СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В МКОУ СОШ № 7
с.Варениковское ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика. Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: "участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий. Другими словами, от школы ждут детей , способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.
Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашей школе строится следующим образом:
1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям. Диагностика потенциальных возможностей детей.
2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности: включение в учебный план школы факультативных, элективных курсов. Организация исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования.
3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.
4. Поощрение одарённых детей: публикации в СМИ. (Газета «Стелновские вести », Ценные призы в рамках конкурса «Ученик года». Стенд «Созвездие талантов». Материальная поддержка талантливых и одарённых детей ; поездка в г. Ставрополь на краевой слёт движения «Отечество»,2012 г.).
5. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на общешкольном родительском собрании и в рамках заключительного этапа конкурса «Ученик года»).
6. Работа с педагогическим коллективом: обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация исследовательской работы с учащимися», «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания на уроке и во внеурочное время». Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию. Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.
7. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости:
В школе реализуется Программа «Одарённые дети». Мы стараемся повысить интерес обучающихся к разнообразным наукам, к олимпиадному движению уже с начальной школы. В течение ряда лет в начальной школе и среднем звене проводятся интеллектуальные марафоны с набором заданий разного уровня сложности по нескольким предметам. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих учащихся, уделять внимание развитию их способностей. Для детей – это опыт участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. В 9-11 классах интеллектуальные игры и марафоны позволяют ребёнку самостоятельно выбирать индивидуальный набор заданий в соответствии с проставленными баллами и порядок их выполнения. Последние годы задания для интеллектуальных марафонов составляются по принципу заданий ЕГЭ, что способствует подготовке учащихся к сдаче Единого государственного экзамена.
Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных дней. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны, заседание клуба знатоков. Так в 2015-2016учебном году в рамках недели начальной школы были проведены следующие мероприятия: Заседание клуба весёлых математиков (КВМ)(учитель Шевченко С.В); «Сказочная викторина», учитель Колпакова М.Г «Папа, мама, я – здоровая семья», учитель Колвак Л.А.
В рамках дней естественно-математических наук: Интеллектуальная игра для старшеклассников «Самый умный», учителя Дьякова Л.А.В рамках недели гуманитарного цикла: Интеллектуальный конкурс «Знатоки русского языка», учитель Кравцова Т.И, КВН по английскому языку, учитель Кузьминова Е.Н. НПК старшеклассников, посвящённая 70-летию Победы «К подвигу героев сердцем прикоснись», учитель Дьякова А.А. В 2016-2017 учебном году планируется проведение интеллектуальных игр, творческих конкурсов, научно-практической конференции школьников, защиты исследовательских работ. Проведение недель освещается на школьных линейках.
В состав НОУ «ОЛИМП» вошли младшие школьники, которые знакомятся с азами исследовательской деятельности, изучая окружающий мир, историю своей семьи. Работой секций школьного НОУ руководят опытные педагоги, имеющие высшую и первую квалификационные категории. Наши учащиеся успешно выступают в предметных олимпиадах. Любая победа в олимпиаде – это не случайность, не показатель необыкновенных способностей ребёнка, а результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя. Многие педагоги ведут систематическую планомерную работу с конкретными учащимися по подготовке к олимпиадам. Команда школы занимает 2-е место в районных предметных олимпиадах старшеклассников (в 2007-2008 учебном году 11 старшеклассников стали победителями и призёрами районного этапа, в 2008 – 2009 учебном году - 10 учащихся).
В этом году школа вступила в Межрегиональную детскую научную творческую общественную организацию «Интеллект будущего» и включилась в национальную образовательную программу «Интеллектуально-творческий потенциал России» (г. Обнинск). Эта программа привлекает нас тем, что в ней могут участвовать учащиеся 1-11 классов вне зависимости от их успеваемости, а также накопительная система баллов, широкий спектр олимпиад и конкурсов по различным направлениям.
В 2008-2009 учебном году три команды учащихся нашей школы участвовали в дистанционной викторине Ярославского центра телекоммуникационных технологий по биологии и физике (руководители команд: Лобова Л.А., Шаповалова Е.А., Сенькина Т.В., Соловьёва Е.М. получили дипломы участия и благодарственные письма).
В дистанционной олимпиаде «Интеллект» (г. Ставрополь) в 2007-2008 учебном году приняли участие 43 учащихся 5-8 классов, 27 учащихся 9-11 классов; в 2008-2009 учебном году - 56 учащихся 5-8 классов и 31- 9-11 классов.
В 2008-2009 учебном году ученица 11 класса Исмаилова Джамиля приняла участие во Всероссийском конкурсе творческих работ учащихся, посвящённом 75-летию Д.И.Менделеева, и вошла в тройку лучших края, став финалистом. В Москве, защитив свою научную работу, Джамиля стала дипломантом конкурса. Исмаилова Д. стала лауреатом краевой НП конференции школьников «Шаг в будущее».
В течение трёх лет учащиеся нашей школы принимают участие во Всероссийском конкурсе «Святые заступники Руси». В 2008 году ученица 8 класса Рыбалкина Инна стала дипломантом конкурса, а в 2009 году приняли участие 4 ученика 10 класса, трое из них стали дипломантами 2 и 3-й степеней. Это Тур Сергей, Измайлова Юлия, Ильченко Иван. Руководители работ Ильченко Е.М., Дейнека В.П., Сенькина Т.В. Большим праздником в школе является церемония чествования победителей и призёров олимпиад различного уровня, их учителей и родителей в рамках школьного конкурса «Ученик года». Здесь каждый получает грамоты, дипломы, благодарственные письма, а ученики – победители – демонстрируют свои творческие способности и получают ценные подарки. В 2008-2009 учебном году впервые в районе проводилась открытая районная научно-практическая конференция школьников. Проводилась на базе нашей школы. В ней приняли участие 5 учащихся нашей школы, из них 3 участника секции «Юниор», 2 из которых заняли 1 и 2 место (Липадкина Елизавета и Хромых Владислав). Ученицы 7 и 8 классов (Плиева Н., Рыбалкина И.) заняли 2 и 3-е места.
Для нас стало уже традицией принимать участие в районном конкурсе «Хлеб Новоселицкий». Наши дети пишут сочинения, составляют презентации, рисуют, создают репортажи и занимают 1-е места. Приняли участие 12 человек. Все были отмечены грамотами и ценными подарками. В 2007-2008 учебном году участвовало 4 человека. Все стали победителями.
В районном слёте УПБ приняли участие 11 учащихся. Из них 1-е места -7 учащихся и три 2-х места. Единый государственный экзамен по обязательным предметам – русскому языку и математике – выпускники успешно сдали: по русскому языку в 11 классе (Ильченко Е.М.) средний балл составил 61; по математике в 11 классе (Алексеева Р.В.) средний балл составил 60. Большое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности. Так, например, в 2008-2009 учебном году под руководством учителя русского языка и литературы Ильченко Е.М. и заместителя директора по ВР Шаповаловой Е.А. учащиеся 10-11 кл. Измайлова Юлия и Фокина М. подготовили творческие работы, которые были отправлены на Всероссийский праздник русского языка, посвящённый А.С. Пушкину. В течение 2008-2009 учебного года члены научного общества участвовали в районном этапе движения «Отечество». Из 7 участников – 3 победителя и 3 призовых места.
Можно назвать сложившейся традицией игру КВН, которая стимулируют познавательную и творческую деятельность учащихся. Не только раннее выявление направлений одарённости и дальнейшее развитие способностей, но и кропотливая разнообразная работа с учащимися различных учебных возможностей позволяют нашим выпускникам быть конкурентоспособными людьми, поступать и успешно обучаться в лучших вузах нашего края и России. Доброжелательная обстановка, высокое качество знаний, отсутствие второгодников, возможность в полной мере развить способности детей и целенаправленно заниматься исследовательской работой – то, что привлекает родителей и детей при выборе дополнительного образования. Система работы школы, усилия коллектива по разностороннему воспитанию учащихся позволяют добиваться высокого уровня воспитанности, широты взглядов, эрудиции. Наша школа является: · победителем конкурса общеобразовательных учреждений в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (2007 г.); · обладателем Диплома I степени · лидером рейтинга качества знаний среди образовательных учреждений Новоселицкого района по результатам единого государственного экзамена в 2009 году. Информация о школе, талантливых учащихся и учителях опубликована во Всероссийской энциклопедии «Одарённые дети – будущее России».
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Е.А.Шаповалова, МОУ СОШ № 3