Системно - деятельностный подход в образовательном процессе.
Учитель
иностранного языка
МКОУ
«Сончинская ООШ»
Барабашова О. В.
2020 год.
«Сведения науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»
Дистервег Фридрих- Адольф - Вильгельм
(1790-1866) немецкий педагог-демократ
Сама ЖИЗНЬ требует новой работы с содержанием образования?
Количество информации в мире каждые
10 лет удваивается
Требуется умение отбирать главное в море информации
Функции мобильного телефона
Набор товаров в магазине
Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.
Инструкция к новой технике
ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания
Задача школы –
не дать объём знаний, а научить учиться.
СДП позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и УУД , которыми должны владеть учащиеся.
Основа образовательного и воспитательного процесса – развитие личности через формирование УУД .
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который и предполагает:
СДП позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и УУД , которыми должны владеть учащиеся.
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
Основа образовательного и воспитательного процесса – развитие личности через формирование УУД .
Системно - деятельностный
подход позволяет на каждой
ступени общего образования:
Определить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;
Обосновать способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, содержание обучения в их взаимосвязи;
Выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности
ребенка как субъекта жизнедеятельности .
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели,
- решать задачи,
- отвечать за результат.
Структурная «единица» учебной деятельности:
её полный замкнутый цикл:
дети самостоятельно или с помощью
учителя – обнаруживают или исследуют
предмет деятельности, преобразуют его,
частично –запоминают.
Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе учебно – познавательной деятельности называется деятельностным методом, а деятельность – это всегда целенаправленная система , нацеленная на результат.
Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:
- учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?
Решение проблем в жизни
1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Структура традиционного урока
1. Учитель проверяет д/з учеников
2. Учитель объявляет новую тему
3. Учитель объясняет новую тему
4. Учитель организует закрепление знаний учениками
Система
дидактических принципов:
- принцип деятельности;
- принцип непрерывности;
- принцип целостности;
- принцип минимакса;
- принцип психологической комфортности;
- принцип вариативности;
- принцип творчества.
Вопросы при создании
проекта урока:
Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
Какие методы и средства обучения выбрать;
Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Главная задача учителя:
Организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Ученик - Учитель
Позиция учителя
к классу не с ответом, а с вопросом .
Позиция ученика
за познание мира в специально организованных условиях .
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – у меня получится! Я умею!
Новая парадигма образования,
образования
21 века -
вооружение школьников умениями самостоятельно учиться.
Компоненты овладения
знаниями при СДП:
- Восприятие информации
- Анализ полученной информации
- Запоминание (создание образа)
- Самооценка .
Реализация системно - деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих педагогических задач:
* определение и формирование основных результатов обучения и воспитания в терминах сформированности личностных качеств и УУД;
* определение функций, содержания и структуры УУД;
* определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды УУД и в какой форме;
* разработка системы типовых задач для диагностики сформированности УУД на каждой из ступеней образовательного процесса и др.
“ Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость.
Эффективность учебно-воспитательной деятельности преподавателя
Словесные
10%-20%
Наглядные
Эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся
(слышит)
50%
Практические
(видит)
90%
(делает сам)
Какие Универсальные Учебные Действия прежде всего развивает проблемный диалог?
- Организационные – умение решать проблемы
- Коммуникативные – вести диалог
- Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
- Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Вы - блестящий учитель,
у вас прекрасные ученики!
- Подарите ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
- Ведите ученика от собственного опыта к общественному;
- Будьте не «НАД» , а «РЯДОМ» ;
- Радуйтесь вопросу, но отвечать не спешите;
- Учите анализировать каждый этап работы;
- Критикуя, стимулируйте ученика.
Благодарю
за
внимание!