СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации содержится информация о сути системно-деятельностного подхода в современном образовании и о способах использования этого подхода с целью достижения высоких результатов при обучении учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход в образовательном процессе»

     Системно - деятельностный подход в образовательном процессе.    Учитель иностранного языка  МКОУ «Сончинская ООШ» Барабашова О. В.  2020 год.

Системно - деятельностный подход в образовательном процессе.

Учитель

иностранного языка

МКОУ

«Сончинская ООШ»

Барабашова О. В.

2020 год.

«Сведения науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» Дистервег Фридрих- Адольф - Вильгельм  (1790-1866) немецкий педагог-демократ

«Сведения науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»

Дистервег Фридрих- Адольф - Вильгельм

(1790-1866) немецкий педагог-демократ

Сама ЖИЗНЬ требует новой работы  с содержанием образования?  Количество информации в мире каждые  10 лет удваивается   Требуется умение отбирать главное в море информации Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания

Сама ЖИЗНЬ требует новой работы с содержанием образования?

Количество информации в мире каждые

10 лет удваивается

Требуется умение отбирать главное в море информации

Функции мобильного телефона

Набор товаров в магазине

Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.

Инструкция к новой технике

ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:

все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания

Задача школы – не дать объём знаний, а научить учиться.    СДП позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и УУД , которыми должны владеть учащиеся.  Основа образовательного и воспитательного процесса – развитие личности через формирование УУД .

Задача школы –

не дать объём знаний, а научить учиться.

СДП позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и УУД , которыми должны владеть учащиеся.

Основа образовательного и воспитательного процесса – развитие личности через формирование УУД .

 В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который и предполагает:    СДП позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и УУД , которыми должны владеть учащиеся.  ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;  Основа образовательного и воспитательного процесса – развитие личности через формирование УУД .

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который и предполагает:

СДП позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и УУД , которыми должны владеть учащиеся.

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

Основа образовательного и воспитательного процесса – развитие личности через формирование УУД .

Системно - деятельностный  подход позволяет на каждой  ступени общего образования: Определить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;  Обосновать способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, содержание обучения в их взаимосвязи;  Выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся

Системно - деятельностный

подход позволяет на каждой

ступени общего образования:

Определить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;

Обосновать способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, содержание обучения в их взаимосвязи;

Выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся

   Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности  ребенка как субъекта жизнедеятельности .  Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:  - ставить цели,  - решать задачи,  - отвечать за результат. Структурная «единица» учебной деятельности:  её полный замкнутый цикл:  дети самостоятельно или с помощью учителя – обнаруживают или исследуют  предмет деятельности, преобразуют его, частично –запоминают.

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности

ребенка как субъекта жизнедеятельности .

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

- ставить цели,

- решать задачи,

- отвечать за результат.

Структурная «единица» учебной деятельности:

её полный замкнутый цикл:

дети самостоятельно или с помощью

учителя – обнаруживают или исследуют

предмет деятельности, преобразуют его,

частично –запоминают.

 Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе учебно – познавательной деятельности называется деятельностным методом, а деятельность – это всегда целенаправленная система , нацеленная на результат.

Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе учебно – познавательной деятельности называется деятельностным методом, а деятельность – это всегда целенаправленная система , нацеленная на результат.

Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:   - учитель создает проблемную ситуацию; - ученик принимает проблемную ситуацию; - вместе выявляют проблему; - учитель управляет поисковой деятельностью; - ученик осуществляет самостоятельный поиск; - обсуждение результатов.

Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:

- учитель создает проблемную ситуацию;

- ученик принимает проблемную ситуацию;

- вместе выявляют проблему;

- учитель управляет поисковой деятельностью;

- ученик осуществляет самостоятельный поиск;

- обсуждение результатов.

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?   Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.  Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников  2. Учитель объявляет новую тему  3. Учитель объясняет новую тему  4. Учитель организует закрепление знаний учениками

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?

Решение проблем в жизни

1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»

2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.

3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)

4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Структура традиционного урока

1. Учитель проверяет д/з учеников

2. Учитель объявляет новую тему

3. Учитель объясняет новую тему

4. Учитель организует закрепление знаний учениками

 Система дидактических принципов: - принцип деятельности; - принцип непрерывности; - принцип целостности;  принцип минимакса; принцип психологической комфортности;  принцип вариативности;  принцип творчества.

Система

дидактических принципов:

- принцип деятельности;

- принцип непрерывности;

- принцип целостности;

  • принцип минимакса;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип вариативности;
  • принцип творчества.
Вопросы при создании  проекта урока: Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; Какие методы и средства обучения выбрать; Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников; Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Вопросы при создании

проекта урока:

Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

Какие методы и средства обучения выбрать;

Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;

Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Главная задача учителя: Организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Главная задача учителя:

Организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Ученик - Учитель Позиция учителя  к классу не с ответом, а с вопросом .  Позиция ученика  за познание мира в специально организованных условиях .

Ученик - Учитель

Позиция учителя

к классу не с ответом, а с вопросом .

Позиция ученика

за познание мира в специально организованных условиях .

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – у меня получится! Я умею!

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – у меня получится! Я умею!

Новая парадигма образования, образования 21 века - вооружение школьников умениями самостоятельно учиться.

Новая парадигма образования,

образования

21 века -

вооружение школьников умениями самостоятельно учиться.

Компоненты овладения  знаниями при СДП: - Восприятие информации - Анализ полученной информации - Запоминание (создание образа) - Самооценка .

Компоненты овладения

знаниями при СДП:

- Восприятие информации

- Анализ полученной информации

- Запоминание (создание образа)

- Самооценка .

Реализация системно - деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих педагогических задач:  * определение и формирование основных результатов обучения и воспитания в терминах сформированности личностных качеств и УУД;  * определение функций, содержания и структуры УУД;  * определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды УУД и в какой форме;  * разработка системы типовых задач для диагностики сформированности УУД на каждой из ступеней образовательного процесса и др.

Реализация системно - деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих педагогических задач:

* определение и формирование основных результатов обучения и воспитания в терминах сформированности личностных качеств и УУД;

* определение функций, содержания и структуры УУД;

* определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды УУД и в какой форме;

* разработка системы типовых задач для диагностики сформированности УУД на каждой из ступеней образовательного процесса и др.

“ Я слышу – я забываю,  я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.  Китайская мудрость.

“ Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю”.

Китайская мудрость.

Эффективность учебно-воспитательной деятельности преподавателя Словесные 10%-20% Наглядные Эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся (слышит) 50% Практические  (видит) 90% (делает сам)

Эффективность учебно-воспитательной деятельности преподавателя

Словесные

10%-20%

Наглядные

Эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся

(слышит)

50%

Практические

(видит)

90%

(делает сам)

Какие Универсальные Учебные Действия прежде всего развивает проблемный диалог? Организационные – умение решать проблемы Коммуникативные – вести диалог Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

Какие Универсальные Учебные Действия прежде всего развивает проблемный диалог?

  • Организационные – умение решать проблемы
  • Коммуникативные – вести диалог
  • Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
  • Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! Подарите ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; Ведите ученика от собственного опыта к общественному; Будьте не «НАД» , а «РЯДОМ» ; Радуйтесь вопросу, но отвечать не спешите; Учите анализировать каждый этап работы; Критикуя, стимулируйте ученика.

Вы - блестящий учитель,

у вас прекрасные ученики!

  • Подарите ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • Ведите ученика от собственного опыта к общественному;
  • Будьте не «НАД» , а «РЯДОМ» ;
  • Радуйтесь вопросу, но отвечать не спешите;
  • Учите анализировать каждый этап работы;
  • Критикуя, стимулируйте ученика.
Благодарю  за внимание!

Благодарю

за

внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!