СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход на уроках географии в аспекте требований ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе реализации ФГОС лежит системно – деятельностный подход, использование которого в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника.

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход на уроках географии в аспекте требований ФГОС»

26.01.2017

Тесизы выступления на заседании педагогического совета

Тема:

Системно-деятельностный подход на уроках географии в аспекте требований ФГОС

Мечтала в детстве горы покорять,

Разведать, где руда, где золото, где уголь.

И вот с указкой стоя у доски,

Я много лет уж путешествую по миру!

Что может быть прекраснее на свете,

Чем сердце, отданное детям.

Новый век требует эволюции профессиональных взглядов. События сменяют друг друга, как кадры кинохроники, огромные скорости, лавина информации, то, что было новым сегодня, завтра неизбежно устаревает, все быстро и стремительно меняется, меняется ученик, а значит должен поменяться урок и как неизбежность, способ подачи информации на уроке. Учить и учиться должны по новому. Нам надо учить так, чтобы ученик одиннадцать лет, копивший огромный багаж знаний, сделав несколько самостоятельных шагов в жизни, понял, что этот багаж не бесполезен, подобно бабушкиному сундуку, а ценен.

Актуальность

При разработке федеральных государственных стандартов приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В основе реализации ФГОС лежит системно – деятельностный подход, использование которого в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника.

В чём же сущность деятельностного подхода?

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных заданий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Итак, системно-деятельностный подход должен обеспечить реализацию новых образовательных стандартов, потому что позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен владеть ученик, чтобы ориентироваться в жизненном пространстве и учиться далее.

Выявленные проблемы

В связи с официальным введением новой версии Федеральных государственных образовательных стандартов системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей страны. Но у педагогов и руководителей образования появилось множество вопросов. Как выполнить нормативные требования стандартов и не потерять при этом интересы ученика? Какую пользу может оказать учителю и ученику системно-деятельностный подход? Что, собственно, он собой представляет? Как вести занятия с точки зрения системно-деятельностного подхода? И что даст этот подход ребенку? Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение? Какой учебный материал подобрать, и какой дидактической обработке его подвергнуть? Какие методы и средства обучения выбрать? Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников?

…. Географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формировании познавательной активности. Ставя перед собой задачу добиться появления у обучающихся познавательного интереса и активизации мышления, я понимаю, что существует два взаимосвязанных пути ее решения: через содержание учебного материала и через организацию учебной деятельности учащихся.

Строить работу по развитию мышления и познавательной активности мне помогает одно из основных положений педагогической науки и практики: интерес активно развивается, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения. Главным принципом этих уроков является удивление. Чем раньше удивишь, заинтригуешь, поманишь тайной, тем более устойчивым оказывается интерес к предмету. Ученики предпочитают выполнять такие задания, в которых они могут проявить себя, показать свои знания и умения. Поэтому я стараюсь разнообразить приемы, методы и средства обучения.

Предлагаемые мной задания доступные, интересные, жизненно значимыми по содержанию и вместе с тем интеллектуальные. Я не забываю, что у каждого ребенка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотиваций, когнитивной организации, опыта и желания работать. И очень важный фактор в реализации деятельностного подхода - использование новых технических средств обучения. Они дают колоссальные возможности для повышения качества обучения и развития учащихся. Широкие функциональные возможности электронных карт и электронных технологий позволяют мне активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие картографические умения. С подключением Интернета в каждый кабинет появилась возможность использовать на уроках космические технологии. Это новое направление в школьной географии, которая дает возможность совместить исследовательскую деятельность с применением современных космических технологий. Дешифрирование реальных космических снимков в динамике, в режиме реального времени мотивирует даже слабых учеников включиться в исследовательскую деятельность.

Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады, – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям. И во внеурочной деятельности ребенок может максимально раскрыть свои способности и талант, то есть проявить свою одаренность. А чтобы вызвать познавательный интерес, его надо стимулировать. Можно чаще применять технологию игровой деятельности. Я стимулирую ребят на деятельность «геоденежками», это «деньги», которые можно заработать только на уроках географии и обменять на отметку по географии. У ребенка появляется возможность «копить» свою активность на уроках.

Преимущества системно-деятельностного подхода в преподавании географии:

  • изменяется характер обучения от заучивания понятий к их познанию;

  • сокращается время, необходимое для изучения материала;

  • развивается мотивационно-ценностная сфера личности;

  • формируется осознанная познавательная мотивация;

  • реализуются развивающие цели урока.

Используются современные образовательные технологии: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.

Формируются ключевые компетентности учащихся:

  • готовность к разрешению проблем,

  • технологическая компетентность,

  • готовность к самообразованию,

  • готовность к использованию информационных ресурсов,

  • готовность к социальному взаимодействию,

  • коммуникативная компетентность.

Результаты


Таким образом, система моей работы, выстроенная в соответствии с идеей применения системно – деятельностного подхода, дала качественные положительные результаты в интеллектуальном и творческом развитии моих обучающихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!