домашнее задание Проводится рефлексия Учитель объявляет и комментирует (чаще задание – одно для всех) Учащиеся могут выбрать задания предложенные учителем с учетом индивидуальных возможностей

Элементы сравнения

Осуществление контроля

Традиционный урок

Осуществление коррекции

Урок в режиме деятельности

Учитель осуществляет контроль за выполнением практической работы

Оценивание

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащихся осуществляет коррекцию

Учащиеся осуществляют контроль( применение формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону)

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Итог урока

Учитель оценивает работу на уроке

Учащиеся участвуют в оценочной деятельности по ее результату(самооценивание, результат деятельности товарищей)

Учитель выясняет у учащихся что они запомнили

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще задание – одно для всех)

Учащиеся могут выбрать задания предложенные учителем с учетом индивидуальных возможностей

Структура урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода: 1.Мотивирование к учебной деятельности 2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3.Выявление места и причины затруднения 4.Построение проекта выхода из затруднения 5.Реализация построенного проекта 6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8.Включение в систему знаний и повторение 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Структура урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода:

1.Мотивирование к учебной деятельности

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

3.Выявление места и причины затруднения

4.Построение проекта выхода из затруднения

5.Реализация построенного проекта

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8.Включение в систему знаний и повторение

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Этапы урока Организующая роль учителя 1 Мотивация к учебной деятельности 2 Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу») Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 3 Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: Выявление места и причины затруднения актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) фиксация места и шага, где возникло затруднение;  2) выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Этапы урока Организующая роль учителя

1

Мотивация к учебной деятельности

2

Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»)

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

3

Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия:

Выявление места и причины затруднения

  • актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
  • тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

Организует выявление учащимися места и причины затруднения:

1) фиксация места и шага, где возникло затруднение;

2) выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

 Этапы урока Организующая роль учителя 4 Построение проекта выхода из затруднения 5 Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. Реализация построенного проекта 6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах, в группах)

Этапы урока Организующая роль учителя

4

Построение проекта выхода из затруднения

5

Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.

Реализация построенного проекта

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.

Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах, в группах)

 Этапы урока Организующая роль учителя 7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8 Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создаёт , по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. Включение в систему знаний и повторение 9 Рефлексия учебной деятельности Организует выявление границ применения нового знания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания

Этапы урока Организующая роль учителя

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8

Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создаёт , по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.

Включение в систему знаний и повторение

9

Рефлексия учебной деятельности

Организует выявление границ применения нового знания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания

Критерии результативности урока 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе

Критерии результативности урока

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе

Критерии результативности урока 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы 5. Учитель эффективно (согласно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилам и творчески 6. На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся)

Критерии результативности урока

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы

5. Учитель эффективно (согласно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилам и творчески

6. На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся)

Критерии результативности урока 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы. 8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Критерии результативности урока

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы.

8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Критерии результативности урока 10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное взаимодействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Критерии результативности урока

10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное взаимодействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Технологическая карта урока Этапы урока Деятельность учителя 1.Мотивация к учебной деятельности Деятельность ученика 2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии УУД 3.Выявление места и причины затруднения 4.Построение проекта выхода из затруднения 5.Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8.Включение в систему знаний и повторение 9.Рефлексия учебной деятельности

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

1.Мотивация к учебной деятельности

Деятельность ученика

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

УУД

3.Выявление места и причины затруднения

4.Построение проекта выхода из затруднения

5.Реализация построенного проекта

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8.Включение в систему знаний и повторение

9.Рефлексия учебной деятельности


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!