СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы учителя по подготовке к ГВЭ детей, имеющих задержку психического развития». (Из опыта работы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя по подготовке к ГВЭ детей, имеющих задержку психического развития». (Из опыта работы)»

«Система работы учителя по подготовке к ГВЭ детей, имеющих задержку психического развития». (Из опыта работы)


Я. Корчак говорил: « От того, кто будет воспитывать ребенка, зависит его будущее, его мировоззрение, его жизнь»

Я бы, наверное, добавила: не только воспитывать, но и учить! Ведь во многом наши дети берут пример со своего педагога, который не пытается опуститься до их понятий, согнуться, съежиться под их вопросами, а тянется, становится на цыпочки, чтобы как-то помочь ребенку, имеющему задержку психического развития, получить и образование, и желаемый аттестат.

Такие ученики нуждаются в особом внимании, отношении и подходе. А экзамен – это всегда особое состояние, испытание.

В 9В классе, который я выпустила в прошлом учебном году, было 7 обучающихся, у всех один диагноз: «имеющие задержку психического развития» Когда я пришла на первый урок, честно сказать, даже подумала, что за лето дети как-то повзрослели, стали более « организованными». Все это прошло уже на втором уроке, когда на мой вопрос:

« Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?» - они ответили, что вообще не хотели идти в школу, потому что в этом году надо сдавать экзамены.

И с этого момента началась моя планомерная работа по подготовке учеников 9В класса к выпускному экзамену.

Конечно, особую роль в подготовке к экзамену играет урок. Именно он способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяет эффективно организовать самостоятельную работу и дифференцировать процесс обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. А использование на уроках технологии сотрудничества, ИКТ-технологии, технологии проблемного обучения помогали мне решать практические задачи: формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать и расширять словарный запас, организовать работу по формированию, учету и коррекции знаний учащихся.

Кроме того, считаю не менее важным при выборе форм, методов и средств обучения учитывать возрастные и половые особенности детей, состояние их здоровья и индивидуальные психофизиологические особенности. От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.

Особая роль при подготовке к экзамену отведена урокам литературы.

Бесспорно, чтение литературы совершенствует эстетический вкус, помогает духовному воспитанию, формирует нравственный мир человека, но невысокий уровень общего развития затрудняет у этих учащихся понимание художественной литературы. Обилие незнакомых слов снижает интерес к книге, затрудняется понимание смысла прочитанного, что приводит к быстрому забыванию. Нарушается целостность восприятия произведения. Детям очень трудно «вжиться» в образы, изображённые в художественной литературе. Объяснение явлений и сложных философских и художественных обобщений становится необходимым. Я стараюсь доходчиво подать литературный и учебный материал, направить познавательный процесс школьников, обращая внимание на внутреннее состояние героев, взаимоотношения людей, нравственные проблемы, на авторские размышления философского, этического плана.

Поэтому, на уроках литературы большие по объему произведения пересказывала сама, а вот о небольших по объему говорила намеками, пыталась заинтересовать, чтобы ученики прочитали эти произведения самостоятельно, и они читали с удовольствием. Это рассказы М. Прищвина, А.Алексина, К.Паустовского, Г.Троепольского. Такая методика срабатывала, и мы получили положительный результат: произведение прочитано, вопросы сформулированы, проблема аргументирована. На одном из уроков литературы ( «Мы в ответе за тех, кого приручили..») мы обсуждали «братьев наших меньших». Каково было мое изумление, когда они наперебой стали рассказывать о своих кошках, хомячках и собаках, выражая при этом свое отношение к животным. У Насти родители – кинологи, поэтому она знает многое о собаках. Содержательно, логично и эмоционально она рассказывала о щенках сеттера, и при этом давала оценку поступкам людей, помогавшим или вредившим Белому Биму. И хотя повесть Г.Н.Троепольского не входит в программу литературы 9 класса, моим ученикам она понравилась, они сделали правильные выводы: « Если ты завел домашнее животное, нужно о нем заботиться». По рассказам К.Г.Паустовского «Снег», «Телеграмма», «Теплый хлеб» я учила их духовно-нравственным законам жизни в обществе, думаю, мне это удалось. Обсуждая поступки Насти по отношению к Катерине Петровне, я поняла, как дети относятся к своим родителям. Надо отметить, что родители этих учеников вместе с ними читали и обсуждали предложенные мной книги, то есть всегда были рады прийти мне на помощь, присутствовали на уроках.

Вот так я выстраивала работу по подготовке к написанию сочинения с литературными аргументами: я придумала названия понятиям - блокам: «Доброта», «Совесть», «Отзывчивость», «Патриотизм». Когда читали произведение, то в этот блок заносили его название, делали выводы, учились сопоставлять эпизод из рассказа с аргументом к определенной теме. Так мы и добывали свой «кузовок» знаний, а это дорого стоит в работе с детьми, имеющими задержку психического развития. А еще мне помогали сами дети. В нашей школе созданы условия для того, чтобы такой ребенок чувствовал себя в социуме комфортно. Общаясь со сверстниками из 9А и 9Б классов, они приходили и говорили мне о том, что в других классах уже написали сочинения о доброте или совести, когда мы будем писать? И мне приходилось корректировать работу на уроке таким образом, чтобы они тоже попытались выполнить такое задание. Им было интересно выполнить то, что делали ученики других 9-х классов. Конечно, не все могли справиться с таким заданием, но все-таки мы учились…

Но это только одна часть экзаменационной работы. В сентябре на родительском собрании мы познакомили детей и родителей с требованиями, формами проведения, критериями оценки по экзамену. Сошлись во мнении, что будем работать над сжатым изложением с творческим заданием. Важную роль в речевом развитии учащихся играют изложения. В основе изложений лежит подражание языку. Но вместе с тем изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как воспроизводящее, так и творческое мышление. В процессе работы над текстом школьники учились анализировать, синтезировать, выделять главное, а работа с образцами художественных текстов положительно влияла на эмоциональную сферу.

Изложение – традиционный вид творческой работы учащихся. Но если раньше текст изложения писался только подробно, сжато или выборочно, то сейчас они сопровождаются творческим заданием: учащийся отвечает на тот или иной вопрос по тексту или даёт свою личную оценку прочитанному.

Выпускникам, сдающим экзамен по экзаменационным материалам с пометой «К», предоставляется выбор: написание сжатого или подробного изложения.

Вот мы и учились писать сжатое изложение. У 70% обучающихся по материалам репетиционных экзаменов это получалось, а вот у 30% - нет. Например, Инна запоминала почти весь текст, поэтому изложение получалось не сжатое, а подробное, возникали проблемы с компрессией текста. Сжатие текста - процесс трудный, особенно если ребенок не владеет этими приемами. Но мы не сдавались. Сначала научились выделять микротемы, каждую микротему записывали на черновик, затем пытались раскрыть ее своими словами. Инне было трудно подобрать свои слова, лучше запоминался текст исходный, но она училась, и у нее получилось.

При работе с экзаменационными заданиями обязательно обращала внимание на «лимит» времени. На мой взгляд, ученик, умеющий правильно распределить регламентированный ему отрезок времени, правильно рассчитать свои силы и способности, имеет большую возможность «прийти к финишу» с хорошим результатом. Поэтому, проводя на уроках работу по подготовке к экзамену, четко указывала временные рамки. По окончании положенного времени ручки немедленно откладывались в сторону и работы сдавались. На первых порах уложиться в регламент большинству учащихся удавалось с трудом, что естественно вызывало у них бурю недовольства. Но, «тяжело в учении - легко в бою», и через месяц тренировок, возмущения стихли, а на смену им пришло осознание того, что чувство времени плюс знания - залог успеха на экзамене.

Чтобы отследить положительную динамику в продвижении ребенка и выявить пробелы в знаниях, я использовала диагностическую таблицу. Грамотно выстроенный образовательный маршрут для этих учащихся позволял обеспечить личностное развитие каждого школьника. За каждый плюсик в диагностической таблице они приносили конфеты, радовались успехам своих одноклассников, потому что очень добрые и отзывчивые дети.

Очень важно было продолжить эту работу во внеурочное время. Поэтому на факультативных занятиях мы работали над коррекцией орфографических и пунктуационных ошибок при подготовке к ГВЭ. Важным считаю формирование умения работать с учебником, справочной литературой, приучала обращаться к словарным статьям учебника, затем к словарям. Например, использовала такое упражнение: «Словарь» - подбор слов по определенной тематике. Упражнение проводится как в индивидуально-групповой форме, так и в форме соревнования. Инструкция обучающимся: «Я назову вам определенную тему, например «лес». Вы должны вспомнить и записать на листке бумаги как можно больше слов, связанных с этой темой. Это могут быть слова, обозначающие все, что можно встретить в лесу, например, дерево, ягоды, мох, грибы, болото, листья, муравей, дятел, волк, хворост, просека, кора, земля и т. д. На выполнение задания отводится ограниченное время. Победит тот, кто за короткое время напишет больше слов, связанных с указанной темой. Казалось бы, простое упражнение, но сколько пользы мои ученики от него возымели.

В заключение хотелось бы сказать о том, что важнейшей задачей, которая решается на уроках русского языка и литературы, является задача духовно-нравственного воспитания, ведь дальнейшая социализация и интеграция детей, имеющих задержку психического развития, невозможна, если ребёнок не усвоит ту систему нравственных идеалов и ценностей, которые приняты в обществе. Учитывая конкретность мышления такого ребёнка, можно предположить о поверхностном понимании ими моральных проблем. И именно литература помогает формировать и развивать духовные ценности.

Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю. В.А.Сухомлинский.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!