СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системный подход в подготовке к ЕГЭ по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель: воспитатьуспешного ученика, для планомерной сдачи экзамена по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Системный подход в подготовке к ЕГЭ по биологии»

Номинация: «Учитель старшей школы».


Хомякова Лилия Григорьевна,

учитель биологии 1 категории

МАОУ «СОШ №108».


Системный подход в подготовке учащихся к ЕГЭ по биологии.


Концепция модернизации российского образования ставит главную задачу на период 2019-2021 учебного года - обеспечить новое качество образования, сохранив его фундаментальность и соответствие актуальным потребностям личности, общества и государства. Единый государственный экзамен выступает как способ достижения единых требований в области образования, создания объективной стандартизированной оценки достижений выпускников.

В 2019-2021 учебном году я, как учитель биологи, в соответствии с приоритетными направлениями работы управления образованием МО «Индустриального района» г. Перми и МАОУ «СОШ № 108» г. Перми, поставила перед собой следующие задачи:

  • Определить уровень знаний выпускников по биологии, который включает в себя ключевые понятия по учебному предмету за 6 -11 классы.

  • Создать систему качественной подготовки к итоговой аттестации учащихся 11 класса по биологии и получить позитивную динамику результатов готовности к государственной (итоговой) аттестации по моему предмету.

  • Совместить школьный выпускной и вступительный экзамен в вуз по биологии, делая выпускников школы конкурентноспособными.

  • Повысить мотивацию учащихся при подготовке к ЕГЭ по биологии.

Мои учащиеся сдают единый государственный экзамен по биологии в МАОУ «СОШ №108» С 2019 года. Считаю, что учителю необходимо хорошо представлять спецификацию экзаменационной работы, которая вложена в содержание КИМов. Поэтому, в первую очередь, скрупулёзно изучаю кодификатор элементов проверки основного учебного содержания. Система знаний и умений, контролируемых в ЕГЭ, соответствует обязательному минимуму содержания основного общего и среднего общего (полного) образования по биологии, требованиям, предъявляемым к уровню подготовки выпускников, программе, возрастным особенностям старшеклассников, современным достижениям биологической науки.

В связи с этим мной была разработана система подготовки выпускников к ЕГЭ по биологии. Начинается эта работа с 6 класса. А так как учебный кабинет биологии – химии оборудован АРМ учителя, основной упор делаю на выполнение лабораторного практикума, на основе теоретических знаний учащихся. Для этого дополнительно использую кодоскоп и имеющуюся систему фолий, дидактический, раздаточный материал, который есть в учебном кабинете в полном объёме по всем темам и классам курса биологии. Основным содержанием подготовки учащихся на уроках и во внеурочное время является изучение терминов и основных биологических понятий. Это позволяет сформировать прочную теоретическую базу знаний, что очень важно для выполнения заданий первой части ЕГЭ. Для освоения терминов использую различные формы работы: словарная работа, терминологические диктанты, составление и решение кроссвордов. Разбор на каждом уроке биологических терминов провожу в форме загадок, проблемных ситуаций, немых схем или рисунков. Для закрепления отдельных тем использую различные варианты тестовых заданий.

В конце 7 класса учащиеся уже определяются в выборе предметов на промежуточную аттестацию. Эти же учащиеся, сдавая биологию на промежуточной аттестации, готовятся к ЕГЭ на государственной аттестации.

Одна из форм работы, используемой на уроках, является индивидуальная и дифференцированная работа. Учащимся предлагаю индивидуальные карточки—задания с разным уровнем сложности, используя аналоги материалов ЕГЭ. Эффективным средством является и тематический контроль, выполнение практикума по решению биологических задач в 8-11 классах, лабораторный практикум в 9—11 классах. Для повышения мотивации обучающихся задействую все средства ТСО (телевизор, видеопроектор, кодоскоп с готовыми фолиями, АРМ учителя).

Подготовка учащихся к промежуточной и государственной аттестации во внеурочное время проходит по следующим направлениям:

  • Начальная подготовка - индивидуальная и групповая работа с учащимися 7-8 классов на факультативных занятиях и занятиях кружка. Определение учащимися уровня своих знаний, умений и навыков по предмету.

  • Проведение факультативных занятий для учащихся 7—11 классов: по темам «Решение биологических задач повышенной сложности» в 8 классах, «Решение биологических задач» в 10-11классах. Основной итог занятий для учащихся в 10-11 классах - научиться моделировать биологические задачи, для учащихся 7-8 классов - с помощью компьютера научиться создавать тематические проекты в виде схем, таблиц, используя метод Шаталова, и уметь их объяснять, доказывать, защищать.

  • Диагностика и анализ уровня биологической подготовки выпускников. Разработала систему мониторинга уровня такой готовности обучающихся, которая сопровождает учащихся с 6 класса.

  • Составляются индивидуальные образовательные маршруты по биологии для каждого выпускника, куда включаем, конечно, обязательное участие их в конкурсах разного уровня, олимпиадах, чемпионатах и т. д.

  • Провожу групповые и индивидуальные консультации в форме лекций, презентаций, практических работ. Для этого всегда использую дополнительную литературу, АРМ. Для индивидуальной работы использую учебно-методические пособия, пособия для поступающих в вузы, контрольно-измерительные материалы В МАОУ «СОШ №108» с 2019 года.

Такая система работы, выстроенная мною много лет и даёт следующие результаты:

  • уровень знаний учащихся на районныхи краевых олимпиадах стал намного выше:

2019-2020 Пушкарева Алин 7 класс – 1 место, Голдырев Максим 10 класс– призовое место.

Краевая олимпиада по биологии – Голдырев Максим 10 класс- 14 место;

2020-2021 Пушкарева Алина 8 класс – призовое место

  • Сравнительная таблица результатов ЕГЭ по биологии в11 классе:


Учебный год

Средний балл по школе, сдающих ЕГЭ

Средний балл по краю сдававших ЕГЭ

Средний балл по городу Перми, сдававших ЕГЭ

% учащихся, получившие на ЕГЭ, «4-5»

Рейтинг по предметам в районе

2017-2018

46,2





2018-2019

52 (+5,8)

52,2

54,9

50


2019-2020

57,4(+4,6)

53

54

60

В районе – 7 место по биологии

2020 - 2021

59 (+ 1,6)

54

55,3

66

В районе- 6 место по биологии


При подготовке выпускников к ЕГЭ на каждого составляю индивидуальные образовательные маршруты (см. Приложение №1).

Опытом своей работы делюсь с коллегами, выступая на ШМО учителей естесвенно-научного цикла в МАОУ «СОШ №108», даю открытые уроки в школе.

В индивидуальные образовательные маршруты учащимся школы заводим обязательное их участие в различных конкурсах по биологии, это:

  • Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

  • Районный этап Всероссийской олимпиады школьников

  • Краевой этап Всероссийской олимпиады школьников

  • Международная дистанционная олимпиада среди учащихся Инфоурок

  • Научные Практические конференции в очном и дистанционном формате

  • Индивидуальные творческие проекты среди учащихся 10 классов


Каждый год вместе с участниками кружка, которым я руковожу, готовим и проводим неделю биологии, где учащиеся 5-11 классов увлекательно проводят разработанные совместно внеклассные мероприятия, подбираем видеоматериалы, готовим презентации. Обучающиеся профильной школы создают презентации на дополнительный материал к урокам биологии.

Меня это очень радует, так как интерес к моему предмету повышается из года в год. У детей формируется положительная мотивация к изучению биологии, они считают, что биологические знания пригодятся им в будущем. Из года в год мои ученики выбирают экзамен по биологии в форме ОГЭ и ЕГЭ. Успешно его сдают, поступая в колледжи и вузы Перми.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!