СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Система подготовки к сочинению"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту.Совершенствовать навыки анализа текста.

Просмотр содержимого документа
«"Система подготовки к сочинению"»

Тема урока «Система подготовки к сочинению-рассуждению по русскому языку».

Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по заданному тексту;совершенствовать навыки анализа текста;воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Задачи урока:

Образовательные:формулировать основную проблему текста и комментировать ее; определять позицию автора и отражать ее в сочинении; излагать собственное мнение по проблеме с привлечением литературных аргументов.

Воспитательные:

  1. Продолжить работу над связной, разговорной речью, правильным формированием выводов и итогов урока.

  2. Помочь учащимся воспитать усидчивость, целеустремленность, ответственность,  коллективизм.

Развивающие:

  1. Дальнейшее развитие УСМД: анализа, обобщения, конкретизации и рефлексии.

  2. Дальнейшее развитие умения строить коммуникативные отношения с использованием различных форм и норм коммуникации.

3. Дальнейшее развитие и совершенствование  речевых навыков учащихся

Тип урока: урок развития речи.

Методы обучения: словесный, проблемный, демонстрационный, исследовательский

Форма организации учебной деятельности школьников: индивидуальная, коллективная, групповая, парная.

Виды деятельности учащихся: исследование (анализ текста), выступление (презентация), слушание, говорение, письмо, работа с информацией и ее сопоставление, наблюдение над языком текста, анализ текста.

Оборудование урока:– текст В.Солоухина, раздаточный материал; компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация;





Планируемые результаты урока:

– обучающиеся закрепляют умение написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

– совершенствуют навыки в определении проблемы, подборе и оформлении комментария, аргументов;

– формируют комплекс речевых умений.

Ход урока:

1. Слово учителя. Какова будет цель урока?

Цель – подготовка к сочинению-рассуждению по заданному тексту

-Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

формулировать основную проблему текста и комментировать ее;

определять позицию автора и отражать ее в сочинении;

излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких (2) аргументов.

2.Работа над планом к сочинению: каждый ученик подготовил презентацию и выступление по ней.

-Вступление -Проблема и виды проблем -Комментарий автора 

-Позиция автора -Собственная позиция -Аргументация -Заключение 

Каждый выступающий записывает пункты к сочинению на доске и у себя в справочниках.

3.Изучим  критерия  оценивания ответа на задание 25.Устная работа.

I. Содержание сочинения

К1 Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет – 1 балл

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.- 0

К2 .Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет -3

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет-2

Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы, или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста -1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована или прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная или вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста -0

К3 .Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет-1

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована-0

К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)-3

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы-2

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт -1

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе-0

4. Чтение текста(читаю сама)

(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…

(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви,

и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.

(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать.

«(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.

(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.

(По Н. Долининой*)

5.Понравился текст? Почему?-О чем этот текст? Какие слова являются ключевыми?-О какой любви пишет автор? Найти и подчеркнуть.-К какому стилю мы отнесем текст? (публицистическому)Тип текста.-Найти особенности рассуждения.

6.Давайте попытаемся написать вступление к своему сочинению. (ученики записывают) читаем вслух.

- Определить основную проблему текста. Определите вид проблемы,(философская) Обоснуйте свой ответ.- Определить комментарий автора. Для этого нужно поработать над текстом. Взять маркеры и подчеркнуть слова или предложения в тексте, для возможного комментария к проблеме. Почему?-Определить позицию автора. Записать.- Выразить свою позицию к проблеме.- Подберите аргументы к проблеме.- Сделайте вывод.

7.Релаксация. Прием «Незаконченное предложение».

Учащимся необходимо выбрать близкое его состоянию начало и продолжить высказывание:

– на сегодняшнем уроке я понял / я узнал / я разобрался…

– на этом уроке меня порадовало…– я похвалил бы себя за…– особенно мне понравилось…– после урока мне захотелось…– сегодня мне удалось…

– я сумел…– было интересно…– было трудно…– я понял, что…– теперь я могу…– я почувствовал, что.

8.Выставление оценок. Домашняя работа. Написать сочинение- рассуждение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!