СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с младшими школьниками и их родителями по формированию навыков читательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  • выявить взаимосвязь между чтением и воспитанием ребенка;
  • определить роль традиций семейного чтения в развитии интереса ребенка к чтению;
  • определить формы и методы, позволяющие семье решать задачи развития интереса ребенка к чтению.

Просмотр содержимого документа
«Система работы с младшими школьниками и их родителями по формированию навыков читательской деятельности»

Система работы с младшими школьниками и их родителями по формированию навыков читательской деятельности

На сегодняшний день в читающей России можно заметить некий парадокс. Возникают крупные издательства, появляются молодые писатели, постоянно выходят новые книги. Но читают люди меньше, чем, скажем, двадцать лет назад. С ускорением темпа жизни многие просто не имеют времени для чтения.

В семьях, где есть традиции чтения, дети читают по-другому. Но современное поколение родителей – это чаще всего люди, которые сами не читают или читают прагматически, Поэтому перед педагогами встает двойная задача - воспитание и детей, и родителей, потому что семейные традиции чтения – это одно из самых благотворных воспитательных средств.

Проблема: год от года снижается интерес учащихся к чтению. Школой ведется активная работа по пропаганде чтения, но эта работа становится менее эффективной, так как в большинстве семей учащихся утрачена традиция семейного чтения.

Цель: определить эффективность традиций семейного чтения как средства развития интереса ребенка к чтению.

Задачи:

  • выявить взаимосвязь между чтением и воспитанием ребенка;

  • определить роль традиций семейного чтения в развитии интереса ребенка к чтению;

  • определить формы и методы, позволяющие семье решать задачи развития интереса ребенка к чтению.

Изучив большое количество теоретического материала по данной теме можно сказать, что среди педагогов, ученых, писателей сформировано утверждение: жизненный успех зависит от чтения. Среди них и лауреат Нобелевской премии в области физики академик В. Л. Гинзбург, и крупнейший российский психолог Л. С. Выготский .

Во всем мире опыт чтения является человеческим капиталом знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности. У читающего человека лучше развита речь, он более успешен, востребован, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других.

Что происходит сегодня у нас?

Радуют результаты мониторингового исследования : российские учащиеся 4 классов хорошо читают как художественные, так и научно-популярные тексты, понимают основную идею текста, смелее высказывают свою точку зрения. 83 % детей – высоко мотивированные к чтению. Практически четверть (26 %) – очень любят читать и каждый день читают для собственного удовольствия, самостоятельно определяя круг чтения. Лишь 13% российских учащихся данной категории не любят читать, очень редко читают для собственного удовольствия.

Как показали результаты исследования, наибольшего успеха в чтении достигают дети, в семьях которых родители сами любят читать, уделяют внимание дошкольному развитию детей, сами имеют высокий уровень образования.

Это, как показывают исследования, является одним из важнейших факторов читательской успешности.

Первые шаги на пути к книге ребенок делает вместе с родителями. Именно в семье рождается читатель.

Совместное, семейное чтение для ребенка имеет особое значение, это не только хорошая семейная традиция, это огромный урок мудрости и жизни, выполняющий много функций.

В нашем классе работа по формированию традиций семейного чтения ведется по двум направлениям: работа с учениками и работа с родителями.

В начале года, на вводной беседе с родителями поднимается вопрос о пользе семейного чтения, но, как правило, особого энтузиазма у родителей это не вызывает. Да, родители знают и понимают ценность и важность чтения детям, но возводить чтение в ранг традиции семьи не- охотно желают. Что ж, когда мы чего-то не хотим - ищем причины, а когда желаем - находим возможности. Так получилось, что на вводной беседе многие родители находят массу причин для отстранения от совместного чтения( занятость, необходимость соблюдения режима дня, общую усталость и т.д.), но по прошествии определенного времени и проводимой работе по привлечению родителей и ребят к совместному чтению, картина обычно меняется.

В работе с ребятами можно использовать все многообразие форм по развитию читательской самостоятельности:

  • организация и проведение бесед ( « Моя любимая книга», « Книга, которую мы сейчас читаем», « Самая любимая книга нашей семьи», « Самая старая книга в нашем доме»)

  • совместные чтения книг в классе, тогда каждый из ребят имеет возможность и прочесть остальным небольшой отрывок из общей книги, и послушать чтение других.

  • совместное обсуждение прочитанного, при этом ребята обсуждают прочитанную историю, отвечают на вопросы по произведению или учатся сами составлять вопросы и мини-викторины. В этом, несомненно, помогает проект « Моя Библиотека»

В ноябре традиционно первоклассников посвящают в Читатели нашей школьной библиотеки. Ребята с интересом читают сами, читают друг другу, делятся впечатлениями о прочитанном, рекомендуют книги друг другу.

Во многих классах ребята ведут читательские дневники, старательно оформляют их, отражая свои впечатления. А в конце года, как правило, проводится конкурс на лучший читательский дневник.

Обо всем происходящем в школе ребята охотно рассказывают дома. Вот уже и родителям интересно, что же это за викторины мы устраиваем, а можно ли в них поучаствовать и т.д.

Среди форм работы с родителями по вопросам привлечения к совместному чтению также можно выделить большое количество мероприятий:

  • Фотовыставки («Наша читающая семья», « Мы читаем всегда и везде» и т.д.)

  • Родительские собрания (На таком собрании в начале года мы провели небольшую беседу с целью выяснения родительского отношения к вопросам совместного семейного чтения)

  • Клубы (например, «Родительская гостиная», «Литературная гостиная»)

  • Конкурсы ( «Читающая семья», «Время читать!» и др.)

  • Литературные праздники (торжественное мероприятие, организованное в честь литературного события, литературного героя, писателя, книги-юбиляра, в организации праздника предполагается участие детей)

  • Различная печатная продукция: (листовки и буклеты – самые распространенные формы печатной продукции содержат советы по привлечению детей к чтению, информацию о новых книгах по воспитанию детей)

  • Проектная деятельность (семейные проекты « История книгопечатания», « Откуда к нам пришли книги» и т.д.)

Ребята часто рассказывают о совместно проведенном досуге с родителями за чтением новой интересной книги.

Работа по достижению такой цели ведется планомерно и довольно успешно.

В планах моих коллег разработка и систематизация методического материала (занятий с детьми и мероприятий для родителей) на весь возрастной отрезок начальной школы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!