«Система подготовки учащихся к ГИА по математике»
Слайд 2
Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету, и дети, для которых математика – вечная проблема. Как сделать так, чтобы каждый ребенок лучше, чем ранее, развил свой потенциал и был успешен на итоговой аттестации по математике? Хотелось бы поделиться опытом своей работы при подготовке выпускников к ГИА по математике.
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9-м классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Экзамен по математике в 9-м классе – это итог работы ученика и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса.
Государственная итоговая аттестация
вошла в число обязательных форм сдачи экзаменов в 9 классе.
Для успешной сдачи Государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов необходима мотивация. Если в 11 классе при сдаче ЕГЭ ученики по результатам экзамена получают возможность поступления в ВУЗ, то в 9 классе экзамены на поступление не всегда влияют, ученики не осознают серьезности предстоящего экзамена. Много ребят со слабой математической подготовкой, нарушением памяти, нежелающих учиться. Все эти причины соответственно приводят к плохой успеваемости, а значит усложняет систему подготовки к ГИА.
Поэтому учеников и их родителей, необходимо заинтересовать результатом экзамена.
Слайд 3
И поэтому я начинаю целенаправленно готовить учащихся к такому виду экзамена уже с 5 класса. Принимая учащихся в 5 класс от учителей начальных классов, иногда ребят с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях, учитель вынужден решать сложную педагогическую задачу: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения. В этих условиях ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. Они находятся в дискомфортном положении не справляющихся с учёбой; развивается чувство собственной неполноценности, которое по законам психологии требует вытеснения, поиска удовлетворения в других сферах. Выход из этой ситуации в осуществлении дифференцированного подхода к обучению учащихся на основе явного выделения уровня математической подготовки, обязательного для каждого ученика школы.
Слайд 4.
Чтобы достичь хороших результатов нужно:
- на каждом уроке проводить обязательный устный счёт;
- включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям;
- в содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи;
- итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене;, Слайд 5.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала. Для этой цели я использую тематические зачетные листы в 8 – 11 классах.
Зачётный лист №
ученика 9 класса _________________________ по теме: «Неравенства»
№ работы | Содержание учебного материала Тема самостоятельной работы | дата | выполнение | дата | коррекция |
1 | Действительные числа | | | | |
2 | Решение линейных неравенств | | | | |
| Решение систем линейных неравенств | | | | |
4 | Доказательство неравенств | | | | |
5 | Что означают слова «с точностью до…» | | | | |
6 | Тест №1 Неравенства | | | | |
7 | Контрольная работа №1 по теме: «Неравенства». | | | | |
Зачётный лист №
ученика 9 класса _________________________ по теме: «Квадратичная функция»
№ работы | Содержание учебного материала Тема самостоятельной работы | дата | выполнение | дата | коррекция |
1 | Функция. Область определения функции и область значений функции. | | | | |
2 | График функции. | | | | |
3 | Свойства функций | | | | |
| Тест №1 Функция. Свойства функций | | | | |
4 | Квадратный трёхчлен и его корни. | | | | |
5 | Разложение квадратного трёхчлена на множители | | | | |
| Тест №2. «Квадратный трёхчлен и его корни». | | | | |
6 | График квадратичной функции | | | | |
7 | Свойства квадратичной функции | | | | |
8 | Тест №3. «Квадратичная функция и её свойства». | | | | |
9 | Контрольная работа №1 по теме: «Квадратичная функция». | | | | |
Конечно же, данная система требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.
Слайд 6
Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ГИА необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируясистемные знания и навыки.
Слайд 7.
При подготовке к ГИА можно выделить следующие ключевые этапы:
Проведение дополнительных занятий по подготовке к ГИА
Систематическое включение в устную работу заданий ГИА
Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям
Использование в домашних заданиях материалы Кимов
Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля
Тематическое повторение
Обобщающие уроки с применением компьютерных технологий
Систематическое повторение учебного материала
Систематическая работа по заполнению бланков.
Решение большого числа тестов
Решения заданий второй части
Психологическая подготовка к ГИА.
Подготовка к ГИА в 9 классе начинается в начале учебного года, но я начинаю такую подготовку в 8 классе
Слайд 8
2. При подготовке к ГИА следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету.
Проводится опрос-анкетирование учащихся об ожидаемых результатах ГИА
Проводится вводная диагностика(выясняется какими знаниями и умениями владеют учащиеся)
Все учащиеся делятся на группы
Всех учащихся класса можно разделить на 2 - 3 группы.
ГПП | ГВН | ГПО |
группа педагогической поддержки «3» | группа возрастной нормы «4» - «5» | группа продвинутого обучения « 5» |
учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3». | учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями т.е. применять ЗУН в измененной ситуации. | Учащиеся, которые умеют решатьзадания самой высокой сложности т.е. применять ЗУН в новой ситуации. |
Слайд 9.
Для каждой группы стараюсь поставить задачи индивидуально.
ГПП «3» | ГВН «4» | ГПО «5» |
1)должны выучить всю теорию; 2)научиться решать все типы заданий базового уровня; 3)на контрольных работах, тестах и зачетах не списывать. | 1)должны выучить всю теорию; 2)научиться решать все типы заданий любой темы разными способами; 3)уметь объяснять, почему так решаешь; 4)уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии. | 1)должны выучить всю теорию; 2)научиться решать все типы заданий любой темы разными способами; 3)уметь объяснять, почему так решаешь; 4)уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии; 5)знать теорию геометрии и уметь решать задачи с параметрами. |
1)прорешивать д/з и тесты; 2)если получишь «2», то отработать(но не более 2 раз) | 1)прорешивать д/з и тесты; 2)если получишь «2» или «3», то отработать(но не более 1 раза) | 1)прорешивать д/з и тесты; 2)если получишь «3» или «4», то отработать(но не более 1 раза); 3)прорешивать все дополнительные задания. |
Слайд 10.
3. Проведение дополнительных занятий по подготовке к ГИА :
консультации для слабых учащихся (решение 1 части);
консультации для сильных ребят ( решение заданий 2 части );
индивидуальные консультации.
На первых занятиях знакомлю учащихся с нормативно-правовыми документами, провожу инструктаж по правилам выполнения Кимов. Знакомлю с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания выполняем коллективно, с полным объяснением и записью на доске, прототипы заданий( 1 часть). При этом стараюсь познакомить с тем , как правильно читать задания, несколько раз прочитать вопрос задания . Стараюсь каждого ученика вызвать при этом к доске.
В начале октября проводится первая диагностическая работа. Дальнейшая работа строится учитывая ошибки в решении и записи ответов. Пробелы в знаниях.
Систематическое включение в устную работу на уроках заданий из ГИА открытого банка задач (прототипы заданий 1,2, 6,8).
Слайд 11
4. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке проводим пятиминутки ГИА, где решаем и разбираем задания не только из учебника но и задания, соответствующие теме урока из Кимов.
5. Использование в домашних заданиях материалы Кимов. В первом полугодии д/з задаю из сборника Кимов: 4- 5 заданий из варианта или несколько заданий из этого сборника по новой теме. Решения заданий которые вызвали затруднения, разбираем на доске.
6. Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля. В контрольные и тестовые работы включаю задания из открытого банка задач. Обязательно добиваюсь того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки (иногда р/над ошибками приходилось выполнять по нескольку раз, пока задание не будет решено правильно).
Слайд 12
8. Для повторения теоретического материала я провожу обобщающие уроки с применением компьютерных технологий.
Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в работе над информацией. Особенно, если это уроки повторения и обобщения материала определённой темы.
Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.
При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. С помощью презентации можно повысить объём повторяемого материала и выполняемой работы.
Слайд 13
В работе использую свои презентации и презентации, созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в Интернете:
Интернет-сообщество учителей
Сеть творческих учителей
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Информационно-методический сайт
Слайд 14.
9.Систематическое повторение учебного материала.
Итоговое повторение строится исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ГИА ( прошлых лет и новые с геометрическим материалом)
Кроме этого ребята могут проверить свои знания, решая примерные работы в режиме on-lain, а также работы, размещённые на сайте Стат Града.
Для этого использую презентации систематизирующие знания. Эти презентации помогают мне построить систематическое повторение и отработку навыков.
Слайд 15
Использование компьютерных презентаций открывает огромные возможности:
компьютер может взять на себя функцию контроля знаний,
поможет сэкономить время на уроке для решения экзаменационных задач,
богато иллюстрировать материал,
трудные для понимания моменты показать в динамике,
повторить то, что вызвало затруднения,
дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся,
быстро повторить теоретический материал.
Особенно эти презентации помогают при итоговом повторении теоретического материала.
Презентации помогали наглядно увидеть ответы на вопросы .
Слайд 16
По данным исследований в памяти человека остаётся ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечён к активным действия в процессе обучения.
Слайд 17
10. Систематически проводится работа по заполнению бланков. С заполнением бланков у ребят возникает много проблем. На дополнительных занятиях разбираем все ошибки , которые были допущены при выполнении диагностических работ. Обращаю внимание на то, что каждая цифра и знак пишутся в отдельной клеточке, на правильность написания цифр, на то, что в ответах не пишут наименования, не ставят знаки %, не получают обыкновенную дробь и т.д.ответы в тетрадях и на доске записываем в клеточках.
12. Решения заданий второй части.
Для этого сначала использовались дополнительные занятия, на которые приглашала более подготовленных ребят. Им в течении всего учебного года давала д/задания из 2 части. А на уроках итогового повторения разбирали эти задания со всем классом.
Слайд 18
14. Психологическая подготовка к ГИА.
Психологическая подготовка учащихся может заключается в следующем:
1. Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат обучения, на какую оценку он должен сдать экзамен
2. Уровень сложности заданий в некоторых случаях следует объявлять заранее, а в некоторых – только после его выполнения
3. Следует учить школьника «технике сдачи экзамена»
4. Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену;
5. Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.
Слайд 19
Математика – наука интересная и сложная, поэтому нельзя упускать ни однойвозможности, чтобы сделать ее более доступной.
Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математическиграмотным человеком.
Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики;
решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализироватьиспользованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетомпоставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результатырешения поставленной проблемы.
Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей и успешно сдали экзамен.
Слайд 20
Считаю, что надо идти в ногу со временем, не боятся нового, разумно внедрять его в учебный процесс. Всем коллегам желаю успехов в этих начинаниях
НАША ЦЕЛЬ - УСПЕШНЫЕ ДЕТИ!
Система подготовки
к ГИА.
Из опыта работы.
Учитель математики
Мамбетова Венера Хайдаровна.