СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ С 5 ПО 9 КЛАСС К СДАЧЕ ГИА
В ФОРМЕ ОГЭ ПО БИОЛОГИИ
(из опыта работы)
Похлебаева Ирина Валерьевна
Учитель биологии
Высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ № 4,
город Златоуст, Челябинская область
Российская школа ориентировалась и ориентируется на высокий научный уровень содержания образования. Методологической основой содержания образования составляют принципы фундаментальности, систематичности и доступности.
Общие цели преподавания биологии как учебного предмета в контексте нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в рамках реализации ФГОС – формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе; овладение методами познания живой природы и умениями использовать полученные знания в повседневной жизни и в будущей трудовой деятельности;
Подготовка к ГИА – каждодневная кропотливая работа как учителя, так и педагога во время уроков, во внеурочное время.
Знания, полученные на занятиях по биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, углубить знания, умения и навыки по предмету, а также быть ориентированными на качественные результаты на ГИА.
Для того, чтобы качественно подготовить учащихся к сдаче ГИА, учителю необходимо хорошо знать спецификацию контрольно- измерительных материалов, знать кодификатор элементов содержания, на высоком уровне владеть практикой преподавания теоретического и практического материала всего курса биологии.
От учащихся необходимо:
-знать и понимать теоретический материал;
-понимать особенности биологических объектов и уметь их сравнивать;
-применять теоретический материал на практике, в нестандартных условиях и ситуациях;
Подготовка к ГИА по биологии начинается с 5 – го класса.
Для пятиклассников предмет «Биология» является новым. Биология – важнейший предмет естественнонаучного цикла. Роль учителя заключается во влечении обучающихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей обстановки на уроках.
В течение первого полугодия обучения, в результате адаптации пятиклассников к процессу обучения в средней школе, выясняется уровень обученности как всего класса, так и отдельных обучающихся. Учащиеся, согласно уровню субъектного опыта и сформированности УУД в начальной школе, получают разноуровневые, дифференцированные задания по предмету, как при фронтальной, так и индивидуальной работе на уроках.
Пятиклассники, начиная обучение по-новому для них предмету, к концу первого полугодия начинают понимать различия между контрольной работой и практическими, лабораторными, самостоятельными и проверочными работами. Большое внимание уделяется на уроках формирование понятийного аппарата по предмету, а также практическому применению знаний.
Для повышения эффективности работы и обучения необходимо планировать и использовать не менее трех организационных форм: индивидуальная, в паре и групповая формы.
Формы обучения:
• коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
• групповые (обсуждение темы в группах, решение практических задач в парах и т.п.);
• индивидуальные (индивидуальная консультация, задания, карточки др).
Применимы на уроках следующие задания: выбери верное утверждение, докажи и объясни, соотнеси признаки, соотнеси признаки и объектами, явлениями и процессами, найди в тексте и поясни своими словами.
Все учащиеся, заинтересованные в получении знаний по предмету, по желанию участвуют в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
6 и 7 класс- отрабатывается понятийный аппарат, практическое применение полученных знаний и умений на практике.
Активные формы работы: словарный биологический или графический диктант, работа с индивидуальными и дифференцированными картами, докажи практичность теории, составление опорных конспектов, работа с графическим материалом и с таблицами, работа с текстом, решение практических задач.
Для текущей проверки знаний основе субъектного опыта учащихся, применимы индивидуальные и дифференцированные задания различного уровня:
1 уровень – репродуктивный (сделай как у меня, спиши и выполни задание, найди лишнее, соотнеси, определи последовательность по образцу;)
2 уровень – продуктивный (выполнение заданий требует мыслительных операций, понимания и установления причинно-следственных связей между предметами и явлениями;)
3 уровень – творческий (у учащихся свой способ решения тех или иных задач, даже таких, в которых кроме явной присутствует и скрытая связь; учащиеся ориентируются на общие и межпредметные признаки, отличающие широкие классы объектов и явлений и при этом способны переносить знания в незнакомые, новые и нестандартные ситуации).
На уроках в 6-7 классах применимы следующие задания: выбери три из шести, исправь ошибки в тексте и поясни свой выбор, работа с таблицами, графиками, схемами.
Все учащиеся, заинтересованные в получении знаний по предмету, по желанию участвуют в олимпиадах и конкурсах различного уровня, а также выполняют индивидуальный проект по предмету.
8 класс – совместно с отработкой понятийного аппарата, отрабатываются практические навыки. Совместно с фронтальной работой на уроках, ведется индивидуальная работа с обучающимися. В 7 и 8 классах – лабораторных и практических работ наибольшее количество по предмету. В 8 классе учащиеся решают практические задачи по анатомии и учатся правильно их оформлять, читать табличные данные, развивают умение работать с информацией в таблицах, схемах и графиках.
Активно применяется технология проблемного, развивающего мышления, технология критического мышления, технология уровневой дифференциации.
Активные формы работы: словарный биологический или графический диктант, работа с индивидуальными и дифференцированными картами, работа с таблицами, графическим материалом, работа с текстом, а также выполнение практических заданий. Все больше внимания уделяется работе с заданиями части В и части С. Все текущие и итоговые контрольные работы сформированы в формате ОГЭ.
Для учащихся, которые уже заявили желание сдавать ГИА по биологии, даются задания с КИМов прошлых лет и оцениваются в индивидуальном порядке, а также домашние контрольные работы через онлайн интернет – ресурсы, например, учителем задаются домашние контрольные, самостоятельные и практические работы через сайт «Сдам ГИА, решу ОГЭ».
Участие в конкурсах, олимпиадах по предмету является обязательным для тех, кто заинтересован в изучении предмета и намерен сдавать ГИА по предмету.
В 9 классе активно применимы технология критического мышления, технология уровневой дифференциации, технология кейсов.
Формы работы на уроках: биологический или графический диктант, тестирование, фронтальный опрос, работа с текстом, с таблицами и графическим материалом, установление и построение причинно- следственных связей и логических цепочек и др.
Отрабатывая систематически навыки работы с текстом, с графическим материалом, с понятиями, с явлениями, позволяют скорректировать индивидуальную работу с учащимися.
Все текущие самостоятельные, проверочные, практические, контрольные и итоговые контрольные работы сформированы в формате ОГЭ. Контрольно- измерительные материалы составлены в пределах школьной программы, но рассчитаны на максимальную стимуляцию мыслительной деятельности.
В 9 классе открывается дополнительно факультатив по подготовке к ГИА. На факультативе отрабатываются практические навыки по предмету, умение работать с текстом и табличными данными, организовывается самостоятельная работа учащихся – онлайн- тесты, тренинг по пробным КИМам. С помощью интернет - ресурсов, на сайте «Сдам ГИА. Решу ОГЭ», учащиеся решают сформированные учителем домашние контрольные, проверочные, самостоятельные работы, тестовые задания. Все выполненные задания отражаются в ведомости классного журнала у педагога на сайте «Решу ОГЭ».
В течение учебного года для учащихся 9 – х классов проводятся три «пробных экзамена» - в октябре (входной контроль), в декабре – январе (текущий контроль), в марте – апреле (итоговой контроль готовности к сдаче ГИА).
Участие в конкурсах, олимпиадах, а также в пробном тестировании ГИА по предмету является обязательным для тех, кто сдает экзамен по биологии.
Государственная итоговая аттестация – серьезное испытание для школьников. Постоянный, систематический контроль, коррекция деятельности обучающихся – залог успешной сдачи ГИА.