СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по формированию понятия об изобразительно-выразительныъх средствах в художественном произведении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важным аспектом обучения русскому языку в школе является формирование речевой образности обучающихся. Ключевая роль в данном процессе отводится изучению изобразительно-выразительных средств речи. В данной методической разработке представлена система работы по формированию понятия об изобразительно-выразительных средствах в художественном произведении.

Просмотр содержимого документа
«Система работы по формированию понятия об изобразительно-выразительныъх средствах в художественном произведении»




ИВАНОВА Тат ьяна Владимировна





Система работы по формированию понятия об изобразительно выразительных средствах в художественном произведении









ОГЛАВЛЕНИЕ



стр

Введение

3 – 5


Раздел 1. Организация работы над изобразительными средствами языка

6 – 8



Раздел 2. Практические материалы к урокам

9 – 21


Приложение. Изобразительно-выразительные средства языка и речи


22 - 25

Использованные источники

26
























Введение

Одной из главных задач учебного предмета «Русский язык» является развитие связной речи школьников.

Важным аспектом обучения русскому языку в основной школе является формирование речевой образности учащихся. Ключевая роль в данном процессе отводится изучению изобразительно - выразительных средств речи.

В словаре литературоведческих терминов С. П. Белокуровой дано следу-ющее определение данному понятию: «Изобразительные средства – это способы и приемы воссоздания действительности в художественном произведении, позволяющие представить зримую, слышимую, осязаемую ее картину: тропы, стилистические фигуры, различные формы звуковой инструментовки текста, ритм и т. п., т. е. те элементы произведения, которые помогают создать «чувственно-предметные образы» [4, с. 57].

В работе над развитием речи выделяют три направления:

1) овладение нормами литературного языка;

2) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся: коммуникативный смысл этой работы не только в том, чтобы сделать речь учащихся более точной, но воспитать у школьников потребность выбирать наиболее уместные для каждого конкретного случая языковые средства, особенно изобразительные;

3) обучение различным видам речевой деятельности; в школе слушание – один из важнейших путей усвоения информации; чтение – один из видов речевой деятельности – заключается в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи.

Как видим, одним из разделов работы по развитию речи учащихся является работа над изобразительными средствами языка – сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами и др.

Среди средств речевой выразительности выделяется несколько групп:

  • фонетические (звуковые),

  • лексические (связанные со словом-лексемой),

  • синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),

  • фразеологические (фразеологизмы),

  • тропы (обороты речи в непрямом значении) изобразительные средства [6, с. 18].

Одним из важных шагов в развитии речевой культуры детей является умение отобрать и употребить слово в свойственном ему значении в зависимости от темы высказывания, от ближайшего словесного окружения, от соседства с другими словами. Пользуясь разнообразными средствами языка, обучающиеся начинают понимать, что значит говорить или писать на ту или иную тему.

Одной из главных задач учебного предмета «Русский язык» является развитие связной речи школьников.

Важным аспектом обучения русскому языку в основной школе является формирование речевой образности учащихся. Ключевая роль в данном процессе отводится изучению изобразительно - выразительных средств речи.

В словаре литературоведческих терминов С. П. Белокуровой дано следу-ющее определение данному понятию: «Изобразительные средства – это способы и приемы воссоздания действительности в художественном произведении, позволяющие представить зримую, слышимую, осязаемую ее картину: тропы, стилистические фигуры, различные формы звуковой инструментовки текста, ритм и т. п., т. е. те элементы произведения, которые помогают создать «чувственно-предметные образы» [4, с. 57].

В работе над развитием речи выделяют три направления:

1) овладение нормами литературного языка;

2) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся: коммуникативный смысл этой работы не только в том, чтобы сделать речь учащихся более точной, но воспитать у школьников потребность выбирать наиболее уместные для каждого конкретного случая языковые средства, особенно изобразительные;

3) обучение различным видам речевой деятельности; в школе слушание – один из важнейших путей усвоения информации; чтение – один из видов речевой деятельности – заключается в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи.

Как видим, одним из разделов работы по развитию речи учащихся является работа над изобразительными средствами языка – сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами и др.

Среди средств речевой выразительности выделяется несколько групп:

  • фонетические (звуковые),

  • лексические (связанные со словом-лексемой),

  • синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),

  • фразеологические (фразеологизмы),

  • тропы (обороты речи в непрямом значении) изобразительные средства [6, с. 18].

Одним из важных шагов в развитии речевой культуры детей является умение отобрать и употребить слово в свойственном ему значении в зависимости от темы высказывания, от ближайшего словесного окружения, от соседства с другими словами. Пользуясь разнообразными средствами языка, обучающиеся начинают понимать, что значит говорить или писать на ту или иную тему

Ограниченность активного словарного запаса у обучающихся, а также их неумение отбирать из своего словаря и правильно употреблять в речи слова являются одной из причин многочисленных речевых ошибок, которые учащиеся допускают в своих устных высказываниях и письменных работах. Устранить эти речевые недочеты и тем самым значительно повысить уровень речевой культуры школьников возможно только в том случае, если на каждом году обучения систематически и планомерно проводится с обучающимися работа по обогащению, уточнению и активизации их словаря, а также осуществляется работа по обучению школьников сознательному и умелому выбору из своего словарного запаса и употреблению в своей речи слов, как ранее им известных, так и тех, с которыми они знакомятся на уроках русского языка.

  • Как работать над средствами языковой выразительности на уроках русского языка и литературы?

  • Какие упражнения использовать для формирования понятий о средствах выразительности?

На эти вопросы можно найти ответ в первом разделе.

Но так как усвоение средств выразительности возможно только посредством практической деятельности, то во втором разделе представлены задания для отработки теоретических знаний: упражнения, тесты.

Надеюсь, что пособие поможет в работе моим коллегам, особенно молодым специалистам, только начинающим свою педагогическую деятельность.


















Раздел1.

Организация работы над изобразительными средствами языка

1.Знакомство с определениями и понятиями

Начиная с 5-го класса, на уроках литературы и уроках русского языка по развитию связной речи школьники знакомятся со средствами выразительности в процессе изучения художественных произведений. В школьных учебниках даны определения, примеры, в конце учебников есть словарики литературоведческих понятий. Как правило, обучающиеся читают определение, записывают его в тетрадь, подбирают примеры из изученных произведений, или примеры предлагает учитель. И работа прерывается до изучения следующего средства выразительности или до анализа следующего произведения. При таком подходе ребята очень быстро забывают изученное; когда же необходимо вспомнить определение, зачастую это невозможно сделать, так как тетрадь за предыдущий класс уже не используется, учебник сдан в библиотеку. Говорить о какой-то системе работы, о целостном представлении о существующих изобразительно – выразительных средствах не приходится, особенно в наше время, время «клипового» сознания. Поэтому очень полезно систематизировать материал в таблицы, опорные схемы. Конечно, такие таблицы и схемы в огромном количестве представлены в различных справочниках и пособиях, но куда полезнее для школьников будет проделать это самостоятельно. Тогда это и запомнится лучше и будет иметь большую практическую значимость.

Сделать это можно двумя способами.

Первый путь – это начать составление таблицы в 5 классе и постепенно дополнять её в каждом следующем. В таблицу записывать определения и примеры, постепенно по мере изучения различных произведений дополнять графу с примерами.

Второй путь – предложить готовые памятки (пример памятки в Приложении). Такие памятки - это уже систематизированный материал с определениями и примерами, которые хорошо использовать в старших(10-11) классах, если до этого не была проделана работа по самостоятельному коллективному составлению таблицы.

2.Упражнения, включающие работу над изобразительными средствами речи учащихся 5 - 7 классов


I.Традиционные упражнения:

  1. найти изобразительные средства в тексте и выписать их;

  2. определить функцию или значение изобразительных средств;

3) определить, какой частью речи выражено изобразительное средство и какова его синтаксическая роль в предложении;

    1. определить художественную значимость и необходимость изобрази-тельных средств в данном контексте;

    2. подобрать синонимы и антонимы к данным тропам;

    3. составить словосочетания с данными изобразительными средствами; 7) выписать из текста словосочетания, в состав которых входят тропы;

8) привести свои примеры обозначенных тропов.


II.Нетрадиционные упражнения:

    1. ввести в текст различные тропы (дети получают на карточках прозаический текст с пропусками);

    2. устно закончить строчки стихотворения подходящими по смыслу и рифме тропами;

    3. написать сочинение-миниатюру на обозначенную тему, используя изобразительные средства;

    4. редактировать текст с точки зрения употребления в нем изобразительных средств.

Все перечисленные упражнения способствуют эффективному развитию образной речи школьников.

Таким образом, методика работы над средствами языковой выразительности в основной школе строится следующим образом: каждый из объектов изучения проходит 4 этапа работы:

  • нахождение слова в тексте;

  • запись в словарик, формирование понятий;

  • выполнение упражнений со словами данной лексико - семантической группы;

  • введение новых слов в текст, свою речь, то есть их активизация, исправление допущенных ошибок.

3.Работа со словарями

В работе над выразительными средствами языка важную роль играет работа с различными словарями: толковым, этимологическим, фразеологическим, словарём синонимов, антонимов.

Используя словари, можно организовать работу со словами-синонимами, антонимами, познакомиться с явлением многозначности слова.

На этом этапе можно предложить обучающимся комплекс упражнений по самостоятельному составлению словосочетаний, предложений, используя синонимы, антонимы и многозначные слова; определению роли антонимов и синонимов в предложении; осознанному употреблению лексических средств выразительности в своей речи.

4.Уроки чтения художественных произведений

На таких уроках в процессе чтения и анализа произведений русской литературы полезно наблюдать за «работой» каждой лексической единицы, каждого речевого оборота в тексте. Сделать это можно в процессе лингвистического анализа, основу которого составляет выявление системы языковых средств, использованных для передачи идейно-тематического и эстетического содержания высказывания.

Виды деятельности, которые могут использоваться:

  • подготовительная работа перед анализом текста (беседа, опирающаяся на личные наблюдения и опыт детей);

  • использование живописи для работы над картинами и образами произведений (иллюстративный материал сравнивать и сопоставлять с читаемыми на уроке литературными произведениями);

  • обращать внимание на эмоции, чувства и настроение, вызываемые лирическими стихотворениями;

  • устное и графическое рисование образов и пейзажей.

5.Проектно-исследовательская деятельность обучающихся

Основное требование Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьников самостоятельно добывать знания из разных источников, уметь работать с информацией, систематизировать и обобщать материал. Осуществить это можно, используя метод проектов.

На мой взгляд, проектно-исследовательская деятельность как нельзя лучше помогает закрепить навык обучающихся не только в выявлении средств выразительности, определении их роли в том или ином художественном произведении, но и способствует боле активному «присвоению» выразительных средств языка и употреблению их в своей речи.

Начинать такую работу можно и в 5 классе, и в любом другом на уровне основного образования. Так, в 5 классе можно реализовать проект «Эпитеты, метафоры и сравнения в произведениях, изученных в 5 классе». Можно эту работу «разбить» на отдельные темы: каждый ученик берет только одно из средств выразительности. Можно ограничить круг произведений одним автором, одним произведением. Всё зависит от целей и сроков проекта. Если работа проводится по одному средству выразительности, например, метафоре, то школьники могут создать словарик, иллюстрированный альбом, буклет и др. В 8 – 9 классах можно организовывать исследовательскую деятельность по изучению языка художественного произведения, в том числе включать вопрос о роли того или иного средства выразительности в создании образов, картин, раскрытии идейного замысла автора. Очень благодатными для такой работы являются произведения М. М. Пришвина, М. Зощенко, И. С. Тургенева, А.А. Фета, Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя.

Раздел 2. Практические материалы к урокам

Для работы в 5-7 классах


Знакомство с эпитетами

Эпитет –это красочные определения  предмета или явления (чаще всего выражены прилага-тельными)

Задание 1. В  следующих строчках найдите эпитеты:

  • статные осины высоко лепечут над нами;

  • томительный свет белой ночи;

  • длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит

  • погубленных березок вялый лист, еще живой и клейкий, как сено из-под дождика, душист. (А. Т. Твардовский)

Задание 2. Какие эпитеты использует автор для   создания художественных обра-зов?

Определить их значение в данных отрывках:

  • Сквозь волнистые туманы пробирается луна,

На печальные поляны льет печально свет она.

А.С. Пушкин.

  • Ночевала тучка золотая

На груди утеса – великана,

Утром в  путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

М. Ю. Лермонтов.

  •  Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…

М. Ю. Лермонтов.


Знакомство со сравнением

Сравнение - это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность.

Задание 1. Найдите сравнения. Что они передают?

  • Там, как черная железная нога побежала, поскакала кочерга. К. И. Чуковский

  • Мелкий грибной дождь… чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. К. Г. Паустовский

Задание 2. Запишите формы выражения сравнений:

  • Сравнительным оборотом с союзами: как, будто, как будто, словно, точно 

(В саду звезды раскидались, как красные, синие белые лепестки гиацинтов)

  • Существительным в творительном падеже (Змейкой мчится по земле белая поземка. С. Маршак

  • Существительным в родительном падеже (Лак на скрипке был цвета крови)

  •  Сравнительной степенью (Из мрака куст ползет, мохнатей медвежонка.

В. Луговской

  • С помощью слов: похожий на, похож на, подобен, напоминает, схож с…

(Кленовый лист напоминает нам янтарь. Н. Заболоцкий 

  • Придаточным сравнительным предложением (Спина его ссутулилась, словно за шиворот сунули подушку )

  • Отрицанием, т. е. не сопоставлением, а противопоставлением

      Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи,

      Мороз – воевода дозором обходит владенья свои. Н. А. Некрасов


Задание3. Как сравнения  позволяют поэтам добиться яркой выразительности?

  • Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

А.С.Пушкин

  • Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу…

Идешь, как будто по водам,

Нога шумит…

А красных мухоморов ряд,

Что карлы сказочные, спят…

А. Н. Майков

  • Заколдован невидимкой,

   Дремлет лес под сказку сна,

    Словно белою косынкой,

    Подвязалася сосна.

    Понагнулась, как старушка,

    Оперлася на клюку,

    А над самою макушкой

    Долбит дятел на суку.


Знакомство с метафорой

Метафора – это употребление слова или выражения в переносном значении на основании сходства между предметами. Это сравнение неявное, скрытое.

Задание 1. В следующих строчках найдите метафоры:


  • Природой здесь нам суждено              

В Европу прорубить окно.                                    А. С. Пушкин

  • На холмах пушки, присмирев,    

Прервали свой голодный рев.                           А. С. Пушкин


Задание 2. Что помогают читателю увидеть, понять, представить с помощью метафоры в данных отрывках?

  • Цветочная поляна – мой космодром. В.Солоухин

  • И битвы поле роковое                                                                      

Гремит, пылает здесь и там.  А. С. Пушкин

  • Гремят раскаты молодые,                                                                                      

Вот дождик брызнул, пыль летит,                                                                                        

Повисли перлы дождевые,

Солнце нити золотит.

Ф. И. Тютчев

Знакомство с олицетворением

Олицетворение – это наделение неживых  предметов человеческими чувства-ми,  мыслями,    речью.

Задание 1. В следующих строчках найдите олицеьворение.

  • Зима еще хлопочет                                

И на Весну ворчит.                              

Та ей в глаза хохочет                          

И пуще лишь шумит…                              

Взбесилась ведьма злая                    

И, снегу захватя,                                        

Пустила, убегая,                                  

В прекрасное дитя…                              

                                   С. Есенин                                      

  • Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,      

Что оно горячим светом                    

По листам затрепетало;                  

Рассказать, что лес проснулся,      

Весь проснулся, веткой каждой,  

Каждой птицей встрепенулся…

                                          А. Фет

Задание 2.  Какие образы создают авторы     с помощью олицетворений?

  • Клен ты мой опавший, клен заледенелый,                                        

Что стоишь нагнувшись над метелью белой?                          

Или что увидел?  Или что услышал?                                          

Словно за деревню погулять ты вышел.                

С. А. Есенин

  • Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра…Ты вся в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны. (А. Н. Толстой)


Закрепление:

Задание 1. Устраните несоответствие в названии и значении термина, соединив стрелочкой определение и название тропа.

Перечень тропов

Определение термина

Олицетворение

1. Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением

Эпитет

2. Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.

Сравнение

3.Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать

Метафора

4.Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства


Задание 2. Выполните тест.

1. Отметьте пример, содержащий сравнение:

1. Если Ваня разойдется, ему море по колено.

2. Как чайка, парус там белеет в вышине.

3. Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка.

2 . Отметьте пример, содержащий олицетворение: 

  1. Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде.

  2. Все флаги в гости будут к нам.

  3. Жидкой позолотой закат обрызгал серые поля.

3. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Мы выходили из дома привычной дорогой, и перед нами раскрывалось залитое светом зелёное царство охоты.

  1. сравнение

  2. метафора

  3. олицетворение

4.  Укажите, какое средство выразительности использовано в данном предложе-нии.

Из сада слышался деловитый гул пчёл и нестерпимый треск кузнечиков.

1) метафора

2) эпитет

3) олицетворение

5.  Определите средства выразительности в каждом предложении.

  1.  Великий город гудел, как сказочный улей.

  2.  Смотри, как запад разгорелся вечерним заревом лучей.

  3.  Гора там есть с заоблачной тропой!


Ответы к тесту: № 1 – 2;

2 – 3;

3 – метафора;

4 – эпитет;

5 1- сравнение 2 – метафора 3 – эпитет


КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ


Можно проводить в 8-9 классах

1 Какое средство выразительности отмечено в стихотворных строках?

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях. (В.Шефнер «Устная речь»)

1) Олицетворение

2) Синекдоха

3) Сравнение

4) Аллегория


2 Какое из перечисленных средств использовано в стихотворении А. Ахматовой:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово.

1) Метонимия

2) Оксюморон

3) Аллегория

4) Эпитеты


3 «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» ( И.С Тургенев )


Ученик утверждает: «В своем высказывании И.С. Тургенев использует эпитеты, риторический вопрос и риторические восклицания, парцелляцию, синонимы, повторы». Какое средство названо ошибочно?

1) Парцелляция

2) Повторы

3) Эпитеты

4) Синонимы


4 В каком ряду верно указаны все средства выразительности, характерные для данного высказывания?

«Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины» (К. Г. Паустовский)


1) Устаревшее слово, инверсия, эпитеты

2) Лексические повторы, олицетворение, ряды однородных членов

3) Параллелизм, сравнение, метафора

4) Оксюморон, антонимы, лексические повторы


5 Какие из перечисленных средств выразительности характерны для следующих стихотворных строк:

Мой верный друг! Мой раб коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык! (В.Брюсов «Родной язык»)


1) Инверсия

2) Риторический вопрос

3) Лексический повтор

4) Сравнение

5) Литота

6) Анафора

7) Антонимы

8) Риторическое обращение.

Ключ: 1-1. 2-2. 3-2. 4-1. 5-1,6,7,8.

Для работы в старших классах

I тропы

Работа над тропами проводится от простого к сложному: сначала повторяются определения, затем предлагаются задания по выявлению подчеркну-тых тропов, затем осуществляется самостоятельный поиск тропов в предложенных фрагментах, тестовые задания на соответствие и затем работа с текстом.

  1. Задания на определение названия по основным признакам уже подчеркнутых тропов и обоснование своего выбора

  • Найдите в предложениях тропы (эпитеты, метафору, гротеск, гиперболу, метонимию, иронию, сравнение, олицетворение, литоту, перифраз, синекдоху):

1. А у низеньких околиц звонно чахнут тополя (С. Есенин)

2. Спокойно спит в тени блаженной забав и роскоши дитя… (А. Пушкин)

3. Прими из рук моих нерукотворный град… (М. Цветаева)

4. Лес, словно терем расписной, лиловый, золотой, багряный (И. Бунин)

5. Но когда замираю, смиренная, / На груди твоей снега белей… (А. Ахматова)

6. Никакая родина другая/ Не вольет мне в грудь мою теплынь…

7. Даже яблонь весеннюю вьюгу я за бедность полей разлюбил… (С. Есенин)

8. Буйство глаз и половодье чувств… (С. Есенин)

9. В сто сорок солнц закат пылал. /В июль катилось лето… (В. Маяковский)

10. Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита… (А. Пушкин)

11. Не то на серебре – на золоте едал… (А. Грибоедов)

12. Швед, русский колет, рубит, режет… (А. Пушкин)

13. Черные фраки носились врозь и кучами там и сям… (Н. Гоголь)

14. Клубит и пляшет дым болотный… (С. Есенин)

15. В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах,.. а сам с ноготок! (Н. Некрасов)

16. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей… (А. Грибоедов)

17. Если нас вояка тот или иной захочет спровоцировать войной, - наш ответ: нет! (В. Маяковский)

18. Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина

19. Надел на голову квартала рыжий парик… (В. Маяковский)


  1. Самостоятельный поиск тропов

  • Найти в предложениях тропы и соотнести буквы и цифры

А. Где уж нам, дуракам, в этом разобраться?!

Б. Отговорила роща золотая/ Березовым весенним языком…

В. - Эй, Калуга! Подь сюда!

Г. О чем ты воешь, ветер ночной…

Д. Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая…

Е. Глаза громадные, как прожекторы.

Ж. Сегодня профессиональный праздник работников прилавка.

З. О Русь – малиновое поле, / И синь, упавшая реку…

И. С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив.

К. Талии не более бутылочной шейки…

Л. Прекрасен Царскосельский сад, / Где льва сразив, почил орел России мощной.

М. Тяжелые, утомительные, однообразные думы.

Список тропов: 1.Эпитет; 2. Метафора; 3. Метонимия; 4. Сравнение; 5. Олицетворение; 6.Оксюморон; 7. Гипербола; 8. Литота; 9. Ирония; 10. Сарказм; 11. Аллегория; 12. Перифраз


  1. Найти в предложениях тропы (список терминов не прилагается)

  • Найти в предложениях тропы, выписать с указанием названия

  1. Я не знаю: как назвать томительный свет белой ночи…

  2. Ликует буйный Рим...

  3. Небеса опускаются наземь, точно занавеса бахрома...

  4. И золотеющая осень... листвою плачет на песок

  5. Весна бродила вместе с легким сквозным ветром по коридорам.

  6. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку

  7. Одни дома длиною до звезд, другие - длиной до луны

  8. Лошадь величиною с кошку…

  9. Моё лицо, если только оно меня слушалось, выражало сочувствие и понимание»

  10. Солнце нашей поэзии закатилось…

  • Найти в предложениях тропы, выписать с указанием названия

  1. И тьмой и холодом объята душа усталая моя.

  2. Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя…

  3. Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак.

  4. Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной

  5. По неделе ни с кем никому не скажу, все на камне у моря сижу…

  6. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость

  7. Ту уже включились в кампанию акулы пера

  8. Мартышка к старости слаба глазами стала.

  9. Жизнь человека — один миг…

  10. И слышно было до рассвета, как ликовал француз

  1. Тестовые задания



Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

1.

Заря молитвенником красным пророчит благостную весть. (С. Есенин)

А. Метонимия

2.

Роз алеет алый рот. (М. Кузьмин)

Б. Эпитет

3.

Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н. Гоголь)

В. Метафора

4.

Да и птицы здесь не живут, только хохлятся скорбно и глухо

Г. Сравнение



Д. Синекдоха



Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

1.

Но самозванка – я пришла домой… (М. Цветаева)

А. Синекдоха

2.

…больше всего береги и копи копейку… (Н. Гоголь)

Б. Сравнение

3.

…вы смотрите устрицей из раковин вещей (В. Маяковский)

В. Антитеза

4.

При адском грохоте и треске

До слёз Чайковский потрясал

Судьбой Паоло и Франчески (Б. Пастернак)

Г. Перифраз



Д. Метонимия



Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

1.

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов)

А. Олицетворение

2.

В огне, жуками всех систем, жужжат автомобили.

(В. Маяковский)

Б. Сравнение

3.

Годами когда-нибудь в зале концертной

Мне Брамса сыграют, - тоской изойду. (Б. Пастернак)

В. Ирония

4.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… (А. Пушкин)

Г. Метонимия



Д. Синекдоха

  1. Работа с текстом

Работа с текстом предполагает умение осознавать, каким образом автор добивается взаимодействия с читателем, как передает смысл и собственные чувства, оценку, как добивается яркости и образности читательского восприятия. Задание усложняется тем, что работать предстоит теперь не с отдельными фрагментами, а с текстом в целом.

Лунный блик.

1.Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. 2.Он серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой. 3.Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа. 4. Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилий опережая напряженно работающую машину. 5. И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл её, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.

  1. В каком предложении употреблено сравнение?

  1. 5 2) 1 3) 2 4) 3

  1. В каком предложении используется метафора?

  1. 3 2) 5 3) 2 4) 1

  1. В каком предложении употреблено олицетворение?

  1. 2 2) 4 3) 5 4) 1


Работа с синтаксическими средствами выразительности

II. Фигуры.

Принцип работы тот же, что и в Iчасти «Тропы».


  1. Задания на определение названия по основным признакам уже подчеркнутых фигур и обоснование своего выбора.

1. Когда избавит нас творец/От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! (А. Грибоедов)

2. Покорный Перуну старик одному...». (А. Пушкин)

3. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А. Чехов)

4. Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю; (Ф. Вийон)

5. Всё — только руку протяни — все тут. / Всё — только пристальней взгляни — все тут.

(В. Луговской)

6. Едут по полю добры молодцы, / Летят по небу ясны соколы.

7. Край родной долготерпенья, /Край ты русского народа.

8. Пришел, увидел, победил (Юлий Цезарь);

9. "Куда ты скачешь, гордый конь, /И где опустишь ты копыта?" (А. Пушкин)

10. Унылая пора! Очей очарованье!.. (Ф. Тютчев)

11. Я за свечку, свечка - в печку! Я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать! (К.Чуковский)

12. Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, и все равно, и всё – едино (М. Цветаева).

13. Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, // Что уж барону время умереть (А.С. Пушкин).

14. Мы любим все – и жар холодных числ, / И дар божественных видений. (А. Блок)

15. Самое лучшее и дорогое – Родина. / Горе твое – это наше горе, Родина.

Список терминов: антитеза, инверсия, градация, повтор, анафора, эпифора, многосоюзие, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, восклицание, обращение, синтаксический параллелизм, парцелляция

  1. Задания по самостоятельному поиску фигур речи

Коня, коня, полцарства за коня! (У.Шекспир)

  1. Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса.

  2. Лес не тот! - Куст не тот! - Дрозд не тот! (М.Цветаева)

  3. Или ты меня не знал, или ты себя не знал?

  4. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В. Короленко)

  5. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет. (А. Блок)

  6. Хотя страшился он сказать, / Нетрудно было б отгадать, / Когда б… но сердце, чем моложе, / Тем боязливее, тем строже…

  7. Кто был ничем, тот станет всем.

  8. Смотри, ей весело грустить /Такой нарядно-обнаженной (А.Ахматова)

  9. Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть. /И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. (П. Антакольский)

  10. И где Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? (А. Пушкин)

  11. Над ухом шепчет голос нежный… (А. Пушкин)

  12. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.

  13. Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком (А.Твардовский).

  14. "А судьи кто?" (А. Грибоедов)

  15. "Тройка! Птица-тройка!" (Н.В. Гоголь).

Список терминов: антитеза, инверсия, градация, повтор, анафора, эпифора, многосоюзие, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, восклицание, обращение, синтаксический параллелизм, парцелляция


  1. Задания по поиску фигур речи без предложенного списка терминов

  1. Пора! Пора! Рога трубят (А.С. Пушкин)

  2. Не напрасно дули ветры, /Не напрасно шла гроза.

  3. Я мещанин, я мещанин, Я, слава богу, …Нижегородский мещанин (А.С. Пушкин)

  4. Что же ты, песня моя, /Молчишь? /Что же ты, сказка моя, /Молчишь? (П. Васильев)

  5. и блеск, и шум, и говор волн (А.С. Пушкин).

  6. Прямо дороженька, насыпи узкие, / Столбики, рельсы, мосты.

  7. Баснь эту можно бы и боле пояснить – /Да чтоб гусей не раздразнить...

  8. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем (М.Лермонтов).

  9. Но красоты их безобразной/ Я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов)

  10. Он тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить (В. Шукшин).

  11. Все грани чувств, все грани правды стерты:/ В мирах, в годах, в часах. (А. Белый)

  12. Белеет парус одинокий (М. Лермонтов)

  13. В синем небе звёзды блещут, / В синем море волны плещут.

  14. Крыша - небо, хата - ель, Корни жмут под ребра. (Твардовский)

  15. "Пышный! Ему нет равной реки в мире!" (о Днепре Н. Гоголь)

  16. Могу ль узреть во блеске новом/ Мечты увядшей красоту?


4.Тестовые задания

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

1.

У капель – тяжесть запонок… (Б. Пастернак)

А. Эпифора

2.

Как у молодой змеи – да старый уж,

Как у молодой жены – да старый муж.

(М. Цветаева)

Б. Градация

3.

Плащ, шаловливый, как руно,

Плащ, преклоняющий колено. (М. Цветаева)

В. Элипсис

4.

Слышу твой кошачий шаг,

признак измены!

Вновь темнит глаза твой мрак,

признак измены!

(М. Кузьмин)

Г. Симплока



Д. Анафора

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

1.

Солнце – мое. Я его никому не отдам. Ни на час, ни на луч, ни на взгляд. (М. Цветаева)

А. Бессоюзие

2.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык. (А. Пушкин)

Б. Парцелляция

3.

Раскат импровизаций нес

Ночь, пламя, гром пожарных бочек,

Бульвар под ливнем, стук колес,

Жизнь улиц, участь одиночек. (Б. Пастернак)

В.Синтаксический параллелизм

4.

Тебе обывательское

- о, будь ты проклята трижды! –

и моё,

поэтово

- о, четырежды славься,

благословенная!

(В. Маяковский)

Г. Многосоюзие



Д. Антитеза


Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

1.

Доля ты! – русская долюшка женская!

(Н. Некрасов)

А. Многосоюзие

2.

Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость… (А. Пушкин)

Б. Риторический вопрос

3.

Кого не утомят угрозы,

Моленья, клятвы, мнимый страх… (А. Пушкин)

В. Риторическое восклицание

4.

Неужель на такие страдания не откликнется наша душа?

Г. Синтаксический параллелизм



Д. Бессоюзие

5.Работа с текстом

  • Укажите номера тех средств выразительности, которые используются в тексте.

И это скольжение, как на воздушных салазках, вниз принесло ей наибольшее наслаждение. Земля поднялась к ней, и в бесформенной до этого черной гуще обозначились ее тайны и прелести во время лунной ночи. Земля шла к ней, и Маргариту уже обдавало запахом зеленеющих лесов. Маргарита летела над самыми туманами росистого поля, потом над прудом. Под Маргаритой хором пели лягушки, а где-то вдали, почему-то очень волнуя сердце, шумел поезд. Маргарита вскоре увидела его. Он полз медленно, как гусеница, сыпя в воздух искры. Обогнав его, Маргарита прошла над еще одним водным зеркалом, в котором проплыла под ногами вторая луна, еще более снизилась и пошла, чуть-чуть не задевая ногами верхушки громадных сосен.

(М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита)

1. Сравнение

2. Метафора

3. Перифраза

4. Литота

5. Гипербола

  1. Эпитеты

  1. Риторическое обращение

  2. Инверсия

  3. Градация

  4. Лексический повтор





Приложение

Изобразительно-выразительные средства языка и речи

Термин

Определение

Примеры

Аллегория
(иносказание)

Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

В баснях аллегорическое воплощение: лиса – хитрости, заяц – трусости, волк – злобы и жадности, осёл – глупости.

Анафора
(единоначатие)

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф.

Например, в стихотворении М.Лермонтова "Благодарность" шесть строк начинаются с предлога за. В стихотворении Г.Державина "Русские девушки" пять строк начинаются с как.

Антитеза
(противопоставление)

Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п.

Часто выражается с помощью антонимов.

Не плоть, а дух растлился в наши дни. (Ф.Тютчев).

Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой. (А.Пушкин).

«Война и мир» (Л.Толстой), «Преступление и наказание» (Ф.Достоевский), «Коварство и любовь» (Ф.Шиллер).

Бессоюзие

 

Намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности.

Швед, русский – колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
(А.Пушкин).

Гипербола
(преувеличение)

Чрезмерное преувеличение свойств предмета; количественное усиление признаков предмета, явления, действия.

В сто сорок солнц закат пылал,
В июль катилось лето. (В.Маяковский).

Миллион, миллион алых роз из окна, из окна видишь ты (Песня).

Градация

Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

Фашизм ограбил, разъел, расшатал Европу. (И.Эренбург).

Пришел, увидел, победил.

Каждый памятник культуры разрушается, искажается, ранится навсегда (Д. Лихачев).

Инверсия

Намеренное нарушение обычного (прямого) порядка слов.

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари (С.Есенин).

Он из Германии туманной
привез учености плоды. (А.Пушкин).

Ирония
(скрытая насмешка)

Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан большому контексту или целому произведению.

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов).

Пример иронического произведения – стихотворение М.Лермонтова «Благодарность» (здесь ирония доходит до сарказма – высшей степени проявления иронии).

Литота

Преуменьшение предмета (обратная гипербола)

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов)

Метафора

Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение. Разновидность – развернутая метафора.

В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин).

На болотах клюквы россыпи
Догорают в пепле инея (Н.Колычев).

Пример развернутой метафоры – стихотворение М.Лермонтова "Чаша жизни".

Многосоюзие

Повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения.

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы. (А.Пушкин).

Иди на бой за честь отчизны,
За убежденья, за любовь. (Н.Некрасов).

Оксюморон
(оксиморон)

Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления (сочетание несочетаемого)

Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг (М.Лермонтов).

Но перед ним туда навек закрыта дверь,
Где радость теплится страданья (А.Фет).

Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной (А.Ахматова).

С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив? (С.Есенин).

«Живые мощи» (И.Тургенев), «Живой труп» (Л.Толстой), «Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский).

Олицетворение

Перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных.

Разновидность – развернутое олицетворение.

Луна хохотала, как клоун (С.Есенин).

Полночь в моё городское окно
Входит с ночными дарами (А.Твардовский).

Пример развернутого олицетворения - стих-е М.Лермонтова "Утёс".

Параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение смежных предложений.

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
(М.Лермонтов).

Мне нравится, что вы больны не мной.
Мне нравится, что я больна не вами.
(М.Цветаева).

Парцелляция

Расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное нарушение границ предложения.

Боюсь гостиниц. Может, потому,
что чувствую, что в номере когда-то
остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата. (Е.Винокуров).

Перифраз
(перифраза)

Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на признаки неназванного предмета.

Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

(А. Пушкин).

Вместо С.-Петербург – северная столица, город на Неве, северная Пальмира и т.п.

Риторический вопрос

Вопросительное предложение, не требующее ответа; используется для привлечения внимания к изображаемому явлению или для размышления

Есть ли смысл обманывать себя?

Разве добрые дела совершаются для похвалы или награды?

Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? (С.Львов).

Риторическое обращение

Синтаксическая конструкция эмоционально-экспрессивного характера для привлечения внимания, выражающая отношение автора к объекту.

О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия (Ф.Тютчев).

Дух бродяжий! Ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств. (С. Есенин).

Симплока

Фигура синтаксического параллелизма в смежных стихах, у которых а)одинаковое начало и конец при разной середине, б)наоборот, разные начало и конец при одинаковой середине.

Совместная встречаемость двух стилистических фигур: анафоры и эпифоры

Во поле берёзонька стояла,

Во поле кудрявая стояла (народная песня)


Август –астры,

Август –звёзды,

Август – грозди

Винограда и рябины

Ржавой – август.

(М.Цветаева)

Сравнение

Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.(С.Есенин).

Капли росы - белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (В.Солоухин).

Лед неокрепший на речке студеной
словно как тающий сахар лежит. (Н.Некрасов).

Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (С.Есенин).

Ее глаза – как два тумана,
полуулыбка, полуплач (Н.Заболоцкий).

Развернутое сравнение

Сравнение ряда сторон, ряда признаков сложного явления (обычно с помощью союза как).

Ходить по-утиному; сидеть по-турецки; бежит как на пожар.

Пример развернутого сравнения – XI строфа стихотворения "Осень".

Умолчание

Внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя.

С тобой летят, летят часы,
Язык безмолвствует…одни мечты и
грёзы… (Д.Давыдов).

Эллипсис

Пропуск во фразе какого-либо слова, логически подразумевающегося.

Богаты мы, едва {вышли}из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом.
(М.Лермонтов).

Эпитет

Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего метафорическое прилагательное); «красочное» определение. Нельзя смешивать с определительными прилагательными, являющимися просто предметными и логическими определениями.

Капельки хрустальной влаги; седой росный луг (В.Солоухин).

От весел к берегу кудрявый след бежал (А.Фет).

Пала царственная Троя. (Ф.Тютчев).

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком (С.Есенин).

Ср.: белый снег, мягкий снег – опреде-лительные прилагательные; сахарный снег, лебяжий снег – эпитеты.

Эпифора
(концовка)

Повторение слов или выражений в конце смежных предложений.

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! (А.Блок).























Использованные источники:


1.Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного произведения / Л.Г. Бабенко. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2007. – 496 с.

2. Батаева З.С. - Особенности изучения языковых средств выразительности на уроках русского языка. - http://infourok.ru/

3.Бахтин М.М. Вопрос стилистики на уроках русского языка в средней школе // Русская словесность. 1994. – №2. – С. 47-56.

4.Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов/С.П.Белокурова. СПБ Академия. – 2005. – 378 с.

5.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. М.: Просвещение. – 2013. – 207 с.

6.Ковалев В.П. Языковые выразительные средства русской художественной прозы / В.П. Ковалев. Киев: Изд-во Высшая школа, 1981. – 341 с..

7.Литература.6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2-х частях/[В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С.Збарский]; под ред. В.Я. Коровиной.-7-е изд. – М. Просвещение, 2017.-303с.

8. Литература.9 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2-х частях/[В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной.-3-е изд. – М.Просвещение, 2016.-415с.

9. Русский язык: Практика. 6кл:учебник /Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Пименова, А.П. Еремеева и др.; под ред. Г.К. Лидман-Орловой. – 4-е изд. - М.: Дрофа, 2015. – 156 c.

10. Русский язык. Русская речь, 6кл: учебник /Е.И. Никитина. – 2-е изд. - М.: Дрофа, 2017. – 318c.

11.Русский язык: Практика. 9кл: учебник /Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под ред. Ю.С. Пичугова. – 3-е изд. - М.: Дрофа, 2016. – 301c.

12.Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика:Учеб.пособие/вступ. Статья Н. Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. – М.: Аспект Пресс, 2002-334с.

13.Цой А.А. Проблемы обучения видам речевой деятельности в практическом курсе русского языка // Вестник КазНУ. Серия филологическая. – 2004. – №7. – С. 17-26.

31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!