СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки к ОГЭ по информатике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не секрет, что базовый уровень изучения  информатики  не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходимого объема знаний, но не может обеспечить системность знаний для  формирования умений  решать задачи по информатике. Следовательно, обучающиеся, изучающие  информатику  на базовом уровне, не могут продемонстрировать в рамках ГИА по информатике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.

Значит, задача учителя – продумать систему организации подготовки учащихся к ГИА. Начинать подготовку учащихся к ГИА необходимо как можно раньше. Учитель информатики, как предметник, может и должен делать это с 8 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе. Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ГИА по информатике является последний год обучения.

Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ГИА. В спецификации указано, что содержание экзаменационной работы по информатике рассчитано на выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики по материалам учебной программы по предмету.  Результаты экзамена могут быть использованы при комплектовании профильных X классов, а также при приеме в учреждения системы среднего профессионального образования без организации дополнительных испытаний.

Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ГИА, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы.

Итак, с чего начинать?..

Первое, что предстоит сделать, познакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену. Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы и рассмотреть возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий.

Просмотр содержимого документа
«Зачетный лист»

Зачетный лист по подготовки к ГИА по информатике __________ учебный год

Ф.И.О. ученика ________________________________________________________________

Класс________________________________________________________________________

Тема занятия

Дата

дополнительного занятия

Результат проверочной работы

Дата пересдачи

Результат пересдачи

Подпись родителей

А1. Умение оценивать количественные параметры информационных объектов.






А2. Умение определять значение логического выражения.






А3. Умение анализировать формальные описания реальных объектов и процессов.






А4. Знание о файловой системе организации данных.






А5. Умение представлять формульную зависимость в графическом виде.






А6. Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором ко-манд.






В7. Умение кодировать и декодировать информацию.






В8. Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке.






В9. Умение исполнить простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке.






В10. Умение исполнить циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке.






В11. Умение анализировать информацию, представленную в виде схем.






В12. Поиск информации в базе данных по сформулированному условию.






В13. Знание о дискретной форме представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации.






В14. Запись простого линейного алгоритма для формального исполнителя.






В15. Умение определять скорость передачи информации.






В16. Исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки.






В17. Умение использовать информационно-коммуникационные технологии.






В18. Умение осуществлять поиск информации в Интернете.







Тренировочная контрольная работа






Диагностическая контрольная работа








Просмотр содержимого документа
«План-отчет»

План работы учителя информатики Прокуда М.В.

по подготовке учащихся 9 классов к ЕГЭ по информатике в ________________ учебном году 

Направление  

Мероприятие

Сроки

выполнения

1.Информационное  обеспечение 

деятельности   учителя 

информатики

I. Информационная деятельность

 

1.   Информировать обучающихся и родителей 9 классов об особенностях государственной (итоговой) аттестации в 2015 – 2016 учебном году

По мере

поступления материалов

2.   Информировать обучающихся 9 классов об адресах сайтов в Интернете, где размещены материалы по подготовке и проведению ОГЭ .

3.   Оформить уголок в кабинете для подготовки к ОГЭ по информатике (дидактический материал, демоверсии, образцы решений заданий разного типа и т.д.)

В течение года

4.   Создать банк материалов по подготовке к ОГЭ

5.   Информировать родителей  обучающихся 9 классов о промежуточных результатах подготовки к ОГЭ

6.   Составить рекомендации для учащихся по подготовке к ОГЭ по информатике

7.   Информировать родителей о сборниках по подготовке к ОГЭ, сайтах Интернета с КИМами и тестовыми тематическими заданиями.

Через

родительские  собрания

2. Анализ,

диагностика,

мониторинг

освоения

учащимися классов предмета

«Информатика»

II. Аналитико - диагностическая деятельность

 

1.    Провести анализ успеваемости учащихся по информатике за 8 класс

Сентябрь

2.    Провести вводную диагностическую работу по материалам ОГЭ для определения проблем учащихся в  освоении тем

Октябрь

3.  Систематизировать затруднения и пробелы в знаниях учащихся по информатике

Октябрь

4.  Проводить анализ успеваемости учащихся 9 классов по информатике в течение учебного года.

В течение года

5.  Вести диагностические карты подготовки к итоговой аттестации учащихся 9 классов по информатике

6.  Вести мониторинг и анализировать результаты самостоятельных, проверочных, плановых  диагностических работ по информатике учащихся 9 классов

7.   Провести репетиционный экзамен по информатике ОГЭ

Апрель-май  2016г.

8.   Провести анализ результатов ОГЭ по информатике учащихся 9 классов

Июнь 2016г.

3.Организация и проведение

дополнительных занятий и

консультаций

III. Учебная и консультационная деятельность

 

1.     Проводить дополнительные занятия для учащихся, мотивированных на получение хорошего результата на ОГЭ по информатике

1 раз в неделю

2.    Проводить дополнительные занятия со слабоуспевающими обучающимися

3.    На уроках информатике дополнительно уделить время изучению тем, отображаемых в ОГЭ

Во время проведения уроков информатики

4.    На уроках информатике включить разделы для повторения ранее изученных тем

5.    Проводить индивидуальные консультации для учащихся классов

По мере необходимости

6.    Тренировать учащихся 9 классов работать с бланками ОГЭ 

В течение года



















Отчет учителя информатики Прокуда М.В.

о работе по подготовке обучающихся  к ЕГЭ на 1.04.16



На начало учебного года готовность сдавать государственную итоговую аттестацию по информатике и ИКТ в формате ОГЭ выразили 13 человек. С ними была начата индивидуальная работа, и в конце года были достигнуты определенные положительные результаты.

В течение 2015-2016 учебного года подготовка обучающихся  9 классов, определивших предмет «Информатика» в качестве экзамены по выбору на итоговой аттестации за курс сосновной школы в формате ОГЭ, проводилась по следующим направлениям:

1. Индивидуальные дополнительные занятия с обучающимися по графику, составленному и согласованному в начале учебного года. Согласно графику, каждый обучающийся посещал от 1-2 дополнительных занятий по информатике в неделю, помимо уроков по расписанию. В основном, пропусков занятий без уважительной причины не было, правда, некоторые учащиеся (Жигайлов, Устименко) отказывались от посещения консультаций. На занятиях обучающиеся работали с сайтом Гущина «Решу ГИА»,
вели отдельные тетради для подготовки к ОГЭ. Это позволяет систематизировать учебный материал, отслеживать задания, вызывающие затруднение у конкретного ученика, и при необходимости, повторять именно проблемные темы. В ходе систематической подготовки у обучающихся сформировались навыки самостоятельного выбора способов и форм организации собственной деятельности, что отражалось в индивидуальном зачетном листе подготовки к ГИА по информатике.

2. Для контроля уровня подготовленности и с целью тренировки к ЕГЭ проведены: входной контроль в формате ЕГЭ, плановые диагностические работы (на сайте) и тематическая контрольная работа, текст которой составлен был на основе демонстрационного варианта ЕГЭ.

Анализ полученных результатов говорит о том, что на тренировочных работах все обучающиеся набирали баллы, превышающие минимальный порог по предмету, который составляет от 5 до 11 баллов. У всех обучающихся наблюдалась положительная динамика.

Кроме индивидуальных занятий преподавателем проводилась следующая работа:

3. Организовывалась систематическая работа обучающихся в кабинете информатики с интерактивными дистанционными ресурсами ege.yandex.ru, reshuege.ru, kpoliakov.narod.ru, которые позволяют тренироваться как в выполнении экзаменационной работы в целом, так и отдельно отрабатывать каждое задание. В помощь ученикам был составлен и систематически пополняется список интерактивных ресурсов, рекомендованных для самостоятельной подготовки обучающихся. Организовалась работа с задачами открытого банка заданий сайта ФИПИ.

4. Создан и пополняется банк электронных образовательных ресурсов, в котором собрано большое количество заданий с решениями, подробным объяснением хода решения по всем темам ОГЭ. В банке представлена также подборка типовых вариантов разных авторов.

5. Для развития общеучебных и познавательных умений обучающиеся  принимали участие в олимпиаде по программированию.

6. Уделялось большое внимание изучению программирования, низкое качество знаний по результатам тематической контрольной работы говорит о том, что тема «Алгоритмизация, моделирование и программирование» одна из самых сложных в курсе информатики.

В ходе работы возникали  следующие проблемы: несмотря на большую индивидуальную работу, ошибки, допускаемые обучающимися в диагностических работах, свидетельствуют об их рассеянности, невнимательности и отсутствию сосредоточенности при решении задач. Они способны ошибиться в любом задании, требующем внимательности при чтении условия, аккуратности в выполнении алгоритма. Чаще всего данная проблема наблюдалась у обучающегося Курбанова Н (9А), который посещает консультационные занятия, и у Жигайлова В (9Б), Устименко И (9Г), которые уклоняются от посещения консультаций.

В целом систематическая работа в течение года дает свои положительные результаты, и у обучающихся наблюдается положительная динамика качества знаний.





Просмотр содержимого документа
«Система подготовки к ГИА Прокуда»

Система подготовки к ГИА по информатике.

Из опыта работы учителя информатики высшей категории

МБОУ СОШ №29 г. Георгиевска М. В. Прокуда

Не секрет, что базовый уровень изучения  информатики  не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходимого объема знаний, но не может обеспечить системность знаний для  формирования умений  решать задачи по информатике. Следовательно, обучающиеся, изучающие  информатику  на базовом уровне, не могут продемонстрировать в рамках ГИА по информатике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.

Значит, задача учителя – продумать систему организации подготовки учащихся к ГИА. Начинать подготовку учащихся к ГИА необходимо как можно раньше. Учитель информатики, как предметник, может и должен делать это с 8 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе. Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ГИА по информатике является последний год обучения.

Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ГИА. В спецификации указано, что содержание экзаменационной работы по информатике рассчитано на выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики по материалам учебной программы по предмету.  Результаты экзамена могут быть использованы при комплектовании профильных X классов, а также при приеме в учреждения системы среднего профессионального образования без организации дополнительных испытаний.

Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ГИА, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы.

Итак, с чего начинать?..

Первое, что предстоит сделать, познакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену. Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы и рассмотреть возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий.

Основу экзамена составляют темы, которые очень хорошо формализуются:

  • Информация и информационные процессы

  • Информационные технологии

  • Алгоритмы и исполнители

  • Основы логики

Анализируя кодификатор на предмет соответствия с учебными пособиями и примерными программами по информатике, можно сделать следующие выводы:

- в программе под руководством И.Г. Семакина полностью отсутствует тема «Основы логики». Не затрагиваются разделы «Числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость обработки информации», «Оперирование информационными объектами с использованием знаний о возможностях информационных и коммуникационных технологий (выбор адекватного программного средства для обработки различной информации)».

- в программе под редакцией Н.Д. Угриновича отсутствуют темы: «Работа с массивами», «Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры», «Основы логики», «Возможности информационных и коммуникационных технологий (выбор адекватного программного средства для обработки различной информации)», «Технологии программирования».

В данных примерных программах полностью отсутствуют такие темы как: «Преобразование логических выражений», «Построение таблиц истинности и логических схем».

Частично используется тема: «Технологии программирования».

Используя эти примерные программы, успешно подготовить учащихся к ГИА не представляется возможным, так как кодификатор не соответствует в полном объеме примерным программам. По данным программам подготовить учащихся к сдаче ГИА по информатике возможно, но при условии изучения недостающих тем в дополнительной форме (факультативы, элективные курсы, кружки).

На сегодняшний день нет ни одного учебника по информатике, по которому можно подготовиться к ГИА, не прибегая к использованию других учебников и пособий (исключение составляет новый учебник Босовой по ФГОС). Учителям приходится использовать комбинацию допущенных и рекомендованных учебников в сочетании с теми, в которых та или иная тема изложена методически более привлекательно. Можно говорить о необходимости компилировать содержание разных пособий для успешной подготовки к ГИА.

Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ГИА.

Работу по подготовке к экзамену в формате ГИА можно разбить на две части.

Первая состоит в том, что начиная с 8-го класса, в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ГИА практически на каждом уроке.

Вторая часть предпо­лагает разработку программы дополнительных заня­тий, по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.

Планы уроков, начиная с 8-го класса, должны заканчиваться пунктом "Примеры заданий из ГИА". Желательно при закреплении материала на уроке давать контрольные вопросы и задания в стандарт­ном формате, соответствующем ГИА.

После прохождения какой-то темы, которая объединяет в себе несколько уроков, я провожу контроль знаний. Контроль состоит из заданий, подобных заданиям ГИА. Тестирование можно проводить в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляю, используя многочисленную литературу с готовыми текстами тестов по основным разделам базового курса. Стараюсь выбирать задания из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ГИА по информатике, из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ГИА, а также из сборников для подготовки к ГИА, допущенных Министерством образования и науки. Моя задача при подготовке к урокам — выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока.

Широкое использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но является несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты могут носить не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.

В сентябре в 9 классе провожу диагностический тест за курс 8-9 классов, который позволяет выявить проблемы в разных областях. На основании чего мною разрабатываются программы дополнитель­ных занятий.

Провожу индивидуальные и групповые консультации после уроков, в строго определённое  время. Они охватывают как сильных учащихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и   слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки. Каждое задание из тестов ГИА анализируется, дается не­обходимая теоретическая база для решения того или иного задания, а также предлагаются тестовые варианты из ГИА, чтобы закрепить тему. В ходе подготовки к ГИА ученики под моим руководством повторяют основы информатики. Тестируя учеников, указываю, на какие разделы основ теории по информатике следует обратить дополнительное внимание. Где взять материал для изучения. Рекомендую материал для самостоятельной работы, комментирую наиболее сложные и непонятные разделы. После дополнительной теоретической работы с использованием лекций перехожу к тренингам учени­ков. В практической работе показываю, как оптимально решить тесты по ГИА, какие ловушки возможны, какие типовые ошибки допускают ученики. Что де­лать, если ответ неизвестен. Учащиеся выполняют практические задания по ка­ждой лекции.

Сроки изучения лекций и сдачи практического задания ограничены вре­менными рамками. При успешном выполнении практического задания учащимся ставится отметка «за­чтено» и они получают доступ к следующему заданию.

С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности»  ученика  к ГИА следует проводить мониторинг каждого сдающего экзамен ученика. Таким образом, можно получить достоверную картину успехов каждого ученика, а ученик, свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. С уча­щимися, у которых выявились затруднения и уровень сформированности ком­петенций средний или ниже среднего, проводятся дополнительные занятия, консульта­ции. В течение  года провожу тренировочные, репетиционные работы внутри школы. Стараюсь создать реальные условия проведения ГИА.

Итак, основной метод моей подготовки учащихся к ГИА – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Опыт  свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать  темп своей  работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет  веру в свои  силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.



Позвольте предложить следующую систему работы по подготовке к ГИА по информатике  в 9 классе.

  1. Изменить тематическое планирование. Составить планирование таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков невостребованных тем. Это надо делать очень осторожно, тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ.

  2. Включить в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.

  3. В содержание текущего контроля включить экзаменационные задачи.

  4. Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по информатике.

  5. Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

Поясню: изменение системы контроля, а, строго говоря, изменение отношения учителя качеству  контроля, является необходимым условием повышения качества обучения.

Не секрет, что в настоящее время контроль  ослаб, стал формальным, поэлементный анализ контрольных работ практически исключён из практики учителей. К тому же, использование многочисленных тестов вместо контрольных работ приводит к тому, что учитель не видит причин допущения ошибок. А участие родителей в этом процессе практически нулевое.

Поэтому позвольте предложить и  систему контроля, которая:

во-первых, позволит учителю иметь постоянную информацию об уровне  овладения учебным материалом по каждой теме, своевременно принимать меры по коррекции пробелов, 
во-вторых, повысит мотивацию учащихся к учению, 
в-третьих, поможет привлечь родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение  детей.

В систему контроля уровня ЗУН предлагается включить зачётный лист ученика. Зачётный лист составляется по каждой теме. Перечисляются все проверочные работы, которые планирует провести учитель, и которые определяют уровень овладения учащимися базовыми знаниями по данной теме. После проведения проверочной работы в зачётный лист выставляется отметка. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, и затем обязательно пересдать проверочную работу. До контрольной работы по теме каждый ученик должен по всем проверочным работам иметь положительную отметку.
Проверочные работы учитель составляет в соответствии с обязательными требованиями к уровню знаний по данной теме.
Таким образом, ученики к контрольной работе подходят как минимум на базовом уровне.
После каждой работы зачётный лист даётся на подпись родителям, в котором указывается дата дополнительных занятий. Перед контрольной работой родителям сообщается готов ли их ребёнок к контрольной работе. По зачетному листу родители получают возможность следить за подготовкой к контрольной работе, своевременно принимать меры по коррекции знаний ребёнка. Такую систему контроля вводить лучше как можно раньше, но обязательно в 8 классе.

А инструменты для осуществления контроля, в современном информационном пространстве, можно выбрать кому какие удобны и привычны. Это и Гугл формы, и всем известный сайт «Сдам ГИА»,


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!