СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы учителя – показатель высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В какое бы время мы не жили, основной фигурой, реализующей учебную программу, всё так же является учитель. И именно педагог внедряет всё то новое в образовании, в чём нуждается современное общество. Следовательно, работать так, как это было раньше уже не получится. Ведь для того, чтобы успешно внедрять в практику различные инновации, для реализации новых учебных задач педагог сам должен владеть исследовательскими навыками, обладать высоким уровнем профессиональной компетентности. Именно в этих условиях учитель сам растёт профессионально.

Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя – показатель высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности.»

Система работы учителя – показатель высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности.

Учитель географии

МОУ «СШ № 72»

Лыхач Н. С.


Неграмотными людьми 21 века будут не те,

кто не умеет читать и писать, а те,

кто не умеет учиться и переучиваться.

(Алвин Тоффлер)

В какое бы время мы не жили, основной фигурой, реализующей учебную программу, всё так же является учитель. И именно педагог внедряет всё то новое в образовании, в чём нуждается современное общество. Следовательно, работать так, как это было раньше уже не получится. Ведь для того, чтобы успешно внедрять в практику различные инновации, для реализации новых учебных задач педагог сам должен владеть исследовательскими навыками, обладать высоким уровнем профессиональной компетентности. Именно в этих условиях учитель сам растёт профессионально.

Конфуций писал: «Послушайте — и Вы забудете, посмотрите — и Вы запомните, сделайте — и Вы поймете". Продолжая это высказывание можно отметить, что часто учителю бывает проще рассказать материал, чем дать ученикам поразмышлять и получить знания самим. Но этот путь носит скорее утопический характер. Куда важнее для развития личности добиться знаний и понимания какого-либо вопроса самостоятельноИ поэтому, педагог, развивая учащихся путём привлечения их к созданию проектов и исследовательских работ, в тоже время развивается сам.

Урок – это минуты непрерывного поиска, интеллектуального напряжения и человеческого общения, обеспеченного тщательно продуманной со стороны учителя «технологией», в основу которой положены – востребованность учеником предмета, разговора - исследования и сотворчество учителя и ученика. Как и у всех учителей в моей практике имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса. Творческая деятельность на уроке - это деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности, умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, трудолюбие, способность видеть главное.

География – единственный в школьном курсе предмет, предоставляющий возможность путешествовать реально по родному краю, другим странам; мысленно – по страницам учебника, многочисленной дополнительной литературе, по карте. «Путешествия учат больше, чем что бы это ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома».

Поэтому в своей работе использую уроки - игры, путешествия, экскурсии, викторины, пресс-конференции, семинары.

Цель урока определяется исходя из содержания материала программы, материальной базы школы и характера той деятельности учащихся с учебным материалом, которую можно организовать в данной учебной ситуации. На основе мысленного эксперимента, я осуществляю прогнозирование будущего урока, разрабатываю сценарий своих собственных действий и действий учащихся. Только после этого, отбираю необходимый и достаточный материал, который должны усвоить ученики, намечаю последовательность введения в оборот тех или иных понятий, которые будут отрабатываться на уроке. Подбираю наиболее емкий и яркий материал, необходимый для возбуждения активности учащихся при работе с намечаемыми понятиями, намечаю проблемные задачи, предопределяю структуру урока, исходя из объема предстоящей работы. Подготовка к уроку охватывает не только тщательный анализ учебного материала, его структурирование, но и возможные вопросы, ответы, суждения учащихся в ходе работы с этим материалом. Чем тщательнее проведен такой анализ, тем меньше вероятности встретиться с неожиданными ситуациями в процессе проведения урока.

Например, тема урока-путешествия «Географическое положение Южной Америки.» (7 класс)

Цель: Сформировать у учащихся общее представление о своеобразии и особенностях природы Южной Америки. Определить особенности географического положения материка.

Учитель предлагает учащимся отправиться в путешествие вместе с героями романа Жюля Верна «Дети капитана Гранда». Просмотр кинофрагмента «Дети капитана Гранта». Вопросы для беседы. 1. Какой океан пересекли герои? 2.Вдоль какого материка они плыли? 3.Чтот вы знаете об этом материке?

Для более яркого представления о Южной Америке, учитель читает стихотворение В. Безладного, а учащиеся смотрят слайд-шоу.


Если через океан
Плыть к другому берегу,
Попадешь на материк
«Южная Америка».
А на том материке
Есть река глубокая,
Из известных в мире рек
Самая широкая.
Там – стеною на пути –
Джунгли непролазные:
Ни индейцу не пройти,
Ни туристу праздному.
Там на водопой спешат
Звери утром ранним,
А в воде кишмя кишат
Страшные пираньи.
Там над Андами парит
Птица кондор,
В джунглях ползает змея –
Анаконда.
Если хвост зацепит свой
За большое дерево,
То достанет головой
До другого берега,
И по этому мосту
Можно будет запросто
Через реку перейти
Или бегать взапуски.
«Как зовут тебя, река?..» –
Крикнешь звонко,
А в ответ, издалека –
«Амазонка!..»

Во время определения географических координат крайних точек, четыре учащихся (получивших опережающее задание) делают сообщение, с просмотром слайд – шоу.

Мыс Гальинас (от испанского - «курица») расположен на берегу Карибского моря. Был открыт в 1500 году испанской экспедицией Охеда, в которой принимал участие Америго Веспуччи.

Мыс Фроуард (от английского - своевольный, поступающий наперекор, неблагоприятный) расположен на берегу Магелланова пролива. Такое название получил в январе 1587 года от английских пиратов, из-за сложных условий и неблагоприятного климата. На мысе стоит большой металлический крест, построенный в честь визита папы римского Иоанна Павла II в Чили в 1987 году.

Мыс Париньяс расположен на берегу Тихого океана, образован низменным выступом берега, который покрыт рыхлыми отложениями. Открыт в 1527 году испанской экспедицией Франциско Писарро. На мысе расположен маяк. Если подняться на мыс, можно видеть внизу в бухте тюленей.

Мыс Кабу - Бранку (от португальского «белый мыс») расположен на берегу Атлантического океана. Мыс образуют белые песчаные пляжи, над которыми возвышаются морские террасы. На утесе мыса есть маяк. Открыт в 1500 году испанским мореплавателем Диего Лепе и назван в честь Святого Августина Сан- Августин.

Изучение истории открытия материка можно провести с помощью просмотра видео - фильма «Открытие Южной Америки» и беседы. Вопросы для беседы.

1.Цель путешествия Христофора Колумба?

2. Сколько путешествий совершил Христофор Колумб?

3.По какому океану проходило плавание?

4.Какие земли открыл Христофор Колумб?

5.Достиг ли он цели своего путешествия?

6. В чем заключается его заслуга? В каком году произошло это событие.

Для развития самостоятельности и активности учащихся, можно использовать и урок-семинар. Для семинара характерны такие черты:

а) длительность разнообразной самоподготовки учащихся;

б) проведения частью школьников небольших исследований в виде докладов, рефератов, картосхем и слайд-шоу;

в) коллективное обсуждение самостоятельно изученного материала;

г) направляющая дискуссию деятельность учителя;

д) посильное участие всех учащихся в работе;

Например, урок с элементами семинара на тему «Гидрографическая характеристика рек Донецкого края».

Цель: формировать знания о гидрографической характеристике рек Донецкого края. Способствовать патриотическому воспитанию, любви к родному краю, бережному отношению к природе.

Урок можно начать с стихотворения Николая Хапланова (можно сказать о нем несколько слов)

Любоваться как будто

И нечем.

Речка….

Просто река.

По Отчизне моей этих речек

Сосчитать не сумели пока.

И на карте страны необъятной

Речка …. – тонкая нить.

Но без ниточки этой навряд ли шар земной

Я б сумел полюбить.

Кто – то рос у излучины Волги,

Кто – то силу растил у Днепра.

Я же в детстве своем босоногом

Там, где Кальмиус слушал ветра.

Теплый берег. Знакомые дали.

Старый мост.

У воды – тополя.

— Только здесь, — берега

Мне шептали, —

Начинается наша земля.

Перед началом просмотра презентаций и сообщений о реках Северский Донец, Кальмиус, Крынка, учащиеся класса получают задание.

1.Записать названия рек.

2.Записать название и высоту истока и устья каждой реки.

3.Записать длину реки.

4.Тип питания и характер течения реки.

Просмотр фрагмента фильма «Реки России» с паузами для записи в тетрадь новых понятий –«уклон реки», «падение реки», «расход воды в реке», «годовой сток».

Пользуясь формулами и записями данных о реке можно составить гидрографичекую характеристику рек.

Можно использовать на уроке фрагмент фильма «История Новороссии» о битве на реке Калка, и задать вопросы : Где находиться на карте это место? Каково современное название реки? Притоком какой реки является Кальчик?

Введение элементов компьютерных технологий позволяет значительно разнообразить

учебный процесс, выводит его на качественно новый уровень, выполняет несовершенство учебных пособий, а также развивает личность, формирует ее познавательную активность, творческий потенциал. Использование ИКТ на уроках географии - это один из вариантов реализации личностно-ориентированного обучения, который позволяет организовать учебный процесс на основе принципов индивидуализации. Внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока позволяет стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала.

Заключение. В процессе моего становления как учителя я определила для себя следующие задачи, которые и стараюсь решать каждый день:

Научить ребёнка быть независимым. Чем больше мы для него делаем, тем меньше он учится делать для себя сам, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод»

Настраивать ребёнка на успех. Убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.

Воодушевлять ученика максимально быть самим собой, ободрять, чтобы он гордился своими достижениями.

Не требовать от ученика того, что он не в состоянии выполнить. Создать условия для развития в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Не высмеивать страхи ребёнка, постараться найти их причину и пути преодоления.

Создать благоприятный психологический климат в классе, способствовать повышению самооценки учащихся





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!