СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена система уроков по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри".

Просмотр содержимого документа
«Система уроков по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"»

8 класс

Тема: М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. «МЦЫРИ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОЭМЫ. ТЕМА И ИДЕЯ ПРИЗВЕДЕНИЯ, ЗНАЧЕНИЕ ЭПИГРАФА. КОМПОЗИЦИЯ.

Цель: ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ИСТОРИЕЙ СОЗДАНИЯ ПОЭМЫ, ВЫЯВИТЬ СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Ход урока

1. Обсуждение статьи стр.216-218.

  • Каковы убеждения Лермонтова об истории в начале его творческого пути?

  • Как эти убеждения Лермонтов передает в своей ранней поэме «Мцыри»?

  • Каковы убеждения Лермонтова во время написания «Песни о купце Калашникове»?

  • Как изменяются взгляды поэта на историю после 30-х годов 19 века?

  • Какие произведения поэта об этом свидетельствуют?

2. История создания поэмы «Мцыри»

В 1837 году Лермонтов задумал написать «записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. Идеала…». От этой записи до появления «Мцыри» прошло 8 лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании. Герой «Исповеди» - монах. Полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835-1836 годах Лермонтов пишет еще одну поэму «Боярин Орша», герой которой бесправный раб Арсений, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню, но ему удается бежать от суда монахов. Некоторые строки из исповедей этих героев вошли позже в поэму «Мцыри».

Перед написанием поэмы Лермонтов побывал в Грузии в одном из монастырей, где, по свидетельству родственников, встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к жизни в монастыре, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжелая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах обители.

  1. Выразительное чтение поэмы учителем.

  2. Беседа о впечатлениях от прочитанной поэмы.

  3. Работа над композицией и сюжетом произведения.

    • Каков сюжет поэмы?

    • (Запись в тетради сюжетно-композиционного плана):

  1. 1 и 2-я главы краткий рассказ о всей жизни Мцыри.

  2. все остальные главы посвящены исповеди Мцыри. Почему?

  3. 3,4,5 главы – Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает свою тайну.

  4. 6,7 главы – Мцыри рассказывает, что он увидел на воле.

  5. с 8-й по 25 главу Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания.

  6. 25-26 главы – прощание Мцыри и его завещание.

  1. Выводы: (под запись)

  • Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен.

  • Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

  • Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

  • Названные особенности композиции и сюжета позволяют сосредоточить все внимание на характере главного героя.

  1. Д/З выписать в тетрадь цитаты из поэмы, в которых Мцыри рассказывает о своих мечтах, подготовить рассказ о жизни Мцыри в монастыре и его мечтаниях, задействуй свой цитатный план.






8 класс

Тема: ОБРАЗ МЦЫРИ В ПОЭМЕ

Цель: ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ МЦЫРИ, ПРОНИКНУТЬ В ЗАМЫСЕЛ АВТОРА, ВЫЯВИТЬ СПОСОБЫ РАСКРЫТИЯ ОБРАЗА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ПОЭМЫ.

Ход урока

1.Выводы предыдущего урока под запись.

  • Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен.

  • Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

  • Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

  • Названные особенности композиции и сюжета позволяют сосредоточить все внимание на характере главного героя.

2. Реализация Д/З. Рассказ учащегося о жизни Мцыри в монастыре.

- Какова цель побега? Что значит, быть для Мцыри свободным?

3. Слово учителя: Для Мцыри монастырь – символ неволи, тюрьмы с сумрачными стенами. Оставаться жить в монастыре, означало навсегда отказаться от мысли о свободе, о родине. Автор не вырисовывает характера героя, попавшего в монастырь: он только показывает физическую слабость и пугливость пленника, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность героя вырисовывается очень отчетливо. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика – Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

Представления о свободе у Мцыри связано с его мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться домой. Живя в монастыре. Юноша не переставал видеть «живые сны». В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного мира с тревогами и битвами.

4. Беседа по вопросам:

- Что делал, что видел и о чем вспоминал герой на воле?

- О чем тоскует он и печалится?

- Почему не желал Мцыри «помощи людской»?

- Какова его битва с барсом и как бы вы оценили Мцыри-борца?

- Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

- Как вы понимаете сравнение «…В тюрьме воспитанный цветок» и в чем смысл этого сравнения?

- О чем просит Мцыри в конце исповеди?

- Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя?

Гиперболы: «О, я как брат// Обняться с бурей был бы рад// Глазами тучи я следил,// Рукою молнию ловил…»

Метафоры: «Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли…»

Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей// И полз и прятался, как змей», Развернутые сравнения Мцыри с конем и с тепличным цветком.

Эпитеты: «Но юность вольная сильна// И смерть казалась не страшна!» и т.д.

Вывод: Богатство изобразительных средств поэмы находится в тесной связи с богатством внутреннего мира героя.

- Наблюдая за природой на воле, нашел ли Мцыри ответ на вопросы: «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек на земле?

5. Чтение статьи учебника.

- Как оценивают критики образ Мцыри?

6. Д/З выучить наизусть одну из частей поэмы.









8 класс

Тема: СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ «МЦЫРИ». «МЦЫРИ» КАК РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА

Цель: СДЕЛАТЬ ВЫВОД ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОЭМЫ «МЦЫРИ» КАК РОМАНТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Ход урока:

  1. Реализация домашнего задания: чтение отрывка из поэмы наизусть.

  2. Слово учителя: Черты романтизма.

  1. Романтизм – один из разновидностей художественного отражения и восприятия действительности.

  2. Романтизм как литературно-художественное направление возник в результате разлада личности и общества, в результате несоответствия мечты и действительности. Писатель-романтик не стремился изображать все стороны действительности, к созданию многогранных и сложных человеческих характеров. Для него главное- выразить и утвердить свою мечту и идеал, противостоящий современной действительности.

  3. В зависимости от характера этого идеала различаются активный и пассивный романтизм. В произведениях, относящихся к пассивному романтизму, заметно стремление увести читателя от современной действительности в прошлое или в созданный писателем иллюзорный мир, не смыкающийся с реальностью. В произведениях писателей-романтиков активного романтизма герой стремится не уйти от действительности, а наоборот, жаждет активного вмешательства в жизнь с целью её изменения.

  4. Героем романтических произведений выступает обычно человек, враждующий с обществом или непонятый им. Основное внимание сосредотачивается на раскрытии внутреннего мира романтического героя. Часто автор не скрывает своего сочувствия к нему, стараясь показать наиболее сильные черты его характера. Но чаще всего романтический герой не имеет своих индивидуальных черт, его образ обобщен и не конкретен.

  5. Отвлеченна и обобщена также и обстановка в романтических произведениях. Герой часто живет в каких-либо экзотических местах, описание обстановки не конкретизировано, в ней отсутствуют точные детали.

  6. Большое значение в романтических произведениях имеет пейзаж. Писатели-романтики изображают своего героя на фоне гор, моря, степи. Природа в романтических произведениях не статична, она изменчива: бури, грозы, шторма, обвалы и т.д.

  7. Язык романтических произведений эмоционален, патетичен, насыщен различными тропами и фигурами.

3. Поэма «Мцыри» как романтическое произведение.

- Доказать, что поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» - романтическое произведение.

- Почему поэт выбирает для своей поэмы форму исповеди?

- Как вы думаете, к пассивным или активным романтикам принадлежал Лермонтов?

4. ВЫВОДЫ:

  • Лермонтовский романтизм не был уходом от окружающей действительности, был активным.

  • Пафосом романтических поэм Лермонтова было утверждение необходимости свободы для человека, отрицание рабства и смирения.

  • Герой Лермонтова жаждет деятельности, свободы.

  • Ценность романтического героя определяется для автора характером и направленностью его протеста и мечты.

  • Конкретность и правдивость характера героя, обстановки, окружающей его не снимает романтической природы поэмы.

  • Традиции Пушкина и Байрона.

5. Составление кластера по теме урока.

6. Д/З написать мини-сочинение «Образ Мцыри. Его характер и мечты»


3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!