СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки к ОГЭ по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта система оформилась и сложилась, конечно, не за один год, а в течение нескольких лет, начиная с самого начала введения государственного экзамена в новой форме для девятиклассников. Считаю, что она создает условия для качественной подготовки учащихся к новой форме итоговой аттестации.

Основой является “Образовательная программа школы”, в которой заложено непременное соблюдение преемственности содержания, применяемых технологий, учебно-методических комплектов на всех ступенях обучения. Главным приоритетом всей деятельности является создание условий для максимального развития природных задатков и способностей каждого ребёнка. Модель математического образования в школе – это фундамент, без которого, на мой взгляд, невозможно в полной мере подготовить выпускников к сдачеОГЭ.

Немного о структуре моей работы.

Обучаются девятиклассник по обычной 5-ти часовой программе (3+2) по учебникам Макарычева Ю.Н.. и Атанасяна Л.С.

Кроме урочных 5-ти часов имела  1 час элективного занятия. Кроме того в первом полугодии консультация после уроков проводила 1 раз в неделю, во втором полугодии два раза в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки к ОГЭ по математике»

Система подготовки к ГИА (ОГЭ).




Я хочу поделиться системой своей работы по подготовке учащихся к ОГЭ. Эта система оформилась и сложилась, конечно, не за один год, а в течение нескольких лет, начиная с самого начала введения государственного экзамена в новой форме для девятиклассников. Считаю, что она создает условия для качественной подготовки учащихся к новой форме итоговой аттестации.

Основой является “Образовательная программа школы”, в которой заложено непременное соблюдение преемственности содержания, применяемых технологий, учебно-методических комплектов на всех ступенях обучения. Главным приоритетом всей деятельности является создание условий для максимального развития природных задатков и способностей каждого ребёнка. Модель математического образования в школе – это фундамент, без которого, на мой взгляд, невозможно в полной мере подготовить выпускников к сдачеОГЭ.

Немного о структуре моей работы.

Обучаются девятиклассник по обычной 5-ти часовой программе (3+2) по учебникам Макарычева Ю.Н.. и Атанасяна Л.С.

Кроме урочных 5-ти часов имела 1 час элективного занятия. Кроме того в первом полугодии консультация после уроков проводила 1 раз в неделю, во втором полугодии два раза в неделю. В 2017-1018 учебном году у меня было два девятых класса. Теперь о системе работы.

1.Дифференцированный подход в обучении.

Хорошо известно, что задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше. Первую и вторую четверть проводила консультацию для всего класса, в 3 четверти ребята были разделены на две группы по уровню знаний, а затем в начале апреля по понедельникам, субботам и пятницам им сделали такое расписание, что на алгебру и русскикий, алгебру и географию, алгебру и общесвознание они приходили по группам. Одна группа более сильная, другач по слабее.

2 .Очень положительно работает на подготовку к ОГЭ то, что в 7 классе провожу переводной экзамен по геометрии, в 8 классе зачет по геометрии. Вопросы вывешиваются в первой четверти.

3.Сквозное знакомство с тестами и заданиями из тестов.

Уже с шестого класса включаю в устный счет, в математические диктанты в практические работы задания тестовОГЭ.

4.Подготовка выпускников кОГЭ.

Прежде всего, с тестами знакомлю уже 8-классников, давая им понять, что они уже много знают и умеют и экзамен в 9 классе просто обязан пройти успешно, если к нему подготовиться.

А в 9 классе работу необходимо начать с мотивации. Прежде всего, обучающихся необходимо убедить, что экзамен показывает истинную картину знаний, умений и навыков, где не у кого списать или воспользоваться решебником, а, значит, нужно надеяться только на себя и свои знания.

В начале же учебного года администрация подробно знакомит учащихся и их родителей с нормативными документами по проведению ОГЭ. Я же со своей стороны так же подробно разбираю с учащимися особенности структуры, содержания и оценивания экзаменационной работы, с бланками и правилами их заполнения. Обязательно подробно разбираем каждое задание демоварианта - по мере изучения тем.

5. Следующий этап - повторение. Я считаю, что наиболее эффективный принцип выстраивания подготовки – по темам и начала её прямо с сентября. Это база для решения заданий первой части экзаменационной работы. Повторение каждой темы выстраивалось по следующему алгоритму: сначала через фронтальную работу повторяли основные понятия, формулы и алгоритмы, разбирали различные типы заданий по теме, акцентируя внимание на те из них, где чаще всего допускаются ошибки.

Затем учащиеся выполняли тренировочный тест, работая в парах или группах. Все ученики получали один и тот же вариант из 8-9 заданий, содержащий разные типы задач по теме. При выполнении тренировочного теста возможна помощь учителя, так как целью его проведения является не проверка знаний учащихся, а анализ их собственной деятельности, результатом которой должен быть ответ на вопрос: “Умею я решать задачи по этой теме или есть нерешенные проблемы, и какие именно?”.

После завершения работы проводилась проверка ответов. Далее работа выстраивалась по индивидуальным траекториям. Учащиеся, не допустившие ошибок в тесте, уходили с занятия. С остальными выяснялись возникшие затруднения, как правило, это одни и те же задания, и разбирались ошибки. При наличии времени детям предлагался еще один вариант тренировочного теста по теме, в котором они выполняли только те задания, с которыми не справились в первый раз.Варианты тренировочных тестов давались на дом. Правильность их выполнения ребята могли проверить в любой день (в течение недели) до следующего занятия и получить индивидуальную консультацию.

Результаты выполнения тематических тестов отражались в листе текущего контроля в виде отметки. Родители обязательно информировались о подготовке детей к экзамену (на собрании или индивидуально).

6. Следующий этап подготовки к ОГЭ– это решение экзаменационных тестов. Начиная с ноября, раз в две недели на уроках начинаем писать тесты регулярно. Я предлагала тесты на 5 вариантах.

При проверке тестов заполнятся таблица с результатами выполнения работы по каждому заданию. Обязательно фиксируется вариант, который выполнял ребенок. Имея такую таблицу, легко найти задания, вызвавшие у учеников наибольшее затруднение. На следующем занятии выдаю проверенные работы, текст теста и фронтально разбираем сначала массовые ошибки, а затем единичные по индивидуальным вопросам учащихся. На очередном занятии даю эти же тесты, опять на 5 вариантов и далее проводится аналогичная работа. Зная, какие варианты учащийся уже писал, по желанию для дополнительной подготовки могу предложить им те, которых у них не было. Потом в работу включаю следующий блок тестов из 5 вариантов и снова они «крутятся в работе».

В конце ноября, в феврале и в апреле администрация проводит мониторинги по системе ОГЭ, на 4 часа, на 10 вариантов, на весь тест целиком. Работа проводится с жестким ограничением времени и в условиях близких к экзамену. Первый раз учащимся сложно выдержать этот режим, но, привыкнув к нему, они затем чувствуют себя на экзамене намного спокойнее и собраннее. Мониторинг проводится с заполнением бланков – это тоже способствует снятию напряженности на экзамене.

Результаты мониторингов вклеиваются в дневники учащихся, проводится тщательный анализ работ, с каждым учащимся проводится индивидуальный разбор ошибок, тест «отрабатывается».

За основу критериев оценивания результатов выполнения тестов берутся критерии с экзамена, они вам хорошо известны.

7. Ну, и последний – завершающий этап подготовки к ОГЭ. Он начинается обычно в 4-ой четверти, в середине апреля. К этому времени заканчивается изучение нового программного материала, поэтому подготовка к экзамену идет уже непосредственно на каждом уроке. После отработки заданий первой части у учащихся сформирована база для более сложных заданий, и можно приступать ко второй части экзаменационной работы. Задания второй части различаются по уровням сложности от двух до четырех баллов. Задания в два-три балла можно разбирать со всеми учащимися на уроках. А 4-х бальные задания лучше прорешивать на консультациях с наиболее успешными учениками и желающими.

Конечно же, данная система требует большого количества времени учителя на подготовку к занятиям, проверку и анализ работ, проведение индивидуальных консультаций. Но, с другой стороны, результаты говорят сами за себя, мы неплохо пока справляемся с задачей подготовки учеников к ОГЭ, по крайней мере, у нас нет двоек.

Наша цель – привести детей к успеху, и если ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует у ребенка интерес к учебе, развивает его математические способности, повышает чувство собственного достоинства и раскрывает его интеллектуально-творческий потенциал.



 Что я считаю самым важным при подготовке к ОГЭ?

1. Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором на экзамене запрещено, поэтому объясняю его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней. На заключительных уроках разделов показываю математические фокусы с быстрым счётом, каждый ученик готовит проекты в 5-6 классе по быстрому счёту. Например, для увеличения скорости вычислений в 8 классе в заданиях по теме «Теорема Пифагора» дарю каждому ученику на Новый год календарик, где на обратной стороне отпечатаны «Пифагоровы тройки», поэтому в 9 классе 7-8 троек ученики знают наизусть, а для ОГЭ этого достаточно, чтобы решить некоторые задания устно.

2.  Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5-7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение, в вопросы зачётов включаю формулы по всему разделу.

3. Проверка знаний и умений учащихся


4.  Принцип дифференцирования




5. Постоянное совершенствование удачных  методических  приёмов. У каждого учителя они могут быть различными. Например, считаю эффективным приём показа учителем мысленного поиска способа решения задачи. Раскрываю перед учащимися ход своих мыслей, которые возникали, когда готовилась к уроку, даже если эти мысли были неверными. Часто показываю перед учениками всю картину поиска решения, вплоть до показа своих черновых записей. Иногда, хороший результат получается, когда инсценирую «тупик» в процессе решения задачи, в этом случае ученики должны уметь найти место, с которого пошёл «тупиковый» вариант, чтобы, вернувшись к нему, найти другой вариант решения.



Рекомендации ученику


1. ПОМНИТЕ! Фундамент математических знаний закладывается на обычных уроках математики и при систематической подготовке к ним.

2. Необходимо внимательно выслушивать теоретический материал, который учитель объясняет на уроках.

3. Старайтесь не пропускать без уважительной причины уроки математики, потому что качественно восполнить пропущенный теоретический или практический материал самостоятельно сложно.

4. Не допускайте формального усвоения программного материала.

5. Все математические понятия и утверждения нужно обязательно понимать и уметь самостоятельно воспроизводить.

6. Помните, что умение решать задачи является следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала.

7. Выполняйте все домашние задания самостоятельно, консультируйтесь с учителем.

8. Составьте свой, личный справочник теоретического материала и старайтесь постепенно все выучить наизусть, регулярно повторяя выученное.

9. Чем больше информации Вы запомните, тем лучше и быстрее будете выполнять как устные задания, так и задания, требующие значительных умственных усилий.

10. Составьте свой личный план подготовки к экзамену. Покажите его учителю или другому квалифицированному специалисту для подтверждения его правильности и соответствия вашим индивидуальным способностям.

11. Регулярно занимайтесь по личному плану, не реже 1 раза в неделю.

12. На каждом индивидуальном занятии считайте устно. Пытайтесь закрепить (или сформировать) навыки устных вычислений.

Помните: вся подготовка к экзамену зависит лично от каждого из вас. Как вы относитесь к учебе, какой интерес проявляете к учебе, самостоятельно ли выполняете все учебные задания, как используете при этом учебные пособия, какие мысли и чувства вызывает у вас изучение математики, используете ли вы полученные знания и умения по математике в своей жизненной практике, и если используете то как.

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.

Рекомендации родителям.

Уважаемые папы и мамы!

Неверно думать, что если у Вас нет математического образования, то Вы ничем не можете помочь своему ребенку при подготовке к ОГЭ.

Это всегда можно сделать, организуя и контролируя его самоподготовку. Здесь Ваша помощь просто необходима.

Ознакомьтесь с “Рекомендациями ученику” и помогайте ребенку их выполнять.

Контролируйте его работу и посещаемость на уроках математики в школе (не реже 1 раза в месяц встречайтесь с учителем математики и старайтесь выполнять его рекомендации).

Организуйте качественное питание и отдых ребенка в течение всего учебного года (особенно в период сдачи экзаменов). Вечером накануне экзамена родители должны проследить, чтобы ребенок прогулялся и лег спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

Ресурсы для подготовки к ГИА(ОГЭ) по математике:

-ЕГЭ и ГИА (ОГЭ) 2019 на сайте Александра Ларина ( здесь представлены видеоразборы решений тренировочных работ и генератор вариантов ГИА-2019)

-Сайт «Решу ЕГЭ» - огромная подборка, разнообразные задания, возможность разбора и онлайнтренажа.

-Диагностические и тренировочные работы МИОО на сайте ФИПИ

-On-line тестирование можно пройти тестирование и узнать свой результат; Пособия для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Я пришла к выводу, что наиболее удачными являются тесты Семенова и Ященко, они наиболее соответствуют демоверсии.



 


























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!