СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки обучающихся по русскому языку и литературе к ОГЭ/ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена система подготовки обучающихся 9,11 классов к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки обучающихся по русскому языку и литературе к ОГЭ/ЕГЭ»

Система подготовки обучающихся по русскому языку и литературе к ОГЭ/ЕГЭ

Учитель русского языка и литературы МАОУ

«Холмогорская средняя школа

имени М. В. Ломоносова»

Узкая Вера Федоровна.

Архангельская область,

Село Холмогоры

В системе школьных предметов русский язык занимает особое место: он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Владение языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации во многом определяет достижения каждого обучающегося на всех предметах школьного курса и в дальнейшем во всех областях жизни. Русский язык – это обязательный предмет ГИА и в школе, и для поступления на все специальности в вузах. Поэтому подготовка к экзамену - это всегда ответственный процесс как для обучающихся, так и для учителя. Как же качественно подготовить обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ и получить достойный результат? У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену, свои формы, методы, приёмы. Я расскажу о своей системе подготовки обучающихся по русскому языку и литературе к ОГЭ/ЕГЭ.

Чтобы результаты были успешными, работа должна вестись системно и начинаться как можно раньше. Старт подготовки даю в 5 классе, потому что основные знания и умения, закладываются в период с 5 по 9 класс, воспитываются такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, интерес к предмету. Начиная с 5 класса, каждый мой ученик заводит тетрадь для опорных конспектов (мы называем его Справочник), в которую до 9 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. Материал в схеме может отражать и те моменты, которые изучаются в старших классах, то есть я даю материал на опережение, например, в 5 классе ученики знакомятся с видами сложных предложений (БСП, ССП, СПП). В 8 классе при изучении темы «Виды связи словосочетаний» сразу отрабатываем навык выполнения задания 9 (ОГЭ 2024). К 9 классу у ребят хорошо закрепляется данный материал. В 9 и затем в 10 классе мы заводим тетрадь для подготовки к экзаменам. Особенностью является модульный подход, ориентированный на подготовку к государственной итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры письменной речи.

Курс 9 класса состоит из 4 модулей:

1. Готовимся к устному собеседованию

1. Учимся писать сжатое изложение.

2. Учимся писать сочинение-рассуждение.

3. Учимся выполнять тестовые задания.

Курс 11 класса - из 3 модулей:

1. Учимся писать декабрьское сочинение

2. Учимся писать сочинение-рассуждение (ЕГЭ)

3. Учимся выполнять тестовые задания.

Такой модульный подход эффективен, так как на занятиях предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Для того чтобы ученики в 9, 11 классах смогли написать сочинение, я начинаю с 5 класса вести с ними работу по анализу текста. Комплексный анализ текста помогает исследовать его с разных сторон. От класса к классу объемы исследования текста увеличиваются, формируются навыки анализа текста, повторяются темы всех разделов лингвистики, оттачиваются умения в создании письменных высказываний учащихся. Тема моей работы «Система подготовки обучающихся по русскому языку и литературе к ОГЭ/ЕГЭ» подразумевает тесную связь между уроками русского языка и литературы, т.е. применение в своей работе элементов интегрированного урока, где художественные тексты, их фрагменты становятся предметом размышлений для учащихся. Планирую письменные работы по литературе: письменный ответ на вопрос, размышление, пересказ небольшого фрагмента, сочинение…

Принципы интегрированного обучения я использую или на протяжении всего урока, или только на каких-то его этапах (5-8 классы на этапах, 9-11 на протяжении всего урока). Это еще зависит и от типа урока, от формы проведения, от раздела языкознания, от вида контроля, а также учитываю и то, что изучается параллельно по литературе, т.е. подбор литературных произведений, и даже наличие двух этих уроков в расписании одного учебного дня. Интегрированный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. Но преимущества интегрированного урока очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, для применения теоретических знаний на свободном материале, постоянное обращение к классической литературе повышает качество знаний и по этому предмету и интерес к нему.

Единый государственный экзамен по литературе... Эти слова бросают в дрожь, наверное, каждого: и ученика, и учителя (учителя в особенности!). ЕГЭ по литературе – это достаточно сложное испытание для выпускников школ. И чтобы его выдержать достойно, необходимо со всей ответственностью и серьезностью отнестись к подготовке к нему. И если говорить о подготовке, то здесь следует отметить, что целенаправленно и осознанно работа начинается, когда обучающийся приходит в 10 класс, выбирает профили и экзамены, которые планирует сдавать для поступления. В основном подготовка ведется только во внеурочное время и индивидуально (как правило литературу сдают один-два человека из класса).

Здесь уже я для себя ставлю определенные задачи:

Первое: научить внимательно вчитываться в формулировку вопроса.

Второе: учить и учиться отвечать на него сжато, чётко, не отклоняясь от темы.

Третье: обязательно обдумывать ответ на вопрос, составлять план и по нему излагать материал.

Четвёртое: в обучении важно не только учитывать ошибки и просчёты, не менее необходимы образцы ответов (правильных, хороших, соответствующих предъявляемым к ответу требованиям).

Система подготовки к ОГЭ/ЕГЭ по русскому языку и литературе, используемая мной, даёт положительные результаты. Объём экзамена и его сложность требуют от обучающихся хорошей мотивации и самостоятельной подготовки в том числе. Для этого предлагаю сайты, на которых можно отработать различные навыки, познакомиться с интересным теоретическим материалом, видео уроки, вебинары, курсы, на вопросы с развернутым ответом в качестве образца я сама пишу сочинения.

И, конечно, при подготовке большую роль в получении знаний играет контроль со стороны учителя и самоконтроль. Грамотная организация контроля приучает школьников к дисциплине, к тому, что нужно учить. Кроме этого, ученик видит результаты своего труда, оценивает уровень своих знаний. Систематическая проверка всех заданий, выполняемых учениками, способствует повышению качества знаний. Для этого у каждого ученика в тетради для подготовки есть Лист контроля.

Для того чтобы успешно сдать экзамен в 11 классе, необходимо много трудиться и учителю, и ученику. Чем больше ученик трудится, в том числе и самостоятельно, тем выше у него результат.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!