СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход в обучении математике младших школьников. Урок математики в начальных классах в контексте требований ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение нового ФГОС определяет новые требования к современному уроку. Особенность ФГОС – деятельностный характер обучения.

Главной задачей ФГОС ставят развитие деятельной и активной личности, вооруженной не только эмпирическими знаниями, но и умениями применить их на практике. Поставленная задача требует перехода к системно-деятельностному подходу.

Под целью в образовании понимают идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход в обучении математике младших школьников. Урок математики в начальных классах в контексте требований ФГОС»

Системно-деятельностный подход в обучении математике младших школьников. Урок математики в начальных классах в контексте требований ФГОС. Цель урока.

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я вспомню,

Вовлеки меня в процесс, и я пойму,

Отойди, и я буду действовать.

(Древняя китайская пословица).

Как известно, мудрый человек учится и развивается всю жизнь. Непрерывные социально-экономические, научно-технические, экологические и социально-культурные изменения, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой радикальные изменения в образовании.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем же теперь заключается роль школы? На этот и ряд других вопросов призван ответить новый закон об образовании.

ФГОС ООО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт выдвигает три группы требований:

1.требования к результатам освоения основной образовательной программы;

2. требования к структуре основной образовательной программы;

3.требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС, где соотношение теоретической и практической долей содержания новых стандартов будет в пользу практической составляющей, без ущерба для фундаментального знания.

Учителя сегодня волнуют вопросы:

- Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?

- Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?

- Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?

- Какие методы и средства обучения выбрать?

- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.

Одним словом встает вопрос как обучать?

Сущности системно-деятельностного подхода в обучении.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Очевидно, что существующая дидактическая система, не исчерпав своей значимости, вместе с тем не позволяет эффективно осуществлять развивающую функцию образования. В связи с этим сформировались новые дидактические принципы, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего. Основные из них:

1. Принцип деятельности

2. Принцип целостного представления о мире

3. Принцип непрерывности

4. Принцип минимакса

6. Принцип вариативности.

7. Принцип творчества

С позиций современной дидактики, урок рассматривается как основная организационная форма обучения, которая отражает все свойства функции процесса обучения и является ключевым в организации обучения. В педагогической, методической литературе можно найти различные определения данной формы обучения, поскольку в последнее время исследователи рассматривают различные аспекты эффективности современного урока.

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок – сложный и ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки

В уроке представлены все компоненты учебно- воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические компоненты.

Введение нового ФГОС определяет новые требования к современному уроку. Особенность ФГОС – деятельностный характер обучения.

Главной задачей ФГОС ставят развитие деятельной и активной личности, вооруженной не только эмпирическими знаниями, но и умениями применить их на практике. Поставленная задача требует перехода к системно-деятельностному подходу.

Под целью в образовании понимают идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности.

Цель урока – прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока. Сформулированная цель должна быть а) четкой; б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой

Умение правильно формулировать цели уроков приходит к начинающему учителю не сразу. Иногда образовательная цель повторяет (или почти повторяет) название темы урока. Например, цель урока на тему «Приемы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20», чаще всего формулируется так: «познакомить обучающихся со случаями вычитания вида 36-2, 36-20» (2 класс). Аналогично формулируются цели и в других случаях: «Познакомить со свойствами противоположных сторон прямоугольника» при изучении темы «Свойство противоположных сторон прямоугольника» (2 класс), «познакомить с единицей площади – квадратным метром» и т.д. Во всех этих формулировках имеется общий недостаток: в них не уточняется, на каком уровне должен быть изучен данный элемент учебного материала. Необходимо указывать, когда ставится цель только ознакомить учащихся с тем или иным элементом учебного материала, когда - добиться хорошего воспроизведения учебного материала учащимся, а когда - заложить первоначальные умения и навыки и т. д.

В общем виде можно предложить следующую номенклатуру формулировок целей обучения, пользуясь которой учитель конкретизирует цели урока:

  • сформулировать новое понятие на уровне (указывается уровень усвоения);

  • обеспечить усвоение учащимися закона (признаков, свойств и т.д.);

  • обучить новому способу действия (указывается способ действия);

  • устранить пробелы в знаниях (перечисляются, какие конкретно);

  • обобщить и систематизировать знания (называется раздел, тема);

  • сформировать у учащихся представление о…;

  • обучить учащихся переносу знаний в новые условия;

  • оценить наличие у учащихся умений решать задачи определенного типа (уровня) и т.

В соответствии с целью урока отбирается содержание обучения, и прежде всего содержание урока. Поставить цель урока, рационально отобрать учебный материал учителю помогают учебные программы, учебники, методические пособия, дидактические материалы и т. д. Специфика учебного предмета «математика» такова, что изложение математического материала на уроке строится с сохранением логики раскрытия этой темы в школьном учебнике.

Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся – технологическая карта урока. Однако единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции карты ни у теоретиков, ни в педагогическом сообществе нет.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся

Технологическая карта позволит учителю:

реализовать планируемые результаты ФГОС;

определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы,

системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата.

Типы уроков:

  1. Урок усвоения новых знаний.

1) Организационный этап.

2)Постановка цели и задач урока.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Подведение итогов урока

8) Рефлексия

9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.



  1. Урок закрепление знаний, отработки навыков.

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний. 3)Актуализация знаний.

4) Постановка цели и задач урока.

5) Первичное закрепление

§ в знакомой ситуации (типовые)

§ в изменённой ситуации (конструктивные)

6) Закрепление раннее изученного материала.

7) Подведение итогов урока

8) Рефлексия

9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению



  1. Урок обобщения и систематизации знаний.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Подведение итогов урока

8) Рефлексия

9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению



  1. Урок развивающего контроля.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности умений.

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)



  1. Урок коррекции знаний, умений и навыков

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков.


Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Подведение итогов урока

5) Рефлексия

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  1. Урок комбинированный

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Подведение итогов урока

9) Рефлексия

10) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению



Подготовка учителя к уроку предполагает:

  1. Определение темы урока, места урока в системе уроков, отбор содержания.

Тема урока ставится в соответствии с рабочей программой, составленной учителем. Тема урока формируется полно и точно.

При отборе содержания нужно учитывать уровень развития и обученности детей. Необходимо учитывать, что в разноуровневом классе и содержание урока должно быть разноуровневым, рассчитанным на группы детей с разным уровнем обучаемости.

  1. Определение целей и задач урока

Для построения урока, соответствующего системно-деятельностному подходу к образованию детей, учитель должен ставить не три различных задачи (обучающую, развивающую и воспитывающую), а одну, обеспечивающую решение триединой задачи всем строем работы на уроке.

Обучающие задачи ориентируют на достижение предметных результатов, развивающие задачи — метапредметных результатов (формирование Универсальных Учебных Действий).

Задачи урока должны быть предельно конкретны, соотноситься с этапами урока.

  1. Выбор методов и форм обучения, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

  2. Выбор и подготовка средств обучения, оборудование урока.

  3. Определение типа и структуры урока

При определении типа и структуры урока нужно учитывать, что в настоящее время отсутствуют единые подходы к типологии уроков. Классические структурные схемы уроков преобразуются с учётом новых требований, связанных с реализацией системно - деятельностного подхода.

  1. Составление плана урока, продумывая оптимальный темп урока, то есть рассчитывая время на каждый его этап.

  2. Продумать форму подведения итогов урока.

  3. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

  4. Составление плана урока (технологической карты)

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.


Пример шаблона технологической карты:


Предмет: 


Тип урока: 


Основные понятия:

Тема урока: 


Цель урока:

Планируемые результаты

предметные:


метапредметные:

-познавательные;

-регулятивные;

-коммуникативные.

личностные:


Методы обучения:


Средства обучения: 




Ход урока:

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 


 

 

 

 









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!