Системно- деятельностный подход преподавания истории и обществознания в старшей школе.
Учитель истории и обществознания: Сватова ИИ
Основная задача, которую ставит современное общество перед российской системой образования, заключается в необходимости воспитания социально-активной и функционально-грамотной личности, способной к самостоятельному и ответственному формированию образовательной и жизненной траектории. Гражданин современной России должен уметь действовать в неопределенной ситуации, быть готовым к принятию ответственных и рационально обоснованных решений и, что особенно важно, уметь претворять их в жизнь. От системы образования требуется воспитание личности, способной нести ответственность за себя и свое ближайшее окружение, проявлять активную гражданскую позицию.
Для достижения такого результата в нашей школе « Мастерград» была разработана программа развития «Школа взросления», основной целью которой является повышение эффективности образовательной деятельности и качества образовательных услуг на основе создания условий индивидуализации образования.
Наша школа предоставляет учащимся широкий выбор образовательных траекторий, а практико–ориентированная направленность обучения обеспечивает формирование у учащихся социально значимых компетентностей (адаптацию в меняющемся мире, применение имеющихся знаний для решения проблем, работу с информацией, коммуникабельность, умение работать в команде с представителями различных социальных групп).
Вклад в реализацию данной программы вносят педагоги разных предметных областей. В том числе и я, учитель истории и обществознания.
Моя главная задача – организация условий, инициирующих действия учащихся в необходимом направлении, условий для самореализации ученика на уроках и во внеурочной деятельности.
На первое место в проектировании урочной деятельности выходит задача развития у учащихся способностей самостоятельно ставить учебные цели,
проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Всё это можно обобщить одним умением – умением учиться.
Условия самореализации учащихся на уроках истории и обществознания являются основой успешной социализации в обществе. Системно-деятельностный подход, который используется мною, позволяет формировать у учеников универсальные учебные действия, следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
На своих уроках применяю, в зависимости от целей и задач урока, следующие педагогические технологии:
Разноуровневое обучение, дающее возможность построить учебный процесс с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка
Исследовательские методы, которые позволяют учащимся самостоятельно изучить проблему, расширить кругозор, формирует мировоззрение.
Игровые технологии – развивают познавательную деятельность, формируют знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельной практической деятельности.
Технология проектной деятельности – развивают индивидуальные творческие способности учащихся.
Формы деятельности, которые я использую на уроках:
-заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий;
-составление биографических справок – характеристик исторических личностей;
-работа с исторической картой;
-анализ исторических источников (документов);
-задания на образную реконструкцию исторических фактов:
-изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
В своей педагогической работе использую разнообразные формы внеурочной деятельности: для поддержки гуманитарного профиля написаны и реализуются спецкурсы - « История: теория и практика», « Обществознание: теория и практика»; учебно-исследовательская работа; для профессионального самоопределения учащихся предлагаются профпробы - в городской прокуратуре, суде, полиции, архиве, музее и других учреждениях; социальные практики – всевозможные формы волонтерского движения.
Все эти виды деятельности позволяют учащимся ориентироваться в историко-географическом пространстве, формировать навыки поисковой и аналитической работы, а также определиться с выбором будущей профессии.
Применение системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания позволяет достичь прописанных в ФГОС образовательных результатов: личностных (система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, образовательному процессу в целом и его результатам); метапредметных (освоение способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); предметных (усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета).