Номинация: «Учитель старшей школы».
Хомякова Лилия Григорьевна,
учитель биологии 1 категории
МАОУ «СОШ №108».
Системный подход в подготовке учащихся к ЕГЭ по биологии.
Концепция модернизации российского образования ставит главную задачу на период 2019-2021 учебного года - обеспечить новое качество образования, сохранив его фундаментальность и соответствие актуальным потребностям личности, общества и государства. Единый государственный экзамен выступает как способ достижения единых требований в области образования, создания объективной стандартизированной оценки достижений выпускников.
В 2019-2021 учебном году я, как учитель биологи, в соответствии с приоритетными направлениями работы управления образованием МО «Индустриального района» г. Перми и МАОУ «СОШ № 108» г. Перми, поставила перед собой следующие задачи:
Определить уровень знаний выпускников по биологии, который включает в себя ключевые понятия по учебному предмету за 6 -11 классы.
Создать систему качественной подготовки к итоговой аттестации учащихся 11 класса по биологии и получить позитивную динамику результатов готовности к государственной (итоговой) аттестации по моему предмету.
Совместить школьный выпускной и вступительный экзамен в вуз по биологии, делая выпускников школы конкурентноспособными.
Повысить мотивацию учащихся при подготовке к ЕГЭ по биологии.
Мои учащиеся сдают единый государственный экзамен по биологии в МАОУ «СОШ №108» С 2019 года. Считаю, что учителю необходимо хорошо представлять спецификацию экзаменационной работы, которая вложена в содержание КИМов. Поэтому, в первую очередь, скрупулёзно изучаю кодификатор элементов проверки основного учебного содержания. Система знаний и умений, контролируемых в ЕГЭ, соответствует обязательному минимуму содержания основного общего и среднего общего (полного) образования по биологии, требованиям, предъявляемым к уровню подготовки выпускников, программе, возрастным особенностям старшеклассников, современным достижениям биологической науки.
В связи с этим мной была разработана система подготовки выпускников к ЕГЭ по биологии. Начинается эта работа с 6 класса. А так как учебный кабинет биологии – химии оборудован АРМ учителя, основной упор делаю на выполнение лабораторного практикума, на основе теоретических знаний учащихся. Для этого дополнительно использую кодоскоп и имеющуюся систему фолий, дидактический, раздаточный материал, который есть в учебном кабинете в полном объёме по всем темам и классам курса биологии. Основным содержанием подготовки учащихся на уроках и во внеурочное время является изучение терминов и основных биологических понятий. Это позволяет сформировать прочную теоретическую базу знаний, что очень важно для выполнения заданий первой части ЕГЭ. Для освоения терминов использую различные формы работы: словарная работа, терминологические диктанты, составление и решение кроссвордов. Разбор на каждом уроке биологических терминов провожу в форме загадок, проблемных ситуаций, немых схем или рисунков. Для закрепления отдельных тем использую различные варианты тестовых заданий.
В конце 7 класса учащиеся уже определяются в выборе предметов на промежуточную аттестацию. Эти же учащиеся, сдавая биологию на промежуточной аттестации, готовятся к ЕГЭ на государственной аттестации.
Одна из форм работы, используемой на уроках, является индивидуальная и дифференцированная работа. Учащимся предлагаю индивидуальные карточки—задания с разным уровнем сложности, используя аналоги материалов ЕГЭ. Эффективным средством является и тематический контроль, выполнение практикума по решению биологических задач в 8-11 классах, лабораторный практикум в 9—11 классах. Для повышения мотивации обучающихся задействую все средства ТСО (телевизор, видеопроектор, кодоскоп с готовыми фолиями, АРМ учителя).
Подготовка учащихся к промежуточной и государственной аттестации во внеурочное время проходит по следующим направлениям:
Начальная подготовка - индивидуальная и групповая работа с учащимися 7-8 классов на факультативных занятиях и занятиях кружка. Определение учащимися уровня своих знаний, умений и навыков по предмету.
Проведение факультативных занятий для учащихся 7—11 классов: по темам «Решение биологических задач повышенной сложности» в 8 классах, «Решение биологических задач» в 10-11классах. Основной итог занятий для учащихся в 10-11 классах - научиться моделировать биологические задачи, для учащихся 7-8 классов - с помощью компьютера научиться создавать тематические проекты в виде схем, таблиц, используя метод Шаталова, и уметь их объяснять, доказывать, защищать.
Диагностика и анализ уровня биологической подготовки выпускников. Разработала систему мониторинга уровня такой готовности обучающихся, которая сопровождает учащихся с 6 класса.
Составляются индивидуальные образовательные маршруты по биологии для каждого выпускника, куда включаем, конечно, обязательное участие их в конкурсах разного уровня, олимпиадах, чемпионатах и т. д.
Провожу групповые и индивидуальные консультации в форме лекций, презентаций, практических работ. Для этого всегда использую дополнительную литературу, АРМ. Для индивидуальной работы использую учебно-методические пособия, пособия для поступающих в вузы, контрольно-измерительные материалы В МАОУ «СОШ №108» с 2019 года.
Такая система работы, выстроенная мною много лет и даёт следующие результаты:
2019-2020 Пушкарева Алин 7 класс – 1 место, Голдырев Максим 10 класс– призовое место.
Краевая олимпиада по биологии – Голдырев Максим 10 класс- 14 место;
2020-2021 Пушкарева Алина 8 класс – призовое место
Учебный год | Средний балл по школе, сдающих ЕГЭ | Средний балл по краю сдававших ЕГЭ | Средний балл по городу Перми, сдававших ЕГЭ | % учащихся, получившие на ЕГЭ, «4-5» | Рейтинг по предметам в районе |
2017-2018 | 46,2 | | | | |
2018-2019 | 52 (+5,8) | 52,2 | 54,9 | 50 | |
2019-2020 | 57,4(+4,6) | 53 | 54 | 60 | В районе – 7 место по биологии |
2020 - 2021 | 59 (+ 1,6) | 54 | 55,3 | 66 | В районе- 6 место по биологии |
При подготовке выпускников к ЕГЭ на каждого составляю индивидуальные образовательные маршруты (см. Приложение №1).
Опытом своей работы делюсь с коллегами, выступая на ШМО учителей естесвенно-научного цикла в МАОУ «СОШ №108», даю открытые уроки в школе.
В индивидуальные образовательные маршруты учащимся школы заводим обязательное их участие в различных конкурсах по биологии, это:
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников
Районный этап Всероссийской олимпиады школьников
Краевой этап Всероссийской олимпиады школьников
Международная дистанционная олимпиада среди учащихся Инфоурок
Научные Практические конференции в очном и дистанционном формате
Индивидуальные творческие проекты среди учащихся 10 классов
Каждый год вместе с участниками кружка, которым я руковожу, готовим и проводим неделю биологии, где учащиеся 5-11 классов увлекательно проводят разработанные совместно внеклассные мероприятия, подбираем видеоматериалы, готовим презентации. Обучающиеся профильной школы создают презентации на дополнительный материал к урокам биологии.
Меня это очень радует, так как интерес к моему предмету повышается из года в год. У детей формируется положительная мотивация к изучению биологии, они считают, что биологические знания пригодятся им в будущем. Из года в год мои ученики выбирают экзамен по биологии в форме ОГЭ и ЕГЭ. Успешно его сдают, поступая в колледжи и вузы Перми.