СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Систематизация материалов к сочинению. Сочинение-описание помещения 6 класс (Ладыженская)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Систематизация материалов к сочинению. Сочинение-описание помещения 6 класс (Ладыженская)»

Систематизация материалов к сочинению. Сочинение – описание помещения

Систематизация материалов к сочинению. Сочинение – описание помещения

ЦЕЛИ показать способ систематизации материалов к сочинению в форме сложного плана познакомить с приёмами этой работы формировать умение самостоятельно группировать материал подготовить к написанию сочинения — описания помещения

ЦЕЛИ

  • показать способ систематизации материалов к сочинению в форме сложного плана
  • познакомить с приёмами этой работы
  • формировать умение самостоятельно группировать материал
  • подготовить к написанию сочинения — описания помещения
Проверка домашнего задания (история слов – этимология)

Проверка домашнего задания (история слов – этимология)

Приведем пример несистематизированных материалов Первый этаж нашей школы Просторное светлое помещение. Паркетные полы. Буфет. Плакат «Добро пожаловать!» Хорошо освещённый вестибюль. Удобные скамейки. Кабинет врача. Разговор с врачом. Направо и налево от входа — раздевалка. Вход в физкультурный зал. Выставка кубков. Доска объявлений, фотомонтаж «Как мы учимся и отдыхаем». Чистые белые столики. Мастерская. Шум, стук, запах краски. Лестница на второй этаж. Первый этаж большого нового здания. Строгие, но приветливые лица дежурных. Здороваюсь с приятелем из 6В класса. Сразу чувствуешь, чем и как живёт школа. Всё как будто такое, как в любой другой школе, и вместе с тем особенное. Мне нравится моя школа.

Приведем пример несистематизированных материалов

Первый этаж нашей школы

Просторное светлое помещение. Паркетные полы. Буфет. Плакат «Добро пожаловать!» Хорошо освещённый вестибюль. Удобные скамейки. Кабинет врача. Разговор с врачом. Направо и налево от входа — раздевалка. Вход в физкультурный зал. Выставка кубков. Доска объявлений, фотомонтаж «Как мы учимся и отдыхаем». Чистые белые столики. Мастерская. Шум, стук, запах краски. Лестница на второй этаж. Первый этаж большого нового здания. Строгие, но приветливые лица дежурных. Здороваюсь с приятелем из 6В класса. Сразу чувствуешь, чем и как живёт школа. Всё как будто такое, как в любой другой школе, и вместе с тем особенное. Мне нравится моя школа.

Можно ли, имея эти материалы, сразу писать сочинение на заданную тему? Нет, их надо привести в определённый порядок. С чего начинается систематизация материалов и работа над планом? Во-первых, отбрасывается всё то, что не имеет значения для раскрытия темы и основной мысли сочинения: вычёркивается «Разговор с врачом», «Здороваюсь с приятелем из 6В класса». Во-вторых, оставшийся материал группируется и располагается в такой последовательности, которая позволит раскрыть тему и основную мысль высказывания. В данных материалах одна часть характеризует само помещение, другая — то, что находится на этаже, третья имеет отношение к тому, что придаёт помещению особый, привлекательный для ученика вид.
  • Можно ли, имея эти материалы, сразу писать сочинение на заданную тему?

Нет, их надо привести в определённый порядок.

  • С чего начинается систематизация материалов и работа над планом?

Во-первых, отбрасывается всё то, что не имеет значения для раскрытия темы и основной мысли сочинения: вычёркивается «Разговор с врачом», «Здороваюсь с приятелем из 6В класса». Во-вторых, оставшийся материал группируется и располагается в такой последовательности, которая позволит раскрыть тему и основную мысль высказывания. В данных материалах одна часть характеризует само помещение, другая — то, что находится на этаже, третья имеет отношение к тому, что придаёт помещению особый, привлекательный для ученика вид.

Один из вариантов систематизации У входа на первый этаж. Строгие, но приветливые лица дежурных. Хорошо освещённый вестибюль. Направо и налево от входа раздевалка. Удобные скамейки. Прямо передо мной. Плакат «Добро пожаловать!» Выставка кубков. Слева от меня. Кабинет врача. Мастерская. Шум, стук, запах краски. Фотомонтаж «Как мы учимся и отдыхаем». Доска объявлений. Справа от меня. Буфет. Чистые белые столики. Вход в физкультурный зал. Лестница на второй этаж. Общее впечатление. Просторное светлое помещение. Паркетные полы. Мне нравится моя школа.

Один из вариантов систематизации

  • У входа на первый этаж. Строгие, но приветливые лица дежурных. Хорошо освещённый вестибюль. Направо и налево от входа раздевалка. Удобные скамейки.
  • Прямо передо мной. Плакат «Добро пожаловать!» Выставка кубков.
  • Слева от меня. Кабинет врача. Мастерская. Шум, стук, запах краски. Фотомонтаж «Как мы учимся и отдыхаем». Доска объявлений.
  • Справа от меня. Буфет. Чистые белые столики. Вход в физкультурный зал. Лестница на второй этаж.
  • Общее впечатление. Просторное светлое помещение. Паркетные полы. Мне нравится моя школа.
Анализ образцов описаний Проанализируем описание каморки Герасима (упр. 164). Возможный анализ текста: «В этом тексте описывается каморка (именно каморка, а не комната) Герасима. И. С. Тургенев показывает, что в ней живёт одарённый необычайной силой человек. В каморке у Герасима есть только кровать, сундук, стол, стул, но кровать у него „из дубовых досок“, „истинно богатырская кровать“, сундук „дюжий“, стол „прочный и приземистый“. Так описание обстановки помогает автору подчеркнуть особенности Герасима-человека».

Анализ образцов описаний

Проанализируем описание каморки Герасима (упр. 164).

Возможный анализ текста: «В этом тексте описывается каморка (именно каморка, а не комната) Герасима. И. С. Тургенев показывает, что в ней живёт одарённый необычайной силой человек. В каморке у Герасима есть только кровать, сундук, стол, стул, но кровать у него „из дубовых досок“, „истинно богатырская кровать“, сундук „дюжий“, стол „прочный и приземистый“. Так описание обстановки помогает автору подчеркнуть особенности Герасима-человека».

Упр. 165 и 166 Таким образом, в художественном описании помещения (как и в других видах описаний) имеется часть, в которой передаётся общее впечатление от предмета (в этой части выражается основная мысль), и часть, в которой раскрываются признаки предмета.

Упр. 165 и 166

Таким образом, в художественном описании помещения (как и в других видах описаний) имеется часть, в которой передаётся общее впечатление от предмета (в этой части выражается основная мысль), и часть, в которой раскрываются признаки предмета.

Упр. 180 (план в помощь) Тема: Моя комната. Возможные подходы к раскрытию темы: Комната, в которой я живу а) ...обыкновенная, как у многих; б) ...уютная, особенно по вечерам (когда идёт дождь и т. п.); в) ...особенно приятная накануне праздника (когда светит солнышко и т. п.); г) ...хорошо приспособлена для занятий.

Упр. 180 (план в помощь)

Тема: Моя комната.

Возможные подходы к раскрытию темы: Комната, в которой я живу а) ...обыкновенная, как у многих; б) ...уютная, особенно по вечерам (когда идёт дождь и т. п.); в) ...особенно приятная накануне праздника (когда светит солнышко и т. п.); г) ...хорошо приспособлена для занятий.

Обсуждение возможного начала сочинения Комнату, в которой я живу, я, конечно, хорошо знаю. Я убираю её каждый день... У меня нет своей комнаты. Я живу в одной комнате с бабушкой и братом. Бабушка старается, чтобы в комнате у нас всегда было всё чисто, прибрано... Я просыпаюсь рано утром, солнечный луч падает прямо на мою подушку. Вначале я вижу большое, во всю стену окно...

Обсуждение возможного начала сочинения

  • Комнату, в которой я живу, я, конечно, хорошо знаю. Я убираю её каждый день...
  • У меня нет своей комнаты. Я живу в одной комнате с бабушкой и братом. Бабушка старается, чтобы в комнате у нас всегда было всё чисто, прибрано...
  • Я просыпаюсь рано утром, солнечный луч падает прямо на мою подушку. Вначале я вижу большое, во всю стену окно...
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Написать сочинение-описание своей комнаты (квартиры) + принести словарики

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать сочинение-описание своей комнаты (квартиры) + принести словарики


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!