Просмотр содержимого документа
«Систематизация материалов к сочинению. Сочинение-описание помещения 6 класс (Ладыженская)»
Систематизация материалов к сочинению. Сочинение – описание помещения
ЦЕЛИ
- показать способ систематизации материалов к сочинению в форме сложного плана
- познакомить с приёмами этой работы
- формировать умение самостоятельно группировать материал
- подготовить к написанию сочинения — описания помещения
Проверка домашнего задания (история слов – этимология)
Приведем пример несистематизированных материалов
Первый этаж нашей школы
Просторное светлое помещение. Паркетные полы. Буфет. Плакат «Добро пожаловать!» Хорошо освещённый вестибюль. Удобные скамейки. Кабинет врача. Разговор с врачом. Направо и налево от входа — раздевалка. Вход в физкультурный зал. Выставка кубков. Доска объявлений, фотомонтаж «Как мы учимся и отдыхаем». Чистые белые столики. Мастерская. Шум, стук, запах краски. Лестница на второй этаж. Первый этаж большого нового здания. Строгие, но приветливые лица дежурных. Здороваюсь с приятелем из 6В класса. Сразу чувствуешь, чем и как живёт школа. Всё как будто такое, как в любой другой школе, и вместе с тем особенное. Мне нравится моя школа.
- Можно ли, имея эти материалы, сразу писать сочинение на заданную тему?
Нет, их надо привести в определённый порядок.
- С чего начинается систематизация материалов и работа над планом?
Во-первых, отбрасывается всё то, что не имеет значения для раскрытия темы и основной мысли сочинения: вычёркивается «Разговор с врачом», «Здороваюсь с приятелем из 6В класса». Во-вторых, оставшийся материал группируется и располагается в такой последовательности, которая позволит раскрыть тему и основную мысль высказывания. В данных материалах одна часть характеризует само помещение, другая — то, что находится на этаже, третья имеет отношение к тому, что придаёт помещению особый, привлекательный для ученика вид.
Один из вариантов систематизации
- У входа на первый этаж. Строгие, но приветливые лица дежурных. Хорошо освещённый вестибюль. Направо и налево от входа раздевалка. Удобные скамейки.
- Прямо передо мной. Плакат «Добро пожаловать!» Выставка кубков.
- Слева от меня. Кабинет врача. Мастерская. Шум, стук, запах краски. Фотомонтаж «Как мы учимся и отдыхаем». Доска объявлений.
- Справа от меня. Буфет. Чистые белые столики. Вход в физкультурный зал. Лестница на второй этаж.
- Общее впечатление. Просторное светлое помещение. Паркетные полы. Мне нравится моя школа.
Анализ образцов описаний
Проанализируем описание каморки Герасима (упр. 164).
Возможный анализ текста: «В этом тексте описывается каморка (именно каморка, а не комната) Герасима. И. С. Тургенев показывает, что в ней живёт одарённый необычайной силой человек. В каморке у Герасима есть только кровать, сундук, стол, стул, но кровать у него „из дубовых досок“, „истинно богатырская кровать“, сундук „дюжий“, стол „прочный и приземистый“. Так описание обстановки помогает автору подчеркнуть особенности Герасима-человека».
Упр. 165 и 166
Таким образом, в художественном описании помещения (как и в других видах описаний) имеется часть, в которой передаётся общее впечатление от предмета (в этой части выражается основная мысль), и часть, в которой раскрываются признаки предмета.
Упр. 180 (план в помощь)
Тема: Моя комната.
Возможные подходы к раскрытию темы: Комната, в которой я живу а) ...обыкновенная, как у многих; б) ...уютная, особенно по вечерам (когда идёт дождь и т. п.); в) ...особенно приятная накануне праздника (когда светит солнышко и т. п.); г) ...хорошо приспособлена для занятий.
Обсуждение возможного начала сочинения
- Комнату, в которой я живу, я, конечно, хорошо знаю. Я убираю её каждый день...
- У меня нет своей комнаты. Я живу в одной комнате с бабушкой и братом. Бабушка старается, чтобы в комнате у нас всегда было всё чисто, прибрано...
- Я просыпаюсь рано утром, солнечный луч падает прямо на мою подушку. Вначале я вижу большое, во всю стену окно...
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Написать сочинение-описание своей комнаты (квартиры) + принести словарики